ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Шабалина Татьяна Геннадьевна, учитель – логопед
МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»
п. Куженер, Республика Марий Эл
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Сложившиеся социальные условия не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием.
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно- психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лѐгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. Ребята быстро отвлекаются, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Скованные и нескоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому учителю - логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребѐнка.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность слухоречевой памяти и внимания, логического мышления. Они испытывают трудности в пространственной и временной ориентировке, в нарушении артикуляционной, мелкой и общей моторике. Многие ученики имеют повышенную утомляемость и быструю истощаемость. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий, ведь не случайно, коррекционную педагогику называют ещѐ и лечебной.
Работая не первый год, пришла к выводу, что нет универсальной технологии, благодаря которой можно было бы решить все проблемы ученика. Нужна комплексная система, направленная на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребѐнка и его личностное развитие.
На занятиях можно условно выделить несколько направлений применения технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: рациональная организация учебного процесса, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, минутки релаксации.
Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые и коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж,
Коррекционные технологии: Су-джок терапия, хромотерапия, ароматерапия, психогимнастика.
В структуре занятия применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий.
Пальчиковая гимнастика. Всем известно, что ум детей находится на кончиках их пальцев. Поэтому игры с пальчиками включаю на каждое занятие. Такая гимнастика снимает напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Мною подобраны и используются различные игры и упражнения в соответствии с лексической темой. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения как «Колокольчик», «Домик с трубой», «Петушок». Кроме этого, на занятие включаю пальчиковые игры с крышками от пластиковых бутылок, с шестигранными карандашами. Каждую игру сопровождаю небольшим стихотворением.
Ребята сами делают прижимающий массаж пальцев рук. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука
Шел медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся по дороге (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил» (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Левая рука
Он на поиск диких пчел (большой)
Все медведи – сладкоежки (указательный)
Любят есть медок без спешки (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге (мизинец)
Упражнение с пробками.
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Артикуляционная гимнастика. Это специальные упражнения, которые развивают и укрепляют мышцы лица, языка и губ. При помощи артикуляционной гимнастики у ребенка вырабатывается правильные движения артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Использую на индивидуальных занятиях при постановке звуков.
Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха. Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Интерес к дыхательным упражнениям поддерживаю наглядностью, игровыми приемами, стихотворениями. Дети с удовольствием выполняют упражнение «Забей мяч в ворота». Для этого надо вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Гимнастика для глаз. Тоже является неотъемлемой частью логопедического занятия. Это комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц, способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения детей. В работе использую не только электронные физкультминутки для глаз, но и простые упражнения: нарисуй глазками вертикальную и горизонтальную восьмерку, круг, овал. Иногда гимнастику для глаз сопровождаю стихотворением. Например,
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Физкультминутки. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе занятий является чередование работы и отдыха. Физкультминутки снимают усталость и напряжение у детей, повышают интерес, желание заниматься дальше. Составила картотеку физкультминуток по лексическим темам. Есть физкультминутки, которые помогают ребенку быстро запомнить части тела. Например, «Изучаем наше тело», «Есть на пальцах наших ногти…» Ребята в игровой форме быстро запоминают все части тела человека.
Кинезиологические упражнения - это упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Детям можно предложить следующие упражнения: «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе ладонями вниз, одна рука сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере освоения можно ускорять, но при этом надо следить за тем, чтобы сжатие-разжатие производилось попеременно.
Вот – ладошка, вот – кулак!
И всё быстрее делай так!
«Ухо–нос–хлопок ». Ребенок левой рукой берется за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Затем одновременно опускает руки, хлопает в ладоши и меняет положение рук наоборот.
Применение таких заданий позволяет улучшить у обучающегося память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость.
Су-джок терапия – это стимуляция биологически активных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Массаж этих точек улучшает работу деятельности мозга, положительно сказывается на самочувствии детей. На занятиях мы стимулируем активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений: металлические колечки су-джок, массажные шарики, мячики, грецкие орехи. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Таким образом, использование технологий здоровьесберегающего обучения особенно актуально в коррекционной педагогике. Только комплексное воздействие на ребенка с речевой патологией может дать положительную динамику речевого развития, позволяет развивать способности каждого ребенка, а главное помогает сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.