СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии проблемного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье рассматривается применение метода проблемных ситуаций на занятиях учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик. Создание проблемных ситуаций на занятиях способствует творческому овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию мыслительных способностей, где в процессе обучения студенты учатся находить пути решения разных проблем.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проблемного обучения»

Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики по профессии автомеханик

Митерева Валентина Михайловна, мастер производственного обучения

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»


Аннотация: в статье рассматривается применение метода проблемных ситуаций на занятиях учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик. Создание проблемных ситуаций на занятиях способствует творческому овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию мыслительных способностей, где в процессе обучения студенты учатся находить пути решения разных проблем.



Ключевые слова: проблемная ситуация; решение проблемных ситуаций; учебная практика.


Современное общества предъявляет все более высокие требования к уровню образования рабочих, их квалификации, профессиональным навыкам и умениям: владения различными способами деятельности, умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному формированию своих знаний, обладание критически мыслить, владение навыками труда. Это должен быть рабочий нового типа, конкурентоспособный, компетентный, предприимчивый, высококвалифицированный и инициативный, коммуникабельный, имеющий навыки делового общения. Легко адаптирующий к изменениям и быстро осваивающий новую технику современного производства.

Технология проблемного обучения рассматривается как эффективный способ раскрытия интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, формированию профессионально важных качеств, стимулирования мотивации к самообразованию.

В своей педагогической деятельности я стараюсь сочетать традиционные формы проведения занятий с применением инновационных педагогических технологий.

Поскольку в центре современного обучения поставлена личность молодого человека, уважение к ней, стремление помочь ее развитию направлена моя педагогическая деятельность на сотрудничество с обучающимися. Применение элементов проблемного обучения на уроках учебной практики по профессии автомеханик, возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах.

Сущность технологии проблемного обучения заключается в столкновении обучающихся с учебными и жизненными проблемами и постановке их в этих ситуациях в положении «первооткрывателей». Эта методика является продуктивным механизмом творческого мышления.

Организация учебной практики по методу проблемного обучения предполагает создание под руководством мастера производственного обучения проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой обучающийся хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Пути создания проблемных ситуаций разнообразны. Они зависят от характера изучаемого материала и степени подготовленности обучающихся к их решению. Ситуации не должны быть простыми или сложными, иначе обучающиеся потеряют к ним интерес. Проблемная ситуация должна быть хорошо продумана педагогом и логично входить в план урока, задания должны соответствовать интеллектуальному уровню всех обучающихся; необходимо, чтобы у каждого студента был запас знаний для разрешения проблемы; мастер производственного обучения не навязчиво должен подвести их к постановке и решению задачи. 

Например, создания проблемных ситуаций на уроке учебной практики по техническому обслуживанию автомобиля. Мастер производственного обучения задает вопросы: «Иногда отказывают тормоза, т.е. нет возможности остановить автомобиль. Как выйти из этого положения, что делать?» Обучающиеся находят выход из проблемной ситуации: Первое – иногда несколько раз с усилием нажать на педаль тормоза, возможно, он придет в норму или, переключая передачи от повышенной к пониженной передачи, удастся вынудить машину сбросить скорость и вообще заглохнуть. Второе – подтормаживать легкими поднятиями ручника. Нужно только помнить, что его нельзя ставить сразу в фиксированное положение (машину просто занесет). Или такая ситуация: «Eсли в автомобиле не работает стеклоочиститель со стороны водителя, разрешается ли эксплуатация автомобиля?» Ответ студентов: если не работают щетки со стороны водителя, при такой неисправности запрещено движение во время снега, дождя и тумана. Еще одна ситуация: если не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни. Обучающиеся обсуждают проблемную ситуацию: Если эта беда приключилась днём при ясной погоде, то можно доехать до ближайшего автосервиса с соблюдением всех мер предосторожности.

Если это случилось ночью или в условиях недостаточной видимости, необходимо убрать машину за пределы дороги и дождаться рассвета.

Рассмотрим еще пример: изучив тему «Система питания карбюраторного двигателя» им известно, что в системе питания карбюраторного двигателя при увеличении скорости автомобиля количество топлива в смесительной камере не достаточно. Вопрос мастeра п/о: «Как изменить топливо – воздушную смесь для стабилизации числа оборотов коленчатого вала?» Ответ студентов: Существенную роль в улучшении наполнения цилиндров бензовоздушной смесью играет снижение сопротивления воздушному потоку на впуске. Для этого применяют воздушные фильтры пониженного сопротивления, а также полируют впускные трубопроводы и тщательно подбирать прокладки.

На учебной практике создаю такие проблемные ситуации, поставив обучающихся в условиях, требующие практического использования имеющихся у них умений и навыков в новых непривычных им условиях. Это не только повышает недостающих новых знаний и умений пользоваться ими при решении познавательных и практических задач, развития способностей к аналитическому техническому мышлению, инициативы и самостоятельности.

  Применяя элементы проблемного обучения, я использую методику дифференцированного подхода к постановке проблемных задач перед обучающимися имеющими разный уровень знаний и умений. Ведь одна и та же познавательная задача для одного студента является проблемой, а для другого еще не стала, для третьего уже перестала быть. Поэтому учитывая индивидуальные особенности обучающихся, стараюсь подбирать познавательные практические задачи различной сложности, в зависимости от подготовленности группы. Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.

Главное достоинство создания проблемных ситуаций на занятиях учебной практики в том, что обучающиеся учатся сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответы могут быть разные, что каждый студент может отстаивать свою точку зрения. Задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы не вытягивать из студентов подходящие ответы, а научить обучающихся рассуждать, креативно мыслить, поддерживать и развивать активный познавательный интерес творчески думающего человека в освоении избранной профессии. И очень хочется надеяться, что, войдя в самостоятельную жизнь, он не будет бояться проблем, а научится достойно их решать.


Список литературы

1. Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития творческих способностей студентов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - Т. 10. - № 6. - С. 45-47.

2. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский учитель. - 2010. - N 5. - С. 47-52.

3. Пежемская Ю. С. Развивающий диалог как метод проблемного обучения и практика его применения в вузе // Психология в вузе. - 2009. - N 1. - С. 30-52.

4. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1.- М.:

Народное образование, 2005.-556 с.