СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.»

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.


А.Р. Онищенко


МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 85»» города Оренбурга


«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

(В.А. Сухомлинский )

В последние годы вопросы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность. Исследования показывают, что около 25-30% детей, которые поступают в школу, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ более 80% учащихся нельзя назвать здоровыми.

Отчего же зависит здоровье человека? Ученые считают, что лишь 20% причин и факторов, определяющих здоровье, связаны с наследственностью; 20% - с влиянием окружающей среды; 10% - с деятельностью системы здравоохранения; 50% зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

Учебная деятельность является основной формой деятельности обучающегося в школе, а урок – основная форма организации обучения в общеобразовательном учреждении. Характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере детьми здоровья. Основным правилом предупреждения утомления школьника на уроке считается оптимальная организация урока, включающая рациональное построение учебных занятий и продуманного своевременного отдыха.

Главной задачей, я считаю должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Сохранить здоровье, укрепить иммунитет, создать благоприятную обстановку на уроке помогут здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.

Использование здоровьесберегающих технологий, соблюдение всех санитарно-гигиенических норм: температура в классе, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей, озеленение, в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения.

 Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков школьники учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, я особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.

Для сохранения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие и тестовые задания.

Для активизации двигательной активности школьника на уроке внедряю систематическое проведение физкультминуток, дыхательной и пальчиковой гимнастики, музыкальных и игровых пауз, релаксации.

Чтобы достигнуть высокого результата на уроке, необходимо учитывать физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, их основные потребности в движении, общении, самовыражении, стараюсь всегда хвалить учащихся за каждый маленький успешный шаг (“Well done!”, “How clever you are!”, “I’m proud of you”, “You are perfect!”, “You are a treasure!”, “I respect you”, “Good sport”). На урок прихожу с улыбкой, всегда в хорошем настроении. Позитивный настрой снижает напряжение и усталость.

В своей работе я часто использую метод «Подари улыбку», поздоровавшись с детьми, предлагаю: «Let’s smile each other one by one and say “I am glad to see you”. Учитель первым начинает цепочку «улыбок», учащиеся поворачиваются и улыбаются своему соседу, передавая таким образом свою улыбку, свое настроение друг другу.

Также можно использовать игру в парах «давайте поздороваемся как жители разных стран»:

В России – пожимают друг другу руки (ученики повторяют указанные действия), в Италии - горячо обнимаются. В Бразилии – хлопают друг друга по плечу, в Зимбабве – трутся спинами, в Македонии – здороваются локтями, в Никарагуа – касаются плечами. В Новой Зеландии народы маори касаются при встрече носами. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока незнакомец не приблизится и не заметит вас. А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах: там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это означает: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Ученикам удается преодолеть психологический барьер и страх перед возможностью совершения ошибки.

Урок начинаю с фонетической зарядки – это этап урока, который позволяет переключиться на иностранный язык, ввести учеников в атмосферу иноязычного общения и во многом определяет успех всего урока. В фонетическую зарядку включаю несколько различных упражнений дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма; повышает возбудимость коры больших полушарий головного мозга, стимулирует работу сердца и нервной системы; развивает ещё не совершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями.

Каждое занятие включает несколько различных упражнений.

- Упражнение «Шарик». Предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons». На счет 1, 2, 3, 4 дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 медленно выдыхают «Breath out».

- Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: we, well, wet, will, wind, window, why, what, white и т.д.

Формы фонетической зарядки разнообразны: хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Иногда фонетическую зарядку с детьми младшего школьного возраста провожу в форме игры:

- Отрабатывая английский звуки [z] и [ð] играем в игру «пчелки и комарики». Цель: дифференциация на слух и фонетическая отработка звуков [z] и [ð]. Одна команда детей – пчелки и комарики. Если учащиеся из другой команды слышат звук комарика [z], то хлопают в ладоши (ловят комарика), если слышат звук пчелки [ð], сидят тихо (прячутся). Затем команды меняются заданиями.

-игра «Кто лучше знает транскрипционные значки?» Цель: соотнесение звукового образа с графическим. Учитель называет английские звуки, а учащиеся показывают транскрипционные значки.

- какая группа или ряд вспомнит и запишет больше слов, рифмующихся со словом cat (rat, hat, bat, fat);

Использование «разминки» побуждает учащихся к общению, плавно подводит к новой теме, название которой и цели урока формулируют сами учащиеся с моей помощью.

Детям всегда интересно узнать, о чем сегодняшний урок. Я использую лексическую игру «Как называется наша тема» и предлагаю ученикам самим расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой,

соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А – 1, В – 2, С – 3 и т.д.

Например, 23,5,1,20,8,5,18 (Weather).

Овладение новыми знаниями требует большого умственного и физического напряжения. Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я считаю целесообразным проведение на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки. Самым подходящим временем для проведения физкультминутки является начальный этап утомления – середина урока. При подборе необходимых стихотворений я придерживаюсь следующих правил: во-первых, лексический и грамматический материал должны соответствовать теме урока, во-вторых, выполнять упражнения удобнее под стихи с четким ритмом, в-третьих, чтобы не сбивать дыхание у детей при выполнении упражнений, текст лучше воспроизводить в записи.

На начальном этапе я провожу музыкальную зарядку с использование различного вида движений, песен, танцев. Например,

Clap, clap, clap your hands, clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet, stamp your feet together.

Touch, touch, touch your eyes, touch your eyes together.

Touch, touch, touch your cheeks, touch your cheeks together.

Shake, shake, shake your hands, shake your hands together.

Smile, smile at your friend, let us smile together.

Музыкальные паузы во время учебного процесса играют важную роль, так как это хороший вид релаксации.

Дети любят участвовать в игре-пантомиме «Изобрази животное». Звучит негромкая веселая английская песенка. Учитель называет по-английски животное (a cat, a mouse, a bear, a monkey, a hare), а дети должны угадать животное и изобразить его. Они с удовольствием выполняют команды, ассоциируя их с действиями животных: fly like a bird, jump like a frog, run like a dog, swim like a fish, skip like a monkey, walk like a bear. Эта игра позволяет детям снять психологический дискомфорт, расслабиться эмоционально и физически.

Возрастные особенности детей младших классов требуют большой двигательной активности, поэтому здесь я использую танцевальные и музыкальные физкультминутки. Основная задача таких пауз – смена деятельности, повышение эмоционального состояния детей, а также развитие координации движений.

Come, my friend, and dance with me.

It is easy, you can see.

One step back, one step out,

Then you turn yourself about.

It is fun to dance with you

And it isn’t hard to do.

One step back, one step out,

Then you turn yourself about.

Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием, используя самые разнообразные упражнения.

Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес учащихся к этому виду деятельности. Дети становятся более дисциплинированными, собранными и организованными, сохраняя высокую работоспособность на протяжении всего урока.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, поэтому на уроках иностранного языка я часто применяю игровые технологии, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Я использую игры для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала.

Например, игра в мяч имеет несколько вариантов:

- учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода;

- учащиеся встают в круг и бросают друг другу мяч игра (true/faulse) играют в известную игру «сьедобное/несьедобное» Учащиеся отбивают мяч, если ведущий «ошибся» (например, Cats eats mice. What are your name?)

Грамматический материал учащиеся усваивают особо сложно, поэтому я также использую игровые элементы для закрепления темы, например,

«Мы хорошие». («We are nice».) Цель: закрепление личных местоимений с соответствующими формами глагола to be. Дети встают в две шеренги друг напротив друга. Учитель просит повторять за ним каждую строчку, сопровождая слова жестами. Дети обязательно должны повторять жесты учителя: I am nice (указывают на себя); you are nice (указывают на стоящего напротив в другой шеренге); we are nice (дети в каждой шеренге указывают на всех стоящих рядом); and you are nice (указывают на всех, стоящих напротив); he is nice (указывают на одного из мальчиков); she is nice (указывают на одну из девочек); they are nice (указывают на группу детей). Дети должны заучить этот стишок и рассказать его самостоятельно, сопровождая его соответствующими жестами.

«Опиши животное». («Describe an animal».) Цель: Отработать глаголы в 3-м лице единственного числа в Present Simple Tense. Водящий загадывает животное и описывает его: It lives on the farm, it flies badly, it eats corn…, другие ученики отгадывают: Is it a hen? и т.д. Тот, кто догадается, становится водящим.

В средней и старшей школе ребятам нравятся ролевые игры. Они дают возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в обычной жизни. Например, на уроке «Здоровье и еда» используется ролевая игра «Давайте исследуем и проверим наши покупки». Игра оживляет урок, способствует созданию благоприятного психологического климата, вызывает интерес к изучению иностранного языка, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию, влияет на развитие внимания, памяти. Ученики всего класса объединены в 4 команды, каждая из которых исследует определенные виды продуктов: закуски, молочные продукты, безалкогольные напитки, сладости. Название команды получают по тем видам продуктов, которые они исследуют, например, «Snacks», «Dairy food», «Soft drinks», «Sweets». Для проведения ролевой игры, задания учащиеся получают заранее. Каждая команда имеет пакет с определенными продуктами, полученными для исследования. На уроке ребята демонстрируют результаты своего исследования, дают рекомендации по здоровому питанию.

На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка и неуклонно растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу разрядку в виде упражнений для глаз.

Close your eyes. Open your eyes.

Turn your eyes to the left,

Turn your eyes to the right.

Look up, look down, look around.

Look at your nose,

Look at that rose.

Close your eyes, open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, детям предлагается закрыть глаза, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы», затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово. Также можно представить все цвета радуги и нарисовать ее, вращать глазами по часовой стрелке и против нее.

На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев, что способствует концентрации внимания и снимает психологические трудности в общении.

Tommy Thumb, Tommy Thumb, where are you?

Here I am (дети показывают большой палец правой руки)

Here I am (дети показывают большой палец левой руки)

How do you do (большие пальцы обеих рук «здороваются»).

Аналогично делаем зарядку для каждого пальчика: Peter Pointer – указательный, Middle Man – средний, Ruby Ring – безымянный, Baby Small – мизинец.

(Пальцы сжаты в кулачки)

Tommy Thumbs, up!

(Большие пальцы поднимаем вверх)

Tommy Thumbs, down!

(Большие пальцы опускаем вниз)

Tommy Thumbs are dancing around the town!

(Встряхиваем кисти рук в воздухе)

Dancing on your shoulders,

(Большие пальцы «танцуют» на плечах)

Dancing on your knees,

(Большие пальцы «танцуют» на коленях)

Dancing on your head

(Большие пальцы «танцуют» на голове)

And tuck them into bed!

(Прячем ладошки в подмышки)

Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребенком на уровне тактильных ощущений. С помощью таких игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.

В конце учебного дня нелегко настроиться на овладение новыми знаниями, поэтому очень часто на уроках в средних и старших классах я использую комплексную релаксацию. Детям необходима психологическая поддержка. Я уменьшаю освещенность кабинета, включаю тихую, спокойную музыку. Ученики принимают удобную позу, закрывают глаза, глубокое дыхание, тишина. Можно представить лес, море, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause). Your troubles float away. You love your relatives, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirit. Open your eyes. How do you feel?

На уроках на всех уровнях обучения я обязательно использую песни. Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, чтобы снять напряжение и восстановить работоспособность.

Важно не только снять напряжение, возникающее у детей в процессе обучения, но и научить их правилам гигиены и здорового образа жизни в повседневном обиходе. Поэтому я подбираю интересный материал, связанный с охраной здоровья, которые помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни. Так, в ходе работы над темой «Рабочий день» ученики сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья и закрепляют лексику:

So early in the morning .

This is the way I wash my hands, wash my hands, wash my hands,

This is the way I wash my hands, so early in the morning.

This is the way I wash my face …

This is the way I clean my teeth …

This is the way I drink my milk …

This is the way I go to school …

Изучая тему «Пища и здоровье», школьники знакомятся с правильным режимом питания, расширяют свои знания об этикете, узнают, как решить проблемы, связанные с лишним и недостаточным весом, частыми простудными заболеваниями, усталостью, стрессом. В старших классах дети обсуждают вредные привычки молодежи, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма. Ученики не только читают тексты по проблемам, но и обсуждают их в группах, диалогах, проводят пресс-конференции, готовят проекты. В процессе выполнения проектных работ школьники самостоятельно ищут, систематизируют и творчески перерабатывают необходимую информацию, учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и своих товарищей. Данный вид работы помогает самостоятельно планировать свои действия, творчески мыслить, проявлять свою индивидуальность, способствует формированию личностных и регулятивных УУД. Все это оказывает положительное влияние на психо-эмоциональное состояние детей.

Особое внимание следует уделять окончанию урока. Здесь недопустима спешка. Необходимо, чтобы на все вопросы ученики получили ответы. Использую разнообразные формы домашнего задания, которые носят дифференцированный характер, подробно их комментирую.

Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков. Для ее проведения я использую различные приемы. Так, например, в начальной школе в конце урока предлагаю детям вспомнить, чему они должны были научиться и проанализировать свою работу на уроке:

Поработали ребята – оцените результаты.

Сам себе поставь оценку: солнце, тучку, снегопад.

Солнышко – собой доволен. Тучка – я чуть-чуть расстроен.

Снегопад – ну не беда, так бывает иногда.

В средних и старших классах в начале урока раздаю детям грустные и веселые «смайлики», задаю вопросы: «Are you in a good mood? What smile do you choose?», в конце урока эти вопросы повторяются, дети отвечают на них и выбирают смайлики, соответствующие их настроению, также выясняю, что понравилось/не понравилось на уроке, что узнали нового, чему научились.

Таким образом, можно сделать вывод: состояние подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества, государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны.

Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку.



Список использованной литературы:

1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2004.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270.

4. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2004. - №1. – С. 4-8.

5. Амамджян Ш.Г. Play and Learn English: Играя, учись: английский язык в картинках для детей дошкольного возраста / Ш.Г. Амамджян. – М.: Просвещение, 1978. – 369.

6. . Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

7. Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. (эл. ссылка): http:/ ped-kopilka.ru /

8. Львова И.М. Физкультминутки//«Начальная школа», 2010. - № 10.