СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках профильного труда как условие сохранения здоровья обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема сохранения и развития здоровья в последние годы является  приоритетной.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для подрастающего поколения, так как больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе.

Негативные тенденции состояния здоровья школьников определяют необходимость выявления школьных факторов риска, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью учителя, основной организационной формой которой является урок.

В данной статье предлагаются основные направления реализации программы деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей при проведении уроков профильного труда в ОУ, реализующем АООП.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках профильного труда как условие сохранения здоровья обучающихся.»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках профильного труда как условие сохранения здоровья обучающихся.

Н. В. Ваулина, учитель профильного труда «Штукатурно-малярное дело», высшей кв.категории,

ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат, реализующая АООП», г. Кировград, Свердл.обл.

В структуре современного образования большое значение придаётся проблеме включения умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность. Российское государство, проявляя заботу о детях, выступает гарантом их прав. Все дети в нашей стране имеют право на образование. Это право закреплено в статьях 23, 28, 29 Конвенции «О правах ребёнка», в статье 50 закона РФ «Об образовании», в статье 9 областного закона «О защите прав ребёнка». Одним из принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» - Закон РФ «Об образовании». Этот принцип нашёл своё отражение и в политике Министерства образования и науки Российской Федерации.

Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность – одно из главных составляющих их подготовки к самостоятельной жизни, залог их успешной социализации и интеграции в общество.

Острота проблемы трудовой адаптации умственно отсталых детей в настоящее время во много раз возросла. Включение производственных предприятий в систему рыночной экономики стало причиной создания новых условий труда рабочих, требующих высокого профессионализма, мобильности, т. е. возможности перестраивать свои умения в соответствии с изменениями условий работы.

Коренные изменения в организации общественного труда требуют не менее радикальных изменений в осуществлении подготовки будущих рабочих. В этой связи перед специальным (коррекционным) образовательным учреждением стоит особая задача – создание условий, при которых умственно отсталый ребёнок сможет получить максимальное количество умений и навыков, в том числе общетрудовых, которые позволят ему социально адаптироваться, начать самостоятельную трудовую деятельность.

Трудность решения этой задачи обусловлена особенностями психофизического и эмоционально – волевого развития, нарушением деятельности центральной нервной системы умственно отсталых учащихся, недоразвитием познавательных интересов, несформированностью мыслительных процессов, нарушением двигательной сферы, ослабленностью здоровья.

Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения, в соответствии с типовым положением, направлена на коррекцию отклонений в развитии детей средствами образования и трудовой подготовки, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Знания, полученные школьниками на уроках труда повышают общий уровень интеллекта, делают возможным коррекцию отдельных недостатков развития и создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков обучающихся, а также помогает детям осознать возможность сохранения здоровья.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье детей ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением школьником общего среднего образования. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для детей от 7 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждении образования связаны более 70% времени их бодрствования, в это же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, а 40% относятся к группе риска. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, количество детей-инвалидов за 5 лет увеличилось в 2 раза. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается рост числа психических нарушений у школьников.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют выявить школьные факторы риска (далее ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.

Учебно-организационные

Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей

Школьные факторы риска.

Гигиенические





Психолого - педагогические


Управленческие




Гигиенические условия, факторы:

  1. Шум.

  1. Используемые стройматериалы, краска.

  1. Освещённость.

  1. Мебель: размеры, размещение.

  1. Воздушная среда.

  1. Видеоэкранные средства: интерактивная доска, компьютер.

  1. Размер помещения.

  1. Качество питьевой воды.

  1. Дизайн и цвет стен.

  1. Экологическое состояние прилегающей к школе территории.

Учебно-организационные факторы.

  1. Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.

  2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням.

  3. Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).

  4. Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).

  5. Особенности устава школы и норм школьной жизни.

  6. Медицинское и психологическое обеспечение школы.

  7. Участие родителей учащихся в жизни школы.

  8. Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали».

  9. Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».

  10. Интегрированность школы в окружающий социум.

  11. Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.

  12. Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  13. Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.

  14. Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики.

  15. Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.

  16. Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.

  17. Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.

Психолого-педагогические факторы.

  1. Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.

  2. Стиль педагогического общения учителя с учениками.

  3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.

  4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.

  5. Особенности работы с «трудными» подростками в классе.

  6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

  7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений обучающихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).

  8. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.

  9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.

  10. Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.

  11. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.

  12. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Управленческие факторы.

  1. Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ.

  2. Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.

  3. Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.

  4. Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

  5. Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (далее ЗОТ) понимают систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

ЗОТ - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

По Уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Работая учителем штукатурно-малярного дела в школе реализующей АООП, я наблюдала, что за последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей встала передо мной очень остро.

По результатам диспансеризации 2023 г. в нашей школе, выявлены отклонения в состоянии здоровья у 59% учащихся 1-9 классов. Наиболее распространены заболевания:

  1. Костно-мышечной системы.

  2. Органов пищеварения.

  3. Органов зрения.

  4. Нервной системы.

  5. Органов дыхания.

  6. Психические расстройства и расстройства поведения.

В этой связи перед школой встают две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовал на уроках в школе.

В своей работе определяю принципы здоровьесбережения:

  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяю положительное, а только потом отмечаю недостатки.

  • Активность - активное включение обучающихся в учебную деятельность, а любой процесс снижает риск переутомления.

Здоровьесберегающие технологии на уроках труда - задача особой важности для преподавателей этих предметов.

На уроках профильного труда прежде всего создаются условия для здорового развития детей – здоровьесберегающие компоненты. Проанализировав их, я составила программу деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей при проведении уроков штукатурно-малярного дела.

Программа деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся при проведении уроков штукатурно-малярного дела.

Цель:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, разработка и апробация системы здоровьесберегающих технологий, системы методов и форм организации уроков труда, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни как одного из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Выявить состояние и уровень здоровья учеников.

  2. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика (ШФР).

  3. Наметить оптимальное сочетание методов и форм организации уроков по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика.

  4. Апробировать систему здоровьсберегающих технологий на уроках штукатурно-малярного дела.

Основные направления реализации программы деятельности по сохранению здоровья детей при проведении уроков штукатурно-малярного дела.

  1. Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий в кабинете (требования СанПин):

-воздушно-тепловой режим;

-световой режим (дополнительное освещение учебной доски);

-размер помещения соответствует количеству обучающихся;

-дизайн и цвет стен соответствует спокойной рабочей обстановке;

-эстетическое оформление класса;

-учебные столы соответствуют возрасту и росту детей;

-питьевой режим.

2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке.

Эмоциональные разрядки.

Первые уроки начинать с упражнения на формирование положительного настроя

на весь день (можно с использованием спокойной музыки).

3.Рациональная организация учебного процесса, предупреждение перегрузки в

содержании обучения. Большое внимание уделяется нормированию разных заданий,

для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность

материала. Учитываются особенности психофизического состояния учащихся.

4.Использование активных и разнообразных методов обучения: поисковый,

диалогический, игровой, проектный, исследовательский. Решение производственных

ситуаций.

5.Потность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее

60%, но не более 80%.

6. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

7. Использование адаптивной системы обучения.

8. Использование личностно-ориентированной образовательной технологии. Эта

технология позволяет учитывать индивидуальные особенности детей,

совершенствовать приёмы взаимодействия учителя и ученика, придавать

школьнику активную роль в процессе присвоения знаний и умений,

обеспечивать комфортные и безопасные условия развития.

9. Формирование у обучающихся ответственности за своё здоровье, работа по

предупреждению травматизма. Разработка необходимой документации по

технике безопасности и охране труда на уроках штукатурно-малярного дела.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники

безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на

предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся.

10.Темп завершения урока спокойный, обучающийся имеет возможность задать учителю

вопросы и оценить своё состояние после каждого урока.

11. Система оценивания деятельности обучающихся осуществляется по 3 вариантам:

1) ученик (самооценка)

2) ученик-ученик (взаимооценка)

3) ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную

оценку)

12. Учёт особенностей возрастного развития школьников, индивидуальных

особенностей памяти, мышления, работоспособности, активности ребёнка - основной

критерий здоровьесберегающей направленности урока.

13.Проведение физминуток для повышения умственной работоспособности детей,

предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного

статического напряжения, упражнения для глаз, дыхательные, динамические паузы,

использование схем зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке.

Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

  1. Строгое соблюдение обучающимися правильной осанки, позы, её соответствие виду работы. Наблюдение и контроль за посадкой учащихся учителем.

  2. Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её развития. Заинтересованность детей необычным началом урока, решением проблемной ситуации и производственной задачи, показом значимости изучения темы и т.д.

  3. Творческий характер процесса обучения. Организация проектной деятельности

обучающихся обеспечивает осуществление обучения, развития и воспитания

самостоятельности в добывании знаний, помогает создать положительную мотивацию

на уроках.

17.Смена разных видов деятельности за урок. Уроки профильного труда дают

возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую,

более эмоциональную.

  1. Преподавание профильного труда позволяет органично вписывать принципы

здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.

Включение в программу по штукатурно-малярному делу тем:


Производственная санитария. Личная гигиена. Первая помощь при травмах.

19.Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима:

дозировать учебную нагрузку, учитывая время трудоспособности, утомляемости

обучающихся.

20.Проведение практических работ в тёплое время года на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако при этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого обучающегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.

Неправильно организованный труд обучающихся, вместо ожидаемого

оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление

позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

Таким образом, если на уроках соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе оздоровительная работа, проводится пропаганда ЗОЖ, организована активная деятельность обучающихся, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учеников.

Результатами апробации данной программы является:

  1. Устойчивая мотивация обучающихся к урокам штукатурно-малярного дела.

  2. Качественные изменения (повышается успеваемость учащихся), связанные с внедрением здоровьесберегающих технологий в обучение.

  3. Снижение уровня конфликтности, агрессивности школьников на уроках.

  4. Создание благоприятной образовательной среды способствует формированию прочных знаний, более комфортным отношениям между участниками образовательного процесса и сохранению здоровья школьников.

Какие бы методы один учитель не применял и сколько бы не старался создать условия для здоровьесберегающего обучения, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

ученик





родитель

педагог