СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример программы тьюторского сопровождения обучающихся СПО при освоении ими рабочей профессии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит пример программы тьютрскго спровождения бучающихся по профессии "Мастер растениеводства"

Просмотр содержимого документа
«Пример программы тьюторского сопровождения обучающихся СПО при освоении ими рабочей профессии»

Необходимость в создании программы тьюторского сопровождения обучающихся по специальности 35.01.09 Мастер растениеводства при освоении ими рабочей профессии возникла после беседы с группой 1 курса. В ходе беседы выяснилось, что у группы возникли трудности с освоением некоторых дисциплин профессионального цикла. При этом они отмечали, что преподаватель старается излагать материал доступно, назначает дополнительные консультации по своим предметам, но материал усваивается с трудом, что отражается на текущей успеваемости.

Как стало ясно из беседы, изначальной мотивацией обучающихся при разрешении трудностей была необходимость сохранить стипендию, а не освоить учебный материал. Однако поскольку я сама имею среднее профессиональное образование в смежной сфере, я имела представление о том, с какими трудностями они могут столкнуться в дальнейшем, и предложила обучающимся свою помощь в качестве тьютора. Кроме того, преподаватель дисциплин профессионального цикла выразила интерес к практике тьюторского сопровождения, видя в ней возможность для повышения эффективности собственной деятельности. Так началась работа по составлению и реализации программы тьюторского сопровождения.

Для успешной и результативной работы сначала было необходимо провести работу с запросом обучающихся и конкретизировать его, а также решить, в какой форме – групповой или индивидуальной – будет осуществляться тьюторское сопровождение.

Целью тьюторского сопровождения на этом этапе являлось выявление познавательного интереса обучающегося, его цели.

В ходе первой беседы уже обозначились примерные проблемные темы, однако разговор со стороны обучающихся носил скорее эмоциональный характер. Поэтому было принято решение о проведении письменного опроса в виде небольшой анкеты с открытыми вопросами, после обработки результатов которого стало бы возможным направить работу с группой в рациональное русло.

После обработки результатов анкетирования были выделены, во-первых, дисциплины профессионального цикла, в процессе освоении которых обучающиеся столкнулись с трудностями (ботаника, дендрология, основы агрономии), и во-вторых, очерчен круг конкретных тем внутри этих дисциплин. К сожалению, попытка получить рефлексию на этапе анкетирования претерпела неудачу: ответы на вопрос «Чем, по Вашему мнению, вызваны трудности?» однотипны и сводились к ответам типа «Я не знаю», «Просто тяжело» и т.п.

После проведения опроса группа вновь была приглашена на беседу, в ходе которой ребята коллективно оформили свой запрос в виде кластера, а также решили, что тьюторское сопровождение будет осуществляться в коллективной форме. Результатом работы стало составление списка тем, с которыми предстояло работать:

1. Ботаническая классификация (русская и латинская).

2. Классификации:

- типов корневой системы растений;

- форм кроны;

- форм листовой пластины;

- форм края листовой пластины;

- типов соцветий;

- типов плодов;

3. Классификация типов почв с их основными морфологическими и механическими характеристиками.

Важным результатом стало также выявление причин неудач, которые были сформулированы самими обучающимися для каждой темы:

1. Не понимают, зачем нужна ботаническая классификация растений, не видят в ней смысла, поэтому у них нет мотивации ее учить.

2. Не видят необходимости учить различные типологии растений, потому что «с них это потом не спрашивают», «это не надо в будущей профессии» и т.п.

3. Изучают различные типы почв по черно-белым картинкам в учебнике или слайдам презентаций, а затем им очень трудно соотносить визуальный материал с его описанием.

Другими словами, для обучающихся в изучаемом материале отсутствует система. Они не видят связи между различными типологиями растений и теми действиями, которые им приходится выполнять на практике, потому что теория изучается намного раньше собственно практических занятий и забывается к моменту их проведения. Ботаническую классификацию их заставляют учить, не объясняя принципы ее организации и ее предназначение. Кроме того, обучающиеся вынуждены заучивать латинскую номенклатуру, не зная даже основ латыни.

Для успешного преодоления тьюторантами этих сложностей необходимо было подобрать ресурсы и составить ресурсную карту, соблюдая все условия образовательной среды:

- вариативность;

- избыточность;

- неструктурированность;

- открытость.

Обучающимся было предложено составить карту ресурсов самостоятельно. Однако она получилась весьма ограниченной и не развернутой:

- интернет;

- библиотека;

- внешние эксперты;

- экскурсии.

При наводящих вопросах «Что именно искать в интернете?», «Какими именно библиотеками пользоваться? Какие конкретно книги там искать?», «Каких именно экспертов привлекать?», «Куда идти на экскурсии?» и т.п. они не могли назвать ничего конкретного. Поэтому я предложила им подумать несколько дней, а затем собраться еще раз.

На следующей беседе тьюторанты проявили большую активность, демонстрировали вдумчивую работу, проделанную дома. Причем они не просто подбирали ресурсы, но и сразу определяли, чем он может быть полезен. В процессе обсуждения обучающиеся находили дополнительные ресурсы, которые вносили в свою карту по ходу обсуждения. С картой ресурсов, составленной тьюторантами можно ознакомиться в Приложении 4. Здесь она для удобства представлена в виде таблицы.

Таблица 1

Карта ресурсов

Ресурс

Чем полезен

Интернет-ресурсы

Образовательная платформа «Постнаука»: https://postnauka.ru/

Здесь собраны аудио-, видео- и лекционные материалы по 15 различным сферам науки. Все мини-курсы авторские, в качестве авторов выступают ведущие отечественные и зарубежные ученые. Уровень материала разный: есть курсы как для школьников, так и для специалистов.

Образовательная платформа «Открытое образование»: https://openedu.ru/

Здесь представлены онлайн-курсы более чем по 400-м направлениям подготовки. Отличительная особенность: курсы длятся целый семестр, каждый блок курса сопровождается тестированием или написанием небольшой научной работы, чтобы можно было видеть свой прогресс. В конце можно пройти финальное тестирование и получить сертификат.

Видео-хостинг YouTube: https://www.youtube.com/

Здесь есть масса образовательных каналов по самым разным предметам. Отличительная особенность: крайняя доступность изложения.

Интернет-энциклопедия Wikipedia:


Портал для создания авторских тестов «Тестограф»: https://www.testograf.ru/ru/blog/sozdat-test-online-besplatno.html

Здесь есть возможность бесплатно создавать неограниченное количество тестов и обмениваться ими, например, с одногруппниками.

Библиотечные ресурсы

Электронный каталог АОНБ им. Н. А. Добролюбова

Содержит библиографическое описание книг, брошюр, карт, продолжающихся изданий, документов на различных носителях, изданий на русском и иностранном языках, поступивших в библиотеку с 1995 г.

Полнотекстовые базы данных АОНБ им. Н. А. Добролюбова

Каталог содержит доступ к различным электронным библиотекам.

Электронный каталог Интеллектуальный центр – Научная библиотека им. Е. И. Овсянкина САФУ

Содержит библиографическое описание книг, брошюр, карт, продолжающихся изданий, документов на различных носителях, изданий на русском и иностранном языках, полнотекстовые версии книг и документов, труды преподавателей САФУ.

Внешние эксперты

Студенты старших курсов

Уже изучали этот материал и могут дать совет, как эффективнее его запомнить.

Студенты других учреждений СПО, изучающие те же дисциплины (например, студенты специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» ТК Императора Петра I САФУ)

Могут представить свою точку зрения на учебный процесс, рассказать о том, с какими трудностями сталкивались при изучении тех же дисциплин и как их преодолевали.

Преподаватели тех же дисциплин из других учебных заведений (ТК Императора Петра I; кафедры ландшафтной архитектуры и искусственных лесов)

Могут по-иному преподать материал.

Преподаватель английского языка Пантелеева Л. Г.

Имеет среднее профессиональное образование по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»: изучала ботанику, дендрологию и почвоведение. Знает латынь.


Дендрарий техникума

Хоть и не обладает разнообразием древесно-кустарниковых пород, имеет преимущество в территориальной близости.

Дендрарий САФУ

Создавались как учебные, в них собрано очень много разных видов растений. В них работают специалисты, которые могут помочь с трудностями в учебе.

Дендрарий ТК Императора Петра I

Садовый центр «Природа»

Питомники декоративных растений, там можно увидеть специально выведенные сорта с интересной формой кроны, листовой пластины и т.д. Кроме того, можно наладить связи и в дальнейшем устроиться на производственную практику или работу.

Плодопитомник «Садовод»

Дендросад СевНИИЛХ

Создавался как экспериментальная база СевНИИЛХ, поэтому на огромной территории собраны коллекции самых разных растений, в том числе из Северной Америки.


Карта ресурсов включила в себя абсолютно разные источники информации. Таким образом, тьюторантам была предложена избыточная образовательная среда, которая предоставляла возможность выбрать необходимые образовательные ресурсы для решения возникших проблем: можно было слушать интернет-курсы различных преподавателей, пользоваться научной литературой, пробовать применять знания на практике и т.д.

Выбор тем, необходимых для повторного изучения, и наличие ресурсной карты позволили перейти к составлению образовательного маршрута. Следует подчеркнуть, что группа приняла решение не разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для каждого в отдельности, а коллективно разработать один маршрут на всех и следовать ему всем вместе.

Роль тьютора на данном этапе состояла в помощи организации этого маршрута.

Во время еще одной беседы было определено следующее:

- в какой последовательности будет изучаться материал;

- какие ресурсы из предложенных будут задействованы;

- сколько времени будет потрачено на изучение каждой темы.

Были проанализированы и отобраны предложенные тьюторантам формы работы: тьюторская консультация, групповой тьюториал, образовательное событие. Стоит отметить, что особенно обучающихся воодушевила такая форма работы как образовательное событие. Причина кроется в возможности самостоятельного выбора тематики и формы мероприятия.

Для рефлексии был составлен график тьюторских встреч, которые проходили после работы по выбранным темам.

Таблица 2

График тьюторских встреч

Месяц

Дата

апрель


май


июнь


сентябрь


октбрь


ноябрь



Тьюторские встречи были необходимы для того, чтобы тьютор мог координировать деятельность тьюторантов, выявлять появившиеся проблемы и оказывать помощь в корректировке образовательного маршрута.

На примере анализа работы тьюторантов над трудностями в рамках проблемных областей «Ботаника» и «Дендрология» продемонстрируем, как осуществлялось тьюторское сопровождение их образовательного маршрута.

Для того чтобы конкретизировать запрос обучающихся, во время тьюторской встречи тьютор снова обратился к кластеру, составленному тьюторантами на начальном этапе тьюторского сопровождения. По мнению тьюторантов, им необходимо было разобраться со следующими проблемами:

1. Ботаническая классификация (русская и латинская).

2. Классификации:

- типов корневой системы растений;

- форм кроны;

- форм листовой пластины;

- форм края листовой пластины;

- типов соцветий;

- типов плодов.

Для реализации запроса были отобраны необходимые ресурсы из составленной ранее ресурсной карты, а также выбраны формы деятельности тьюторантов.

Обучающиеся отобрали следующие ресурсы:

- Образовательная платформа «Открытое образование» (курс «Растительность Западной Сибири»);

- Интернет-ресурсы библиотеки им. Н. А. Добролюбова (работа с полнотекстовой базой данных);

- Википедия;

- Портал для создания авторских тестов «Тестограф»;

- Дендрарий техникума;

- Дендрарий ТК Императора Петра I;

- Дендрарий САФУ;

- Дендросад СевНИИЛХ;

- Внешние эксперты – Пантелеева Л. Г.

В качестве самостоятельной работы тьюторантам было предложено по разным источникам изучить различные морфологические классификации, и каталогизировать растения, произрастающие на территории дендрария техникума, а затем разделить их на группы по разным признакам. Для закрепления материала по классификации форм листовой пластины и края листа обучающиеся собрали гербарий в дендрариях техникума и ТК Императора Петра I.

На данном этапе основной формой работы тьютора было образовательное событие. Изначальным запросом от тьюторантов была организация экскурсий в дендрарий САФУ и дендросад СевНИИЛХ, где бы они смогли познакомиться с обширными коллекциями древесно-кустарниковой растительности, но в силу трудности организации этих экскурсий они не состоялись. Тогда тьютором была предложена другая форма – игровая. Обучающиеся самостоятельно придумали три игры, которые позволили не только проверить полученные ими знания, но и еще раз актуализировать их в процессе игры.

Первая игра – «Назови меня». Группа поделилась на 2 команды. Каждый участник первой команды загадывал растение, которое он изображал; участники команды вставали на позиции не случайным образом, а в соответствии с планом зеленых насаждений участка, который был заранее ими разработан. Участники второй команды должны были задавать вопросы, например, «Какой формы у тебя крона?», «Какого цвета твоя кора?», «сложные или простые у тебя листья? Как они располагаются на ветвях?» и т.д. По ответам на эти вопросы, они должны были догадаться, о каком растении идет речь и нанести его на план. Затем команды менялись ролями.

Вторая игра – «Кто больше?». Один человек называет признак, например, «тип плода – коробочка». Остальные участники игры должны назвать как можно больше растений с таким типом плода.

Третья игра – «Верни мне мое имя». Проводилась в дендрариях техникума и ТК Императора Петра I. На территории дендрариев на всех растениях были развешаны таблички с их научными названиями, но они были перепутаны. Задачей двух команд было вернуть растениям их имена, а также вспомнить латинские названия не только для каждого конкретного вида, но и рода и семейства, в которые они входят, и дать им краткую морфологическую характеристику.

В конце подводились итоги, и следовал этап промежуточной рефлексии, на котором участники делились своими впечатлениями и ощущениями, делали предположения о причинах неудач и т.п.

Последним образовательным событием стала экскурсия, которую для всех желающих проводили тьюторанты, разбившись на бригады. Каждая бригада выбрала определенное семейство растений, про которое рассказывала экскурсантам. При чем экскурсия включала в себя не просто перечисление характерных морфологических признаков растений, а сведения об особенности их агротехники, декоративных и прикладных свойствах.

Стоит добавить, что эти формы тьюторской работы сопровождались тестированиями, которые тьюторанты, пользуясь специальным сервисом в интернете, составляли друг для друга. Это позволяло относительно объективно оценивать повышение уровня их знаний в проблемной области.

В качестве подведения итога обучающимся было предложено вновь обратиться к первоначальному запросу и провести самоанализ проделанной работы, ответив на вопросы:

- Что я хотел узнать?

- Что мне удалось узнать?

- Что еще я хочу узнать по этой теме?


Проверка самостоятельно выполнявшихся заданий, беседы, тестирования, а также контрольная работа, предложенная преподавателем дисциплин профессионального цикла, показали, что материал хорошо усвоен, поэтому образовательный маршрут не потребовал корректировки.

Мы рассмотрели особенности тьюторского сопровождения обучающихся, подробно описав работу всего лишь по одному направлению, чтобы показать какие формы использовал тьютор. Главная роль на данном этапе принадлежала тьюторантам, тьютор только координировал их деятельность.

Оценить результаты тьюторской деятельности в целом помог этап итоговой рефлексии, благодаря которому удалось выявить достоинства и недостатки проделанной работы. Обучающимся было предложено заполнить в индивидуальном порядке следующую таблицу.

Таблица 3

Что мне понравилось в работе?

Что не понравилось?

Как можно было организовать работу?





Последняя тьюторская встреча в этом семестре состоялась 14 октября, после возвращения обучающихся с производственной практики из цветочных магазинов города. Тьюторанты отмечали, что при прохождении практики они чувствовали уверенность в себе, видели значимость приобретенных ими теоретических знаний для практической деятельности, понимали значение выполняемых ими производственных операций, отмечали высокую оценку их работы со стороны работодателей. Таким образом, положительный результат был достигнут.

Во время беседы обучающимися был проведен самоанализ их деятельности в качестве тьюторантов. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что тьюторанты все еще очень хотят посетить дендрарий САФУ и дендросад СЕВНИИЛХ. Кроме того, в ближайших планах проведение экскурсии-игры в одном из садовых питомников Архангельска, а также мастер-класса на английском языке по пересадке комнатных цветов на базе учебной теплицы нашего техникума. Также обучающееся заинтересованы в совместных мероприятиях со студентами специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» ТК Императора Петра I. Одна из тьюторанток захотела участвовать в проектной деятельности, а именно самостоятельно создать определитель для растений рода Ива, произрастающих на территории Архангельска, основываясь на типологии форм листовой пластины и форм кроны.

Таким образом, образовательный маршрут позволяет правильно выявлять свои пробелы в знаниях, определяться с материалом, необходимым для повторения, четко формулировать свою цель, отбирать необходимые ресурсы для реализации своего запроса, а также мотивирует к дальнейшей учебной и исследовательской деятельности.