Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях фортепиано
В наше время остро стоит проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровый человек имеет больше шансов добиться успехов в жизни, стать известной конкурентноспособной личностью.
К сожалению, немалое количество детей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, нарушение психики, сколиоз. Все это сказывается на качестве учёбы и в целом на качестве жизни.
Особенно актуально это к детям, обучающимся в учреждениях дополнительного образования. У них существенно возрастает учебная нагрузка, увеличиваются психологические издержки. Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск развития заболеваний позвоночника. Соответственно, этим детям следует уделить особое внимание в отношении сохранения и укрепления здоровья.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, которые используются в образовательном процессе и идут на пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и студента, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность преподаателю решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющие: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье среда.
«Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования.
К примеру, это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; сияющие черно-белые клавиши инструмента - это установка на деятельность; достаточное освещение –комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Преподаватель, сохраняя здоровье ребенка, должен свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требования и т.д.
Музыкальное образование как здоровьесберегающая педагогическая система
Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.
Этого желают родители, понимая, что обучение музыке поможет привить ребенку навыки, необходимые в жизни. Сейчас многие родители вынуждены интенсивно работать, в то время как дети не получают должного внимания с их стороны.
О плюсах и минусах занятий в учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе.
Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.
Если родители решили привести ребенка в музыкальную школу - важным шагом является избрание инструмента, от правильного выбора которого зависит многое. Отдавая предпочтение какому-либо инструменту, не стоит следовать веяниям моды. Сейчас наблюдается настоящий бум среди желающих обучаться игре на гитаре, что объясняется материальной доступностью этого инструмента, его мобильностью. Предварительно нужно поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Для пропаганды и популяризации музыкальных инструментов в нашей школе проводятся концерты с приглашением детей из детских садов. Порой дети даже не подозревают о многообразии возможностей обучения в ДШИ. После таких концертов дети проявляют интерес к музыкальным инструментам.
Объем максимально допустимой учебной нагрузки учащихся должен соответствовать нормам. Загруженность является камнем преткновения для тех детей, которые заняты дополнительными занятиями. Комфортное расписание становится важной составляющей, так как правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления. С целью исключения перегрузки детей расписание в музыкальной школе составляется таким образом, чтобы ребенок мог отдохнуть после школы и прийти на урок.
Организация и планирование занятия
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения. Динамическая разминка в начале занятия позволит настроить ребёнка на положительный лад и снять напряжение. Разминка может включать упражнения под музыку, упражнения для укрепления "мышечного корсета" и формирования правильной осанки.
Надо помнить, что у 6-7-летнего ребёнка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, поэтому больше 25 минут ребёнок сидеть в одном положении не может. Ребёнку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Поэтому физкультминутки можно устраивать и в середине занятия. Для гиперактивных учащихся вместо динамических минуток показано проведение релаксации под музыку. После разминки нужно перейти к пальчиковой гимнастике, что подготовит пианистический аппарата ребёнка к игре на инструменте. Пальчиковая гимнастика улучшает цепкость пальцев, освобождает плечевой пояс, укрепляет локтевой и кистевой суставы, развивает координацию.
Различают несколько типов пальчиковых упражнений:
упражнения за столом (педагог произносит текст, а ребёнок отстукивает ритм пальчиками по столу согласно цифровке);
показ фигур из пальцев;
пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.
После работы малыша с нотным текстом нужно обратиться к гимнастикедля глаз, снимающей с них напряжения, улучшающей кровообращение, тренирующей наружные и внутренние глазные мышцы. Набор упражнений включает такие несложные действия как зажмуривание, частое моргание, лёгкий массаж век, чередование взгляда вдаль и в близь и т.п. Каждое из упражнений повторяется 5-6 раз. Важное место на уроке фортепиано с малышами отводится ритмопластике, позволяющей украсить занятие танцевальными движениями. Целесообразно разучить с учащимися шаг польки, вальса, маршевую поступь.
К вопросам здоровья вопросы мотивации обучения имеют самое непосредственное отношение: принуждение к занятиям музыкой разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
Особенно актуально звучит это положение, когда ребенок учится в музыкальной школе. Если у него пропадает интерес к занятиям, на это существует много причин, на которых мы не будем останавливаться подробно, так как их анализ заслуживает отдельного внимания. Подчеркнем лишь, что о наличии мотивации к обучению музыкой говорит интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от освоения новых произведений, желание выучить понравившиеся пьесы и т. д.
Педагог должен обеспечить психологически комфортное состояние на занятии: разговаривать доброжелательным тоном, располагать к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в исполнительской деятельности. Это создаёт положительный эмоциональный фон урока. Большое значение имеет чувство юмора педагога, помогающее формировать у учащегося позитивный взгляд на мир и процесс обучения.
Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий.
Здоровьесбережение - в каждую семью
Активными помощниками в оздоровлении подростков должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Работа с родителями включает в себя их просвещение: беседы. Традиционно проводятся: отчетные концерты, конкурсы и т.д.
Различные мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление учащихся. Много творчества, терпения и сил нужно приложить педагогу фортепиано, чтобы всем и каждому было комфортно, чтобы дети с радостью шли на урок. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками внеклассных мероприятий. Если оказаться на концерте, можно увидеть, с какой уверенностью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, можно понять, что вот такие моменты общения с искусством и творчеством запоминаются на долгие годы и являются психологической поддержкой для воспитания личности, убежденной в своих возможностях.
Все это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности, развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение.
В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на занятиях фортепиано , достигая при этом положительных результатов. Обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важным аспектом духовного развития ребенка, - его духовного здоровья.
Сама система обучения, предполагающая индивидуальные занятия,таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней – выиграют, в конечном счете, наши дети.
Цель, к которой должен стремиться преподаватель пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для смысла жизни.