«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Проблем ы :
- неумение детей проводить аналогии, классифицировать и обобщать ;
- низкий уровень коммуникативных способностей ;
- низкий уровень творческой и самостоятельной активности.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности .
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:
- способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
- позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ :
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос:
Как учить мыслить?
А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
«Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция»
И. О. Загашев
Фазы ТРКМ
Стадия вызова
Стадия
осмысления содержания
Стадия рефлекси и
Пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта
Получение
новой информации, осмыслени е
Присвоение новых знаний
Формирование собственного отношения к изученному
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов , направленных на развитие критического мышления у учащихся
Приемы технологии РКМ
- Кластер (систематизация материала в виде схемы, таблицы)
- Инсерт
- Верные и неверные утверждения
- Перепутанные логические цепочки
- Граф
- Карусель (групповая работа по кругу)
- Понятийное колесо ( схема)
- Зигзаг
- Синквейн (пятистрочный «белый» стих)
- Дерево предсказаний
- Т-таблица ( сходства и различия )
Приём «Верные и неверные утверждения»
Приём «Кластер»
- Кластер (англ. Cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
- В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.
- Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Приём «Кластер»
Прием «Кластер»
остроугольный
прямоугольный
треугольники
три угла
три стороны
равносторонний
равнобедренный
Приём «Карусель»
- группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать
прямоугольник
параллелограмм
квадрат
ромб
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.
Прием «Понятийное колесо»
- Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника
ккккккккск
коллинеарные
Длина вектора
сонаправленные
вектор
Равные вектор ы
Противоположно-направленные
Сложение, вычитание, умножение на число , скалярное произведение
Приём «Граф»
упорядочение изучаемой информации
Свойства степеней с натуральным показателем
Умножение степеней
Деление степеней
Возведение дроби в степень
Возведение в степень произведения
Возведение степени в степень
формулы
Номера
заданий
Прием « Инсерт»
Читая текст, делают пометки
- + это я знал
- - я это не знал
- ! это меня удивило
- ? Хотел бы узнать подробнее
Неполные квадратные
уравнения
10х²=0
решение
х²=0
Х=0
6х²+12х=0
Количество корней
пометка
1
6х(х+2)=0
Х=0 или х=-2
х²-25=0
+
Х²=25
х=√25=5
Х=-√25=-5
2
х²+9=0
+
2
х²=-9
!
нет
?
- Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна.
- Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
- Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация.
- Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме . Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент
- рефлексии
- мотивационного элемента в начале изучения темы
Тема «Т реугольник » Тема «Симметрия»
1) т реугольник 1) с имметрия
2) равнобедренный, прямоугольны й 2) осевая, центральная
3) обознача ем , чертим , измеря ем 3) строит, удивляет, завораживает
4) прямоугольный треугольник 4) постоянно встречается в жизни
легко чертится 5) рисунок
5) фигура
Тема
(существительное)
Признак
(прилагательное)
Признак
(прилагательное)
Действие
( глагол )
Действие
( глагол )
Действие
( глагол )
Предложение , состоящее из нескольких слов -
характеристика темы в целом.
слово-резюме
вывод
Умение учащегося кратко, логично выражать мысли (знания) по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебн ым материал ом этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Прием «Дерево предсказаний»
- Предложите различные способы нахождения площади трапеции
Приём «Пазл»
- Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.
- Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.
- На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ
- повышается ответственность за качество собственного образования;
- развиваются навыки работы с текстами любого типа;
- развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми
Результативность опыта включает в себя:
- самосовершенствование личности;
- развитие творческих способностей;
- умени е критически мыслить и принимать взвешенные решения;
- формирование навыков самостоятельной и групповой работ ы ;
- интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
ОГРАНИЧЕНИЯ
- учитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом;
- учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные;
- подготовка специального содержания текстов.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Спасибо
за внимание