Просмотр содержимого документа
«Применение теорем Чевы и Менелая»
Применение теорем Чевы и Менелая
В курсе геометрии изучаются важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости, но многие удивительные соотношения и изящные геометрические факты не входят в основной курс школы.
В данной работе рассматриваются теоремы Чевы и Менелая, которые позволяют легко получить решение, в то время как традиционные подходы приводят к громоздким преобразованиям.
Введение
Историческая справка
Джованни Чева
Менелай Александрийский
3
Теорема Чевы
Если через вершины ∆ABC проведены прямые AX , BY , CZ , пересекающие противоположные стороны (или их продолжения) в точках X , Y , Z , то для того чтобы эти прямые пересекались в одной точке, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие:
4
Эта теорема Входит в золотой фонд древнегреческой математики. Она дошла до нас в арабском переводе книги «Сферика» Менелая Александрийского. Равенство Менелая можно записывать, начиная с любой вершины треугольника, в любом направлении ( по часовой стрелке, против часовой стрелки ).
Задача 1
Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2 :1 , считая от вершины.
6
Задача 1 ( c использованием теорем Чевы и Менелая).
Решение :
C
A 1
B 1
O
A
B
C 1
7
Задача 2
В ∆ABC на стороне BC взята точка N так, что NC=3BN . На продолжении стороны AC за точку A взята точка M так, что MA=AC . Прямая MN пересекает сторону AB в точке F . Найти отношение BF:FA .
8
Задача 2 ( c использованием теоремы Менелая).
Решение :
B
k
По условию задачи
МА = АС, NC = 3 BN .
Пусть МА = АС = b ,
BN = k , NC = 3 k .
Прямая MN пересекает две стороны треугольника АВС и продолжение третьей.
По теореме Менелая :
N
F
3k
C
M
b
A
b
Рис. 14
Заключение
- Теоремы Чевы и Менелая не изучаются в основном курсе геометрии 7–9 классов. Но трудности, связанные с освоением этих теорем, оправданы их применением при решении задач.
- Решение задач с помощью теорем Чевы и Менелая более рационально, чем их решение другими способами, приводящими к громоздким преобразованиям, требующими дополнительных действий и построений, которые не всегда оказываются очевидными.
- Решение задач с помощью этих теорем развивает мышление и логику учеников.
10
10