СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь опытом использования здоровьесберегающих технологий на уроках.

Просмотр содержимого документа
««Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»»

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Одной из приоритетных задач школы не просто научить и воспитать ребёнка, но при этом сохранить его психическое и физическое здоровье здоровье.

В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность ко всему происходящему в окружающей среде. Поступление в школу – один из критических этапов. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности. Для их преодоления просто необходимо применение здоровьесберегающих технологий, цель которых – сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Важно учитывать дозировку учебного материала и подбор заданий. Учиться ребёнку должно быть трудно, но посильно. Перегрузки и непосильные задания способны надломить психику и подорвать здоровье.

Я убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии не просто наиболее значимы среди всех известных технологий, но и тесно с ними связаны. Сама удачно выстроенная смена разнообразных технологий, соответствующих возрастным особенностям, на разных этапах урока уже является здоровьесбережением.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

-учет возрастных особенностей младших школьников;

-учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

-осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Любой урок должен сопровождать положительный психологический настрой. На каждом этапе это должно мотивироваться учителем.

Например, урок можно начать со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:


– «Я в школе на уроке».

– «Сейчас я начну учиться».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на уроке».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я хочу учиться».

– «Я очень хочу учиться».

– «Я готов к работе».

– «Работаю!»

– «Мы внимательны».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов.

А можно начать урок с таких небольших стихотворений, настраивающих на работу. Главное, что это должно проходить в доброжелательной обстановке, снимать страх и напряжение, настраивать на ситуацию успеха.

Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей). В этой части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

Важнейшим этапом урока является целеполагание. На этом этапе ребенок должен сам поставить перед собой цель, захотеть узнать и научиться. Намного легче учить ребенка, когда он сам этого хочет, не навязывая ему данное действие. Казалось бы, а при чем здесь здоровьесбережение? Если данный этап прошёл успешно, то дальше нет психического дискомфорта, усталости и напряжения. Ребёнок открыт для сотрудничества и восприятия.

В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Информационные технологии также влияют на здоровьесбережение. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, которая легче усваивается. Ребенок попадает в привычную для него среду.

На уроках используются презентации, видеофрагменты, тренажёры, аудиофайлы…

Для развития творчества у детей, даже у самых инфантильных или расторможенных, компьютер является и мощнейшим стимулом. При использовании презентаций, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Повышается познавательная активность учащихся. Неоценимую помощь оказывает компьютер и проектор для организации физкультминуток.

Главное применение данной технологии с соблюдением всех санитарных норм.

Далее очень важна технология сотрудничества, которая создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Обучающиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками. Важна деловая доброжелательная атмосфера.

Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

- взаимопроверка и взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз- это важные составляющие данной педагогической технологии, но не единственные. Урок можно проводить со сменой динамических поз (элементы системы Владимира Филипповича Базарного).

В идеале этот приём применяется с использованием специальной мебели «конторок», что не совсем актуально для массовой школы.

Я применяю вариант этой технологии немного иначе, взяв за основу смену поз детей. Перевод из одного положения в другое происходит по заданию учителя. Так, работая в группах, дети перемещаются по классу; дидактические игры проходят стоя, используются сигнальные карточки.

Игровые оздоровительные технологии позволяют удовлетворить потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но

умственные и творческие способности. Дидактические игры позволяют закреплять изученный материал, систематизировать его, применять в практической деятельности, а так же способны влиять на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала.

Игра объединяет класс: открывается умение выслушать каждое мнение. Можно выделить того ребенка, которому необходима помощь. В ходе занятия есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.

На уроках, во время которых используются игровые моменты, вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии.

Помогают сохранить здоровье ребёнка цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

* Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.


* Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

* Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

* Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

* Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника.

Таким образом, для того, чтобы в ходе занятий у обучающихся повышалась мотивация к обучению, необходимо соблюдать организационно-педагогические условия проведения урока. Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7, а продолжительность видов деятельности в первой ступени – 5 минут. Учителю необходимо использовать на уроках не менее 3 видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный). На каждом уроке должны быть физическая или эмоциональная разрядки.



 Библиографический список

1.https://staroaleksandrovskayaschool.tmn.eduru.ru/media/2019/03/24/1260352689/zdorov_esberegayushhie.pdf

2. https://педпроект.рф/сазонова-л-н-публикация/

3. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/obobshchenie_opyta_po_teme_zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_v_nacha