СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии РКМЧП на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о применении ТРКМЧП как на уроках литературы, так и языка

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии РКМЧП на уроках и во внеурочной деятельности»

И.В.Холоша

Знание только тогда знание, когда оно

обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой



Применение технологии РКМЧП на уроках и во внеурочной деятельности

Не так давно, около года назад, я обозначила для себя проблему, над которой работаю. Она звучит так: «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности». Считаю, что проблема очень важна. Действительно, как сформировать интерес и повысить мотивацию современных школьников к изучаемому предмету? На помощь мне пришла технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Она привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях; это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Чем привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

1) формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

2) развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

3) формирование культуры чтения и письма;

4) формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

6) стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

7) запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Рассмотрим некоторые примеры использования приёмов развития критического мышления на уроках языка и литературы в 5 и 9-11 классах.

Составление ассоциативных цепочек


Пример : 9 класс, урок «Неизвестный Грибоедов»

Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас).


Прием «ИНСЕРТ»

Пример: 9 класс, урок «Неизвестный Грибоедов»,  стадия реализации смысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».


Приём «КЛАСТЕР»


Пример: 9 класс, обобщающий урок по теме «Сложное предложение».

Задание: представить тему в виде кластера со всеми группами и разрядами предложений.



Приём «ФИШБОУН»

Пример: 5 класс, В.Короленко, «В дурном обществе»

Задание: представить ответ на вопрос «Почему Вася сближается с дурным обществом» в виде рыбьего скелета, т.е. выявить причинно-следственные связи поступков героя.

Приём «ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Пример : 10 класс, урок развития речи «Типы речи»

Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения» (зачитываются утверждения, а дети выбирают, что верно, а что нет сначала до изучения, а потом после).

Верные и неверные утверждения

    До изучения      

1.

Повествовать – значит описывать предмет, явление.

2.

К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

3.

К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

4.

Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.


Приём «ДАЙМОНД»

Пример: 11 класс, роман Е.Замятина «Мы»

Задание: составить даймонд

Мы

Покорные, ведомые.

Едим. Работаем. Спим.

Мы масса. Они лидеры.

Руководят. Следят. Указывают.

Безжалостные, хладнокровные.

Они

Технология РКМЧП учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, в процессе которой эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Применяя эту технологию, я помогаю школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению пространства знания. Обязательным этапом являются рефлексивные действия учащихся и педагога. Технология РКМЧП прочно вошла в мою педагогическую практику. Я рада, что приемы технологии нравятся не только мне, но и учащимся.