СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии «дебаты» на основном уровне обучения истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация В данной статье мы схематично представляем технологию «Дебаты», кратко обосновываем актуальность ее применения, предлагаем тематику дебатов на продвинутом этапе обучения, а также даем примерный план-сценарий проведения урока с использованием элементов данной инновационной технологии

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии «дебаты» на основном уровне обучения истории»

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация В данной статье мы схематично представляем технологию «Дебаты», кратко обосновываем актуальность ее применения, предлагаем тематику дебатов на продвинутом этапе обучения, а также даем примерный план-сценарий проведения урока с использованием элементов данной инновационной технологии.Опыт нашей работы показывает, что использование технологии «дебаты» эффективно мотивирует учащихся к изучению английского языка и его практическому применению. Дебаты – это обсуждение, публичный спор по какому-либо вопросу. Мастерство публичных выступлений можно назвать основным коммуникативным умением, т.к. на протяжении всей жизни человека оценивают именно по эффективности устного общения с окружающими. В частности, данная технология помогает в подготовке обучающихся к устной части ЕГЭ по английскому языку. Технология «Дебаты» развивает: 1. умение логически и критически мыслить; 2. дискурсивные умения и навыки: умение начать и закончить выступление, аргументировать высказывание; 3. риторические умения; 4. уверенность в собственных силах; 5. способность работать в группе; Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 27 ~ 6. способность сосредоточиться на сути проблемы; 7. умение держаться на публике и владеть вниманием аудитории. Очень кратко остановимся на правилах проведения подобного урока. Две группы учащихся в соответствии с регламентом излагают свои аргументы и контраргументы, которые могут быть подготовлены заранее, с тем, чтобы попытаться убедить выступающих в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Участники могут задавать друг другу перекрестные вопросы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Технологическую схему «дебатов» можно представить следующим образом: Возможна следующая тематика уроков – дебатов на старшей ступени обучения: 1. Мобильный телефон: помощник или враг? 2. Безопасны ли генетически модифицированные продукты? 3. Стоит ли запрещать деятельность папарацци? 4. Существует ли угроза ядерной войны? 5. Фастфуд: вы «за» или «против»? 6. СМИ играют важную роль в жизни общества. Вы согласны с этим утверждением? 7. Жестокость на телевидении может спровоцировать рост преступности. Этап подготовки: - составление плана - общее описание процедуры «дебатов» - характерные особенности действующих лиц Этап объяснения: - ориентация участников - определение режима работы - формулировка главной цели - постановка проблемы - работа с пакетом документов - психологическая подготовка участников Этап проведения: - процесс «дебатов» Этап анализа и обобщения - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщение - рекомендации Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 28 ~ 8. Ваше мнение об опасности СПИДа. 9. Правительство России тратит огромные деньги на космические исследования. Это действительно стоит делать? 10.Нужно ли запрещать курение? 11.Необходимость школьной формы. 12.Преимущества и недостатки интернета. 13.Генная инженерия и клонирование. Насколько они необходимы человечеству? 14.Расизм - серьезная проблема в России. 15.Легко ли быть молодым? Далее приводим примерный сценарий «дебатов» по теме: “Проблемы экологии нашего города” Рекомендуется проводить данное мероприятие в 9-10 классах после изучения темы “Экология”. Участникам предлагается высказаться по пяти основным проблемам, изложенным на карточках. Высказывания как учителя, так и выступающих звучат на английском языке. Учитель: Мы живем в чудесном городе на Волге, который хранит традиции прошлого. Мы гордимся талантливыми и преданными представителями нашего города. Они плавят металлы, производят ракетоносители и другое космическое оборудование, изготавливают шоколад и варят пиво, разрабатывают новые лазерные технологии и возводят прекрасные здания, выполняют уникальные операции, воспитывают и учат детей, вкладываются в развитие нашей культуры. Но, к сожалению, нельзя отрицать тот факт, что человеческая деятельность вызывает и проблемы, требующие безотлагательного решения. Вот некоторые из них. Аргументы «за»: Карточка 1 На набережной Волги, в парках и скверах нашего города обилие летних кафе. Ваше отношение к этому факту. Карточка 4 В Самаре огромное количество уличных рынков. Каково ваше отношение к этой проблеме? Карточка 3 Транспортные проблемы города Самары. Карточка 2 Граффити на стенах зданий в Самаре: это уличное искусство или вандализм? Карточка 5 Многие жители нашего города ставят гаражи во дворах домов, где они живут. Что вы об этом думаете? Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 29 ~ 1. Я думаю, летние кафе в наших парках и на набережной Волги являются любимым местом отдыха горожан в жаркий летний день. Музыка, играющая в кафе, привлекает множество молодых людей, которые могут купить там прохладительные напитки или мороженое, или просто поболтать с друзьями, наслаждаясь прохладой деревьев чудесным летним днем. 2. Я уверен, намного лучше проводить время в летнем кафе, чем употреблять наркотики или алкоголь. Кроме того, вам не надо уходить далеко от дома и тратить много денег. Вы можете приятно провести досуг в своем городе, никуда не уезжая. 3. Кроме того, можно получить удовольствие от общения в дружеской атмосфере кафе, особенно вечером, когда молодежь танцует под музыку. У вас появляется шанс найти новых друзей, и, как знать, возможно, именно здесь вы встретите свою «любовь на всю жизнь». Словом, я думаю, летние кафе нужны в Самаре. Вопросы выступающих «против»: 1. Действительно ли нужно такое большое количество летних кафе? 2. Употребляют ли в этих кафе алкоголь? 3. Тщательно ли соблюдают там чистоту? Команда выступающих «за» дает ответы на вопросы оппонентов. Аргументы «против»: 1. Боюсь, что не смогу согласиться с моим оппонентом. Во-первых, громкая музыка, играющая в летних кафе, мешает тем жителям, которые хотят насладиться покоем и тишиной природы, гуляя в парке или по набережной. 2. Во-вторых, качество еды, которую готовят в этих кафе, оставляет желать лучшего. Кроме того, цены неоправданно завышены. 3. В-третьих, я уверен, кафе загрязняют окружающую среду, так как производят множество отходов. Убираются там поверхностно: множество пластиковых бутылок, банок и бумажного мусора остается на улице. Я обеспокоен экологией нашего города, поэтому я думаю, необходимо сократить количество летних кафе на набережных, в парках и скверах Самары. Вопросы выступающих «за»: 1. Знаете ли вы другие места, где столь же много посетителей по вечерам? 2. Видели ли вы огромные мусорные контейнеры, находящиеся возле каждого кафе? 3. Знаете ли вы о штрафах владельцам кафе за громкую музыку после 23.00? Представители двух команд высказывают свои аргументы и контраргументы по данным проблемам, следуя вышеизложенной схеме. Учитель: Большое спасибо командам. Все участники высказывались четко, серьезно и убедительно. Главным в нашей дискуссии стало осознание того факта, что мы должны сделать все, чтобы Самара стала экологически чистым, удобным и безопасным местом для жизни горожан. Я получила удовольствие от урока. Послушаем наших уважаемых судей. Выступление жюри. Подведение итогов дебатов. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. “Samara Life”. – Самара, 2005. 2. Ахмеджанова С.В. «Методические разработки мероприятий на английском языке для учащихся различных ступеней обучения». – Самара, 2007. 3. Конышева А.В. «Организация классных часов на английском языке». – Санкт-Петербург: «Каро»., Минск: «Четыре четверти», 2004 4. Малаканова О.В., Лебедянцев С.В., Ганс Е.С. «Антикоррупционное воспитание школьников в системе гражданского образования: активные методы». – Самара: Самарский Научный Центр РАН, 2003. 5. Светенко Т.В.“Путеводитель по дебатам”, Москв., Бонфи, 2001