СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети любят заниматься исследовательской работой, изучать,открывать для себяновое

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроках биологии»

Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроках биологии учитель биологии МБОУ Таганская СШ им.П.Г. Яценко Матусевич Т.В.

Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроках биологии

учитель биологии МБОУ Таганская СШ им.П.Г. Яценко

Матусевич Т.В.

ФГОС ООО  ФГОС СОО   Системно-деятельностный подход Технология проблемно-исследовательского метода

ФГОС ООО ФГОС СОО

  • Системно-деятельностный подход
  • Технология проблемно-исследовательского метода
Дети - любят заниматься исследователской работой, изучать,открывать для себя новое

Дети - любят заниматься исследователской работой, изучать,открывать для себя новое

 Основные этапы построения урока-исследования развитие исследовательской мотивации учащихся  формирование универсальных учебных действий в учебном процессе

Основные этапы построения урока-исследования

  • развитие исследовательской мотивации учащихся
  • формирование универсальных учебных действий в учебном процессе
Этапы Мотивация (создание проблемной ситуации Исследование (может быть в малых группах) Обмен информацией. Организация информации. Связывание информации Подведение итогов. Рефлексия. Постановка новых вопросов Применение

Этапы

  • Мотивация (создание проблемной ситуации
  • Исследование (может быть в малых группах)
  • Обмен информацией. Организация информации.
  • Связывание информации
  • Подведение итогов. Рефлексия.
  • Постановка новых вопросов
  • Применение
Урок биологии 5 класс.  Тема : живые организмы Обобщение урока:  Живые организмы живут на нашей Земле везде. Основные Царства живых организмов: -бактерии -грибы -растения -животные

Урок биологии 5 класс. Тема : живые организмы

  • Обобщение урока: Живые организмы живут на нашей Земле везде.
  • Основные Царства живых организмов:
  • -бактерии
  • -грибы
  • -растения
  • -животные
Пример текста Живые организмы — это живые существа, которые обладают совокупностью признаков (свойств), отличающих их от объектов неживой природы.  Основные признаки живого:  Способность к активному движению.  Обмен веществ с окружающей средой (питание, дыхание, выделение).  Рост и развитие.  Раздражимость.  Способность к размножению.  По отдельности большинство из этих свойств имеются и у многих объектов неживой природы, но в совокупности они присущи только живым организмам

Пример текста

Живые организмы — это живые существа, которые обладают совокупностью признаков (свойств), отличающих их от объектов неживой природы.

Основные признаки живого:

Способность к активному движению.

Обмен веществ с окружающей средой (питание, дыхание, выделение).

Рост и развитие.

Раздражимость.

Способность к размножению.

По отдельности большинство из этих свойств имеются и у многих объектов неживой природы, но в совокупности они присущи только живым организмам

Проблемный вопрос Почему живые организмы занимают все среды обитания?

Проблемный вопрос

Почему живые организмы занимают все среды обитания?

Цель урока Познакомиться с основными царствами  живых организмов  обитающих на нашей планете

Цель урока

Познакомиться с основными

царствами

живых организмов

обитающих на нашей планете

История эволюции Основные царства живых организмов Социологический опрос

История эволюции

Основные царства живых организмов

Социологический опрос

 Рабочий лист для группы Все вместе прочитайте текст. Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте) А что такое природа? Природа – все то, что нас окружает. Вы знаете, что природа бывает живая и неживая. Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы. Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природы. Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»? Чем живые организмы отличаются от неживых объектов? Растут, дышат, размножаются... (на доске или слайде обобщить названные свойства живых организмов) Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы. Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы? В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?

Рабочий лист для группы

Все вместе прочитайте текст.

  • Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте)
  • А что такое природа?
  • Природа – все то, что нас окружает.
  • Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.
  • Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы.
  • Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природы.
  • Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?
  • Чем живые организмы отличаются от неживых объектов?
  • Растут, дышат, размножаются... (на доске или слайде обобщить названные свойства живых организмов)
  • Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.
  • Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы?
  • В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?
Задания Как вы думаете, что означает слово «биология»? Подберите к нему однокоренные слова. Экология, геология, биография.  . Биология – наука о жизни, живых организмах Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе. Какие же свойства характерны для живых организмов? … ..

Задания

Как вы думаете, что означает слово «биология»?

Подберите к нему однокоренные слова.

Экология, геология, биография.

.

Биология – наука о жизни, живых организмах

Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.

Какие же свойства характерны для живых организмов?

… ..

Рабочий лист для группы   Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды. Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки. Жизнь – это движение. А для грибов и растений характерно активное передвижение? У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами. Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом?  

Рабочий лист для группы

  Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды.

Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки.

Жизнь – это движение.

А для грибов и растений характерно активное передвижение?

У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами. Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом?

 

Организация информации, обобщение Возвращение к проблемному вопросу Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока Проверка каждой из гипотез Обобщение, вывод.

Организация информации, обобщение

  • Возвращение к проблемному вопросу
  • Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока
  • Проверка каждой из гипотез
  • Обобщение, вывод.
Проблемный вопрос Как различные царства живых организмов приспособились к среде обитания на Земле?

Проблемный вопрос

Как различные царства живых организмов

приспособились к среде обитания на Земле?

Рефлексия Сегодня я узнал… Я хочу похвалить…. Было интересно… Меня удивило…….. Мне очень хочется…

Рефлексия

Сегодня я узнал…

Я хочу похвалить….

Было интересно…

Меня удивило……..

Мне очень хочется…

Красная карточка. Мне очень понравился урок. Я с пользой и активно работал на уроке. Я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке. Жёлтая карточка. Урок был интересным, но мне было трудно выполнять некоторые задания. Синяя карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чём идет речь. Мне это не нужно.

Красная карточка. Мне очень понравился урок. Я с пользой и активно работал на уроке. Я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Жёлтая карточка. Урок был интересным, но мне было трудно выполнять некоторые задания.

Синяя карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чём идет речь. Мне это не нужно.

Дети учатся ставить исследовательские вопросы;  • формулировать проблемы;  • выдвигать гипотезы;  • составлять план работы;  • вести наблюдения;  • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;  • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);  • организовывать (систематизировать) информацию;  • представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение

Дети учатся

  • ставить исследовательские вопросы; • формулировать проблемы; • выдвигать гипотезы; • составлять план работы; • вести наблюдения; • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.); • организовывать (систематизировать) информацию; • представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение
Вывод  Систематическое применение рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследовательских умений, позволяющих достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.

Вывод

Систематическое применение рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследовательских умений, позволяющих достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.