СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии развивающего обучения физике на основе деятельностного подхода в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение  технологии развивающего обучения физике на основе деятельностного подхода в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развивающего обучения физике на основе деятельностного подхода в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов»






Автор: Никулица Ирина Владимировна, учитель физики МБОУ «СШ№2-многопрофильная имени Куропаткина» г. Нижневартовск ХМАО-Югры

Обобщение педагогического опыта

Применение технологии развивающего обучения физике на основе деятельностного подхода в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

В соответствии с новыми стандартами современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Деятельностный подход, а далее будем рассматривать системно-деятельностный подход, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

Основоположник отечественной теории учения психолог Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения.

Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются:

  • восприятие информации,

  • анализ,

  • запоминание;

  • самооценка.

Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель

  • создает проблемные ситуации,

  • обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами,

  • управляет поисковой деятельностью,

  • обсуждает результаты с обучающимися.

В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.

Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся:

  • все виды самостоятельных работ,

  • диалогические и проектно-исследовательские методы.

















При этом  развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели. 

Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности:

  • « Я умею…»,

  • «У меня получится…»,

  • «Я сам получил этот результат…»,

  • «Я справился с этой проблемой…»;

  • учится высказывать свое мнение:

  • «Я считаю…»,

  • «Мне важно…»,

  • «Лично мне это нужно…».

В состав учебной деятельности входит ряд действий разного уровня:

  • целеполагание,

  • программирование,

  • планирование,

  • исполнение,

  • контроль или самоконтроль,

  • оценка или самооценка.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1) предъявление контролируемого варианта;

2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4) оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД (универсальных учебных действий), так и самих личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

4