Обобщение педагогического опыта
учителя начальных классов
Петряевой Юлии Владимировны
«Применение здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока как средство повышения эффективности урока и укрепления здоровья школьников»
Одной из проблем современного обучения так и остается здоровье школьника, хотя этим вопросом давно и активно занимаются и педагоги, и методисты, и врачи. Наверное, темы, касающиеся здоровьесберегающих технологий, одни из самых часто встречающихся и разработанных на данный момент в современной педагогической литературе. Но как раз из-за большого объема информации и огромной области применения этих технологий в учебно-воспитательном процессе иногда бывает трудно их структурировать и эффективно применять на практике.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Как видим, в первую очередь, на здоровье школьников влияет сам учебный процесс, а именно, главная его составляющая – неправильно организованный урок.
Как же сделать так, чтобы каждый урок пошел на пользу, а не во вред здоровью ученика?
Проблема сохранения здоровья школьников далеко не нова.
Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал такое понятие как «школьные болезни». Для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.
Основные концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
Много работ посвятили данной проблеме педагоги-валеологи и физиологи Зайцева Г.К. и Казина Э.М. Они указывали на то, что школьное образование сегодня характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития, несоответствием предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, ухудшением здоровья детей.
Само же понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Оно, не являясь самостоятельной педагогической технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов и другие.
Цель данной работы – выделить основные элементы здоровьесберегающих технологий, которые целесообразно применять на том или ином этапе урока, и определить их результативность.
Исходя из этого, хотелось бы выделить следующие этапы урока и технологии.
Этапы:
этап самоопределения к деятельности;
2. этап актуализации опорных знаний;
3. этап «открытия» знаний;
4.этап рефлексии.
Здоровьесберегающие технологии:
1. положительный эмоциональный настрой на уроке;
2. оптимальный темп ведения урока;
3. наглядность, ИКТ-технологии;
4. смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
5. физкультминутки, динамические паузы;
6. дифференцированный подход в обучении;
7. различные формы работы (групповая, индивидуальная, работа в парах);
8. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности;
9. опора на индивидуально-психологические особенности ребенка и активное развитие основных психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Но, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на соблюдение санитарно-гигиенических норм при проведении урока: оптимальный воздушный и температурный режимы, освещенность, соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников.
Распределение интенсивной умственной деятельности
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 этап Врабатыва-ние | 5 мин | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение. |
2 этап Максимальная работоспособность | 20 – 25 мин | Максимальное снижение на 15 минуте | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом. |
3 этап Конечный порыв | 10 – 15 мин | Небольшое повышение работоспо-собности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного. |
Эффективность усвоения знаний в течение урока
5 – 25 минута – 80%
25 – 35 минута – 60 – 40%
35 – 40 минута – 10%
Из этих данных видно, что первую половину урока целесообразно потратить именно на изучение нового материала, решение и разбор самых сложных заданий.
Теперь хотелось бы подробнее остановиться на тех технологиях, которые применяются на том или ином этапе урока.
1. Этап самоопределения к деятельности.
1) На этом этапе очень важно позитивно настроить детей на урок. Например, урок можно начать со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:
– «Я в школе на уроке».
– «Сейчас я начну учиться».
– «Голова мыслит ясно».
– «Я буду внимателен на уроке».
– «У меня хорошее настроение».
– «Я очень хочу учиться».
– «Мы внимательны».
– «Все будет хорошо».
– «Мы успеем все сделать». И т. п.
Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.
Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов.
После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке происходит в быстром темпе.
А можно начать урок с таких небольших стихотворений:
* Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
* Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, считать
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает «ситуацию успеха», которая должна поддерживаться на протяжении всего урока.
2) Полезно на этом этапе провести гимнастику для глаз (моргание, «вижу палец»), или на уроках письма – пальчиковую гимнастику.
3) «Мозговая гимнастика»: качание головой, «ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений» (данные упражнения хорошо представлены в методических разработках Холодовой «Умники и умницы»). (Приложение 1 )
Этап актуализации знаний.
1. Интеллектуальная разминка – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:
- Определите, что лишнее?
- Обобщить (назовите одним словом) – что это …
- Что пропущено – логическая цепочка
- Какое слово скрывается …и т. д.
Интеллектуальная разминка и настраивает учащихся на учебную деятельность, и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Здесь уместно использовать небольшие кроссворды, шарады, ребусы, загадки, «черный ящик», проблемные вопросы, которые помогают учащимся создать проблемную ситуацию и выйти на тему урока.
На уроках математики на этом этапе часто используется устный счет в занимательной форме, логические задачи.
Необходимо на данном этапе давать упражнения на тренировку внимания и памяти.
У младших школьников произвольное внимание находится на стадии формирования, поэтому, чтобы работа на уроке была продуктивной, необходимо, прежде всего, опираться на непроизвольное внимание, на интерес, а произвольное внимание – развивать, в том числе и с помощью специальных упражнений.
На протяжении обучения ребёнка в начальном звене в развитии процесса внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9- 10 годам дети способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Но чтобы помочь детям в развитии этого процесса, необходимо проводить целенаправленную работу в этом направлении. Хотелось бы привести несколько примеров на развитие этого качества.
Например, привлечь внимание детей помогает табличка с красным восклицательным знаком в середине. Дети привыкли, что если они видят этот знак, то надо внимательно отнестись к материалу, который сейчас будет сообщен. Если дети никак не могут угомониться после бурно проведенной перемены, то помогает игра «Охотники племени Юмба». Для этих же целей подойдет игра «Кто меня слышит?».
На уроках русского языка и литературного чтения можно использовать так называемый тест «Мюнстерберга» и его вариации.
Например, среди буквенного ряда спрятались слова
Варианты:
- слова, которые спрятались, найди и подчеркни:
БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ
- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
- среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:
ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
Для тренировки памяти в начале урока можно выполнить следующие упражнения:
разучивание стихов, считалок, скороговорок;
составление логические цепочки из слов (словесно-логическая память);
при чтении учителем или самим ребенком текста, ученик должен запомнить слова, начинающиеся, например, на определенную букву, слова, подходящие под то или иное правило и т. д. (выборочное чтение);
на уроках математике игры: «Запомни номер машины», «Запомни телефон», «расставь по порядку»
на уроках русского языка развивает память словарная работа, когда перед ребенком стоит задача: запомнить написание того или иного словарного слова. Здесь используется и орфографическое чтение (тренировка слуховой памяти), и работа с карточками (или интерактивной доской), когда детям на несколько секунд показывается слово с выделенной буквой, а ученики потом по памяти записывают это слово (тренировка зрительной памяти), и прописывание в воздухе пропущенной буквы (тренировка двигательной памяти).
запись четверостишья по памяти. На доске написано четверостишье или пословица. Ученики запоминают данный текст наизусть, (текст закрывается), записывается текст по памяти, а потом обязательно дети выполняют проверку своей работы по вновь открытому тексту.
3. Этап «открытия» знаний.
Данный этап является основополагающим для любого урока. В зависимости от целей и типа урока здесь необходимо применять следующие технологии:
технологию дифференцированного обучения;
игровую технологию;
информационные технологии;
опору на индивидуально-психологические особенности ребенка;
задействовать все каналы восприятия информации ученика;
применение различных форм работы (индивидуальной, парной, групповой).
Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому на уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.
В качестве примера приведем работу на уроке русского языка по теме: «Глагол».
1-й уровень
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Работа с разноуровневыми заданиями опять же вызывает ситуацию успеха.
Использование ИКТ-технологий.
Конечно же, современный урок делает более ярким, запоминающимся и продуктивным с применением ИКТ-технологий. Они активно используются на различных этапах урока, особенно при объяснении нового материала и при проверке знаний учащихся, а также на этапе релаксации.
В современном арсенале учителя огромное количество мультимедийных презентация, дисков, видеофильмов. В своей работе я часто использую учебные диска, задания с сайта «Учи.ру» и т. д. Для поиска информации ученики на уроке пользуются Интернетом.
Но при этом не стоит забывать и о здоровье учеников.
Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций
шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт,
количество цветов на слайде не больше трёх,
цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался,
текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников.
Работать с интерактивной доской без перерыва можно не более 10-15 минут.
Развитие внимания, памяти и мышления.
На этапе «открытия» новых знаний, опять же очень важно развивать у ребенка такие психологические процессы, как внимание, память и мышление. Для этого необходимо вспомнить некоторые психологические особенности младших школьников.
Объём внимания у младших школьников не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Целесообразно ограничивать наглядность на уроке 3-4 пособиями, объяснение нового материала выстраивать в блоки, не превышающие объёма детского внимания.
У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. Поэтому объяснение нового материала со всей подготовительной работой в 1-2 классах не должно длиться более 12 мин. Часто при объяснении учебного материала мы видим, что ребёнок вроде бы слушает нас, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. Психологи советуют на несколько секунд прервать объяснение и попросить ребят, чтобы каждый задал себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания возвращается.
Очень трудно детям до 7 лет распределять внимание.
Поэтому в 1-м классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом написать предложение. К 8 годам распределение внимания на 2 учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых действий хоть в какой–то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно писать, и при этом говорить. Не просто обстоит дело с концентрацией внимания у современных детей. Дело в том, что мелькание кадров требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, они легко вырабатывают поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.
Новый материал необходимо не только понять, но и запомнить. В начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить. Работа памяти состоит из трех этапов:
В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения.
Как известно, память делится на несколько видов:
Зрительная (лучше запоминается то, что находится перед глазами);
Слуховая (запоминаем, если слышим на слух);
Двигательная (определенное монотонное движение способствует запоминанию).
Целесообразно провести тест на определение, какой вид памяти и у кого из учеников преобладает. Систематические упражнения на развитие различных видов памяти и правильная организация повторения сделают учебный процесс для детей более легким и интересным, а, следовательно, здоровьесберегающим.
Например, при запоминании слов можно рекомендовать различные упражнения:
проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с двигательной памятью);
молча посмотреть на слова, прочитать их про себя по слогам, затем закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
проговорить слова соседу по парте или прослушать, как он говорит их (для учащихся со слуховой памятью).
Иногда ученику сложно запомнить даже хорошо понятный материал. Можно использовать различные формы выделения наиболее важного материала: подчеркнуть, обвести, записать более крупно, использовать цвет.
Часто ученик, много раз, слышащий изучаемый термин, понимающий его смысл, не в силах его правильно произнести. Здесь поможет хоровое проговаривание целых правил, отдельных выражений, терминов.
Особый интерес вызывают упражнения, рекомендованные С.И.Волковой и Н.Н.Столяровой для развития памяти младших школьников на уроках математики. При их выполнении заранее дается установка на запоминание а затем разъясняются ход дальнейших действий учащихся.
1. Математические слова. Учитель называет несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится – и прости учащихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.
2. Цепочка слов. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.
3. Повтори-ка! Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.
Особо хотелось бы выделить огромное количество способов запоминания таблицы умножения.
Нельзя забывать, что в классе находятся ребята с различным типом мышления и восприятия. Поэтому процесс объяснения нового материала должен строиться очень разнообразно.
Например, для левополушарных детей характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
Необходимо на уроке использовать:
-ясные и четкие инструкции;
-изложение информации линейное: от части к целому;
- неоднократное повторение;
-проверка выполнения задания;
- тишина на уроке.
Для правополушарных учащихся характерно конкретно-образное мышление и воображение. Поэтому на уроке следует использовать:
- связь информации с практикой;
- анализ от целого к частному;
- задачи зрительно-пространственного анализа;
- творческие задания;
-эмоции;
-эксперименты.
Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока
Все знают, что движение – это жизнь.
Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:
· включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
· для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
· Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
· продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
· комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.
4.Этап рефлексии
За 5 минут до окончания урока необходимо проводить упражнения на мышечное расслабление.
Самостоятельно дети не могут избавиться от напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление облегчают дыхание, эффективны при повышенном возбуждении и перевозбуждении, усталости, которая наблюдается в конце урока.
Приёмы релаксации.
Словесный метод. Широко применяется в 1 классе.
Метод смены напряжения и расслабления мышц. 1-4 класс.
Метод подражания (имитации).2-4 класс.
«Дыхание по кругу».2-3 класс.
Приложения
Упражнения на развитие внимания
а) Знак «Внимание!» - учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре ;
б) «Радуга внимания» - этот приём на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом.
в) «Охотники племени Юмба» - учитель предлагает детям представить себя индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что происходит вокруг. Примерные слова учителя : « Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально организовать некоторые шумы и звуки.
г) «Кто меня слышит…» Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.
д) «Запрещённое движение» - эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.
Упражнения на развитие концентрации внимания и самоконтроля
«Корректурная проба»: суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
Правила проведения:
- Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.
- Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.
- Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей : от 3-4 предложений до нескольких абзацев.
- По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
- Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой :
ктрокнтккджюбкуйкаывя
митьчумрмохэмтмычфмц
- Другой вариант : сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы : С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем :
Рос цветочек золотистый,
Стал он круглый и пушистый. («Внимание!»)
Саша дунет, засмеётся,
Пух по ветру понесётся.
Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» - наоборот - имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использование таких упражнений, призыв учителя « Будь внимательным!» способен вызвать у детей состояние концентрации. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребёнка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличии от чтения, надо читать вслух так, как оно написано – орфографически. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом : сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания
а) «Копировальщики»: школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
- аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата ;
- етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока ;
- миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм
б) Тест «Мюнстерберга: среди буквенного ряда спрятались слова
Варианты:
- слова, которые спрятались, выделены курсивом:
БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ
- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
- среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:
ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
- отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./
б) «Шифровки»
- расшифровать слова, найти лишнее :
ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/
в) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.
Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458 , 4854
-прочитать полученные числа;
- заменить их суммой разрядных слагаемых;
- назвать общее число сотен, десятков и т.д.;
- узнать, на сколько первое число больше второго.
Упражнения на развитие слухового внимания
Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Учитель может дать такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например :
1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/
2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/
3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. Пишите. /ответ 4/
4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите /5/
Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)
- Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
- Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.
19. Упражнение на распределение внимания.
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)
Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.
Мозговая гимнастика
1. Качание головой.
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2. Ленивые восьмерки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками, глядя на большой палец вытянутой руки.
3. Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь )
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите три раза.
4. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения)
Моргайте на каждый вдох и выдох.
5. Вижу палец.
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течении 4 – 5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 – 6 раз.
Приемы запоминания таблицы умножения
Большой объём материала, требующего заучивания наизусть, сложность в образовании ассоциативных связей при запоминании взаимосвязанных случаев, необходимость достижения всеми детьми прочного запоминания всех табличных случаев наизусть в установленные программой сроки – всё это делает тему изучения табличного умножения в начальных классах одной из наиболее методически сложных. В связи с этим важными являются вопросы, связанные с приёмами запоминания ребёнком таблицы умножения.
Приём счёта двойками, тройками, пятёрками.
Приём обучения ребёнка счёту двойками, тройками, пятёрками применяется до знакомства с действием умножения. Методически целесообразно применять этот приём уже в первом классе. Обучение ребёнка свободному счёту двойками, тройками, пятёрками является подготовительным приёмом к знакомству с умножением и таблицей умножения. Технологически этот приём соответствует приёму заучивания состава однозначных чисел до знакомства с табличным сложением в первом классе. При хорошем усвоении таких способов счёта ребёнку будет легко освоить таблицы умножения чисел 2, 3 и 5. Знание этого базового объёма табличных случаев поможет ребёнку при освоении более сложных случаев.
Приём последовательного сложения.
Приём последовательного сложения одинаковых слагаемых является основным приёмом получения результатов табличного умножения. Данный приём связан со смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых. Приём последовательного сложения продолжает оставаться достаточно удобным даже при вычислении табличных случаев умножения чисел 7, 8 и 9, при небольших значениях второго множителя.
Приём прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитание из предыдущего результата).
Данный приём является вторым основным приёмом получения результатов табличного умножения. Используется в том случае, если ребёнок смог выучить хотя бы несколько случаев из каждой таблицы. Это могут быть 3-4 первых самых лёгких случая, или 2-3 наиболее запоминающихся случая.
Случай 6 ? 7 является одним из наиболее плохо запоминающихся случаев. В то же время случаи 6 ? 6 и 6 ? 8 наиболее легко запоминаются из этой таблицы. Запомнив результат 6 ? 6 = 36, ребенок может использовать приём прибавления 6 к предыдущему результату для получения значения случая 6 ? 7. Запомнив случай 6 ? 8, ребёнок использует приём вычитания 6 из его результата. Для осознанного применения этого приёма необходимо хорошее понимание смысла действия умножения и смысла каждого множителя в записи действия умножения: чтобы получить 6 ? 6 надо по 6 взять шесть раз, значит, чтобы получить 6 ? 7 надо по 6 взять семь раз, т.е. 6 ? 7 = 6 ? 6 + 6 = 36 + 6 = 42 или 6 ? 7 = 6 ? 8 – 6 = 48 – 6 = 42.
Кроме того, необходимо уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 в уме.
Приём взаимосвязанной пары: 2 ? 6 6 ? 2 (перестановка множителей).
При хорошем понимании правила перестановки множителей ребенок заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения, чем содержит полная таблица. Используя перестановку множителей, все остальные случаи можно получить из имеющихся.
Приём запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя.
Этот приём активно реализован в традиционном учебнике по математике для 2 и 3 классов, где табличные случаи предлагаются ребёнку на уроке «серией»:
3 ? 2 3 ? 3 3 ? 4 3 ? 5
Эту же «серию» учитель предлагает детям для заучивания к следующему уроку. На следующем уроке изучается новая «серия»:
3 ? 6 3 ? 7 3 ? 8 3 ? 9
Эта же «серия» предлагается детям для заучивания. В каждой серии заодно последовательное увеличение второго множителя. Ребёнок фиксирует серию как визуально, так и мнемонически (учит на память, глядя на запись). В результате может получиться парадоксальный результат: от начала до конца, т.е. подряд ребёнок «серию» воспроизводит, а отдельные случаи вразбивку восстановить не может (выучил как стихи).
Приём «порции».
Этот приём активно реализован в учебнике математике для 2 и 3 классов автора Н. Б. Истоминой. Для заучивания ребёнку предлагается «порция», состоящая из 2-3 случаев, но не по принципу возрастания второго множителя.
Например, «порция» состоит из трёх случаев: 9 ? 5; 9 ? 6; 9 ? 7. Первым для заучивания предлагается случай 9 ? 6, а от него, используя приём 3, ребёнок переходит к случаям 9 ? 5 и 9 ? 7.
В следующий раз «порция» снова содержит три случая 9 ? 4; 9 ? 3; 9 ? 2. Здесь опорным случаем является случай 9 ? 3
Приём запоминающегося случая в качестве опорного
Например, 5 ? 6 = 30, значит 5 ? 7 = 30 + 5 = 35.
Приём является производным от приёма 3. Используются легко запоминающиеся случаи: 6 ? 5, 6 ? 8, 5 ? 4, 5 ? 9, 7 ? 7, 6 ? 6, 5 ? 5 и т.п. Применяя затем приём прибавления или вычитания первого множителя, ребёнок получает нужные результаты.
Приём внешней опоры.
В качестве опоры используется рисунок или прямоугольная таблица чисел.
Детям, которые обладают плохой механической памятью, можно на первых порах предложить использовать клетчатое поле тетради.
Обводя на клетчатом поле прямоугольник с заданным количеством клеток в сторонах, ребёнок использует эту модель для контроля полученного результата или просто подсчитывает клетки как умеет.
Например: 4 ? 5
Упражнения на развитие памяти
Игры на развитие двигательной памяти
Запоминаем движения
Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.
«Повторяй за мной»
Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).
Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.
Упражнения на развитие словесно-логической памяти
Запоминаем логически
В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями. Программы большинства школьных предметов основываются на умении ученика работать с текстом: прочитать его, понять содержание, запомнить и пересказать. Поэтому для успешной учебы очень важно помочь ребенку научиться запоминать и воспроизводить тексты. Мы предлагаем упражнения, которые постепенно формируют навыки логического запоминания, начиная с работы со словом в первых заданиях, переходя к работе с несколькими предложениями и завершая работой с текстом.
«Группировка слов»
Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов.
Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов. Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»). Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова.
Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2.
№ 1. Шкаф, листья, стол, лужа, диван, капля, дерево, кресло, почки, гроза, лес, дождь.
№ 2. Малина, клубника, смородина, черника; ручка, тетрадь, карандаш, линейка; лето, жара, солнце, июль.
Предлагаем еще варианты цепочек слов, на которых можно отрабатывать умение группировать слова.
Метель, пирог, февраль, рубашка, конфеты, сугроб, юбка, торт, платье, мармелад, брюки, мороз.
Река, магазин, футбол, океан, вратарь, ручей, покупки, гол, море, деньги, стадион, продавец.
Кастрюля, месяц, тарелка, веселье, год, смех, чашка, сутки, радость, сковорода, улыбка, час.
«Свяжи пару»
Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу.
Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».
Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.
«Ассоциации»
Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.
Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».
Слова: зима, любовь, время, гроза.
Профилактика и коррекция нарушений зрения
Для предупреждения зрительного утомления и близорукости можно на рабочем месте выполнить следующие упражнения в течении 3-5 минут. Все упражнения выполняются сидя. ( Схема разработана профессором Аветисовым Э.С.) Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз. Упражнение 3. Руки -на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову на влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 ра
Упражнение 4. Поднять глаза к вверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем -против часовой стрелки. Повторить 5-6раз. Упражнение 5. Руки -вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз. Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. «Вверх-вниз, влево-вправо».Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение ,считая до десяти. «Круг».Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. «Рисование носом» , «Раскрашивание», « Часики» и другие.
Достичь этого можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В. Ф.
Базарным.
1. “Зрительные тренажеры”.
Где заданы разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами.
2. Упражнения на релаксацию глазных мышц: “Моргание глазами”, “Пишем (рисуем)
глазами”, “Жмурки”, “Сосредоточенность взгляда”,. Упражнение: “Пишем носом”.
Кроме этих упражнений при проведении гимнастики для глаз чаще используем такие
упражнения: Ленивые восьмёрки
3. Расширения поля зрения:
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальчиком следит
свой глаз: за правым – правый , за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести их
вместе. Свести и направить в противоположные стороны на чужие места.