СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение теорем Чевы и Менелая

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по применению теорем Чевы и Менелая

Просмотр содержимого документа
«Применение теорем Чевы и Менелая»

Применение теорем Чевы и Менелая

Применение теорем Чевы и Менелая

   В курсе геометрии изучаются важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости, но многие удивительные соотношения и изящные геометрические факты не входят в основной курс школы.  В данной работе рассматриваются теоремы Чевы и Менелая, которые позволяют легко получить решение, в то время как традиционные подходы приводят к громоздким преобразованиям.  Введение

В курсе геометрии изучаются важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости, но многие удивительные соотношения и изящные геометрические факты не входят в основной курс школы.

В данной работе рассматриваются теоремы Чевы и Менелая, которые позволяют легко получить решение, в то время как традиционные подходы приводят к громоздким преобразованиям.

Введение

Историческая справка Джованни Чева  Менелай Александрийский 3

Историческая справка

Джованни Чева

Менелай Александрийский

3

Теорема Чевы Если через вершины  ∆ABC проведены прямые AX , BY , CZ ,  пересекающие противоположные стороны (или их продолжения) в точках X ,  Y ,  Z , то для того чтобы эти прямые пересекались в одной точке, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие:   4

Теорема Чевы

Если через вершины ∆ABC проведены прямые AX , BY , CZ , пересекающие противоположные стороны (или их продолжения) в точках X , Y , Z , то для того чтобы эти прямые пересекались в одной точке, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие:

4

Эта теорема Входит в золотой фонд древнегреческой математики. Она дошла до нас в арабском переводе книги «Сферика» Менелая Александрийского. Равенство Менелая можно записывать, начиная с любой вершины треугольника, в любом направлении ( по часовой стрелке, против часовой стрелки ).

Эта теорема Входит в золотой фонд древнегреческой математики. Она дошла до нас в арабском переводе книги «Сферика» Менелая Александрийского. Равенство Менелая можно записывать, начиная с любой вершины треугольника, в любом направлении ( по часовой стрелке, против часовой стрелки ).

Задача 1 Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2 :1 , считая от вершины. 6

Задача 1

Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2 :1 , считая от вершины.

6

Задача 1 ( c использованием теорем Чевы и Менелая). Решение : C A 1 B 1 O A B C 1 7

Задача 1 ( c использованием теорем Чевы и Менелая).

Решение :

C

A 1

B 1

O

A

B

C 1

7

Задача 2 В ∆ABC  на стороне BC  взята точка N  так, что  NC=3BN . На продолжении стороны AC  за точку A  взята точка M так, что MA=AC . Прямая MN пересекает сторону AB  в точке F . Найти отношение BF:FA .   8

Задача 2

В ∆ABC на стороне BC взята точка N так, что NC=3BN . На продолжении стороны AC за точку A взята точка M так, что MA=AC . Прямая MN пересекает сторону AB в точке F . Найти отношение BF:FA .

8

Задача 2 ( c использованием теоремы Менелая). Решение : B k По условию задачи МА = АС, NC = 3 BN . Пусть МА = АС = b , BN = k , NC = 3 k . Прямая MN пересекает две стороны треугольника АВС и продолжение третьей. По теореме Менелая : N F 3k C M b A b  Рис. 14

Задача 2 ( c использованием теоремы Менелая).

Решение :

B

k

По условию задачи

МА = АС, NC = 3 BN .

Пусть МА = АС = b ,

BN = k , NC = 3 k .

Прямая MN пересекает две стороны треугольника АВС и продолжение третьей.

По теореме Менелая :

N

F

3k

C

M

b

A

b

Рис. 14

Заключение   Теоремы Чевы и Менелая не изучаются в основном курсе геометрии 7–9 классов. Но трудности, связанные с освоением этих теорем, оправданы их применением при решении задач.   Решение задач с помощью теорем Чевы и Менелая более рационально, чем их решение другими способами, приводящими к громоздким преобразованиям, требующими дополнительных действий и построений, которые не всегда оказываются очевидными.   Решение задач с помощью этих теорем развивает мышление и логику учеников.   10

Заключение

  • Теоремы Чевы и Менелая не изучаются в основном курсе геометрии 7–9 классов. Но трудности, связанные с освоением этих теорем, оправданы их применением при решении задач.
  • Решение задач с помощью теорем Чевы и Менелая более рационально, чем их решение другими способами, приводящими к громоздким преобразованиям, требующими дополнительных действий и построений, которые не всегда оказываются очевидными.
  • Решение задач с помощью этих теорем развивает мышление и логику учеников.

10

10

10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!