Применение здоровьесберегающих технологий на уроках профильного труда как условие сохранения здоровья обучающихся.
Н. В. Ваулина, учитель профильного труда «Штукатурно-малярное дело», высшей кв.категории,
ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат, реализующая АООП», г. Кировград, Свердл.обл.
В структуре современного образования большое значение придаётся проблеме включения умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность. Российское государство, проявляя заботу о детях, выступает гарантом их прав. Все дети в нашей стране имеют право на образование. Это право закреплено в статьях 23, 28, 29 Конвенции «О правах ребёнка», в статье 50 закона РФ «Об образовании», в статье 9 областного закона «О защите прав ребёнка». Одним из принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» - Закон РФ «Об образовании». Этот принцип нашёл своё отражение и в политике Министерства образования и науки Российской Федерации.
Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность – одно из главных составляющих их подготовки к самостоятельной жизни, залог их успешной социализации и интеграции в общество.
Острота проблемы трудовой адаптации умственно отсталых детей в настоящее время во много раз возросла. Включение производственных предприятий в систему рыночной экономики стало причиной создания новых условий труда рабочих, требующих высокого профессионализма, мобильности, т. е. возможности перестраивать свои умения в соответствии с изменениями условий работы.
Коренные изменения в организации общественного труда требуют не менее радикальных изменений в осуществлении подготовки будущих рабочих. В этой связи перед специальным (коррекционным) образовательным учреждением стоит особая задача – создание условий, при которых умственно отсталый ребёнок сможет получить максимальное количество умений и навыков, в том числе общетрудовых, которые позволят ему социально адаптироваться, начать самостоятельную трудовую деятельность.
Трудность решения этой задачи обусловлена особенностями психофизического и эмоционально – волевого развития, нарушением деятельности центральной нервной системы умственно отсталых учащихся, недоразвитием познавательных интересов, несформированностью мыслительных процессов, нарушением двигательной сферы, ослабленностью здоровья.
Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения, в соответствии с типовым положением, направлена на коррекцию отклонений в развитии детей средствами образования и трудовой подготовки, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Знания, полученные школьниками на уроках труда повышают общий уровень интеллекта, делают возможным коррекцию отдельных недостатков развития и создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков обучающихся, а также помогает детям осознать возможность сохранения здоровья.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье детей ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением школьником общего среднего образования. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для детей от 7 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждении образования связаны более 70% времени их бодрствования, в это же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, а 40% относятся к группе риска. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, количество детей-инвалидов за 5 лет увеличилось в 2 раза. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается рост числа психических нарушений у школьников.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют выявить школьные факторы риска (далее ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.
Учебно-организационные
Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей
Школьные факторы риска.
Гигиенические
Психолого - педагогические
Управленческие
Гигиенические условия, факторы:
Шум. | Используемые стройматериалы, краска. |
Освещённость. | Мебель: размеры, размещение. |
Воздушная среда. | Видеоэкранные средства: интерактивная доска, компьютер. |
Размер помещения. | Качество питьевой воды. |
Дизайн и цвет стен. | Экологическое состояние прилегающей к школе территории. |
Учебно-организационные факторы.
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Расписание уроков, распределение нагрузки по дням.
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
Особенности устава школы и норм школьной жизни.
Медицинское и психологическое обеспечение школы.
Участие родителей учащихся в жизни школы.
Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали».
Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
Интегрированность школы в окружающий социум.
Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики.
Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
Психолого-педагогические факторы.
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
Стиль педагогического общения учителя с учениками.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений обучающихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Управленческие факторы.
Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ.
Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (далее ЗОТ) понимают систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
ЗОТ - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
По Уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Работая учителем штукатурно-малярного дела в школе реализующей АООП, я наблюдала, что за последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей встала передо мной очень остро.
По результатам диспансеризации 2023 г. в нашей школе, выявлены отклонения в состоянии здоровья у 59% учащихся 1-9 классов. Наиболее распространены заболевания:
Костно-мышечной системы.
Органов пищеварения.
Органов зрения.
Нервной системы.
Органов дыхания.
Психические расстройства и расстройства поведения.
В этой связи перед школой встают две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовал на уроках в школе.
В своей работе определяю принципы здоровьесбережения:
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяю положительное, а только потом отмечаю недостатки.
Активность - активное включение обучающихся в учебную деятельность, а любой процесс снижает риск переутомления.
Здоровьесберегающие технологии на уроках труда - задача особой важности для преподавателей этих предметов.
На уроках профильного труда прежде всего создаются условия для здорового развития детей – здоровьесберегающие компоненты. Проанализировав их, я составила программу деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей при проведении уроков штукатурно-малярного дела.
Программа деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся при проведении уроков штукатурно-малярного дела.
Цель:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, разработка и апробация системы здоровьесберегающих технологий, системы методов и форм организации уроков труда, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни как одного из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Выявить состояние и уровень здоровья учеников.
Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика (ШФР).
Наметить оптимальное сочетание методов и форм организации уроков по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика.
Апробировать систему здоровьсберегающих технологий на уроках штукатурно-малярного дела.
Основные направления реализации программы деятельности по сохранению здоровья детей при проведении уроков штукатурно-малярного дела.
Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий в кабинете (требования СанПин):
-воздушно-тепловой режим;
-световой режим (дополнительное освещение учебной доски);
-размер помещения соответствует количеству обучающихся;
-дизайн и цвет стен соответствует спокойной рабочей обстановке;
-эстетическое оформление класса;
-учебные столы соответствуют возрасту и росту детей;
-питьевой режим.
2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке.
Эмоциональные разрядки.
Первые уроки начинать с упражнения на формирование положительного настроя
на весь день (можно с использованием спокойной музыки).
3.Рациональная организация учебного процесса, предупреждение перегрузки в
содержании обучения. Большое внимание уделяется нормированию разных заданий,
для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность
материала. Учитываются особенности психофизического состояния учащихся.
4.Использование активных и разнообразных методов обучения: поисковый,
диалогический, игровой, проектный, исследовательский. Решение производственных
ситуаций.
5.Потность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее
60%, но не более 80%.
6. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
7. Использование адаптивной системы обучения.
8. Использование личностно-ориентированной образовательной технологии. Эта
технология позволяет учитывать индивидуальные особенности детей,
совершенствовать приёмы взаимодействия учителя и ученика, придавать
школьнику активную роль в процессе присвоения знаний и умений,
обеспечивать комфортные и безопасные условия развития.
9. Формирование у обучающихся ответственности за своё здоровье, работа по
предупреждению травматизма. Разработка необходимой документации по
технике безопасности и охране труда на уроках штукатурно-малярного дела.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники
безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на
предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся.
10.Темп завершения урока спокойный, обучающийся имеет возможность задать учителю
вопросы и оценить своё состояние после каждого урока.
11. Система оценивания деятельности обучающихся осуществляется по 3 вариантам:
1) ученик (самооценка)
2) ученик-ученик (взаимооценка)
3) ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную
оценку)
12. Учёт особенностей возрастного развития школьников, индивидуальных
особенностей памяти, мышления, работоспособности, активности ребёнка - основной
критерий здоровьесберегающей направленности урока.
13.Проведение физминуток для повышения умственной работоспособности детей,
предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения, упражнения для глаз, дыхательные, динамические паузы,
использование схем зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке.
Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.
Строгое соблюдение обучающимися правильной осанки, позы, её соответствие виду работы. Наблюдение и контроль за посадкой учащихся учителем.
Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её развития. Заинтересованность детей необычным началом урока, решением проблемной ситуации и производственной задачи, показом значимости изучения темы и т.д.
Творческий характер процесса обучения. Организация проектной деятельности
обучающихся обеспечивает осуществление обучения, развития и воспитания
самостоятельности в добывании знаний, помогает создать положительную мотивацию
на уроках.
17.Смена разных видов деятельности за урок. Уроки профильного труда дают
возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую,
более эмоциональную.
Преподавание профильного труда позволяет органично вписывать принципы
здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.
Включение в программу по штукатурно-малярному делу тем:
Производственная санитария. Личная гигиена. Первая помощь при травмах.
19.Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима:
дозировать учебную нагрузку, учитывая время трудоспособности, утомляемости
обучающихся.
20.Проведение практических работ в тёплое время года на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако при этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого обучающегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.
Неправильно организованный труд обучающихся, вместо ожидаемого
оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление
позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.
Таким образом, если на уроках соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе оздоровительная работа, проводится пропаганда ЗОЖ, организована активная деятельность обучающихся, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учеников.
Результатами апробации данной программы является:
Устойчивая мотивация обучающихся к урокам штукатурно-малярного дела.
Качественные изменения (повышается успеваемость учащихся), связанные с внедрением здоровьесберегающих технологий в обучение.
Снижение уровня конфликтности, агрессивности школьников на уроках.
Создание благоприятной образовательной среды способствует формированию прочных знаний, более комфортным отношениям между участниками образовательного процесса и сохранению здоровья школьников.
Какие бы методы один учитель не применял и сколько бы не старался создать условия для здоровьесберегающего обучения, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
ученик
родитель
педагог