Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроках биологии
учитель биологии МБОУ Таганская СШ им.П.Г. Яценко
Матусевич Т.В.
ФГОС ООО ФГОС СОО
- Системно-деятельностный подход
- Технология проблемно-исследовательского метода
Дети - любят заниматься исследователской работой, изучать,открывать для себя новое
Основные этапы построения урока-исследования
- развитие исследовательской мотивации учащихся
- формирование универсальных учебных действий в учебном процессе
Этапы
- Мотивация (создание проблемной ситуации
- Исследование (может быть в малых группах)
- Обмен информацией. Организация информации.
- Связывание информации
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Постановка новых вопросов
- Применение
Урок биологии 5 класс. Тема : живые организмы
- Обобщение урока: Живые организмы живут на нашей Земле везде.
- Основные Царства живых организмов:
- -бактерии
- -грибы
- -растения
- -животные
Пример текста
Живые организмы — это живые существа, которые обладают совокупностью признаков (свойств), отличающих их от объектов неживой природы.
Основные признаки живого:
Способность к активному движению.
Обмен веществ с окружающей средой (питание, дыхание, выделение).
Рост и развитие.
Раздражимость.
Способность к размножению.
По отдельности большинство из этих свойств имеются и у многих объектов неживой природы, но в совокупности они присущи только живым организмам
Проблемный вопрос
Почему живые организмы занимают все среды обитания?
Цель урока
Познакомиться с основными
царствами
живых организмов
обитающих на нашей планете
История эволюции
Основные царства живых организмов
Социологический опрос
Рабочий лист для группы
Все вместе прочитайте текст.
- Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте)
- А что такое природа?
- Природа – все то, что нас окружает.
- Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.
- Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы.
- Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природы.
- Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?
- Чем живые организмы отличаются от неживых объектов?
- Растут, дышат, размножаются... (на доске или слайде обобщить названные свойства живых организмов)
- Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.
- Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы?
- В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?
Задания
Как вы думаете, что означает слово «биология»?
Подберите к нему однокоренные слова.
Экология, геология, биография.
.
Биология – наука о жизни, живых организмах
Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.
Какие же свойства характерны для живых организмов?
… ..
Рабочий лист для группы
Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды.
Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки.
Жизнь – это движение.
А для грибов и растений характерно активное передвижение?
У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами. Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом?
Организация информации, обобщение
- Возвращение к проблемному вопросу
- Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока
- Проверка каждой из гипотез
- Обобщение, вывод.
Проблемный вопрос
Как различные царства живых организмов
приспособились к среде обитания на Земле?
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Я хочу похвалить….
Было интересно…
Меня удивило……..
Мне очень хочется…
Красная карточка. Мне очень понравился урок. Я с пользой и активно работал на уроке. Я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Жёлтая карточка. Урок был интересным, но мне было трудно выполнять некоторые задания.
Синяя карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чём идет речь. Мне это не нужно.
Дети учатся
- ставить исследовательские вопросы; • формулировать проблемы; • выдвигать гипотезы; • составлять план работы; • вести наблюдения; • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.); • организовывать (систематизировать) информацию; • представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение
Вывод
Систематическое применение рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследовательских умений, позволяющих достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.