СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример решения педагогической задачи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит пример решения педагогической задачи учителем истории.

Просмотр содержимого документа
«Пример решения педагогической задачи»

Решение педагогической задачи учителем истории


1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его.

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, владеющих коммуникативными способностями.  

Для современного этапа обучения истории и обществознания характерна коммуникативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Следует отметить, что у обучающихся слабо сформированы коммуникативные навыки. Дети не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. 


2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

1





Какие виды коммуникативных УУД существуют, каковы приемы их формирования на уроках истории и обществознания? Какие методы и приемы способствуют повышению уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков обучающихся?


Изучение нормативных документов, методической литературы, поиск информации в интернет- источниках.





2



Что представляет собой предметная среда кабинета истории и обществознания? Каковы возможности ее использования для реализации поставленной задачи?


Анализ предметной среды кабинета, выбор средств обучения для наиболее эффективного решения поставленной задачи.


3




Каков уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения у обучающихся класса? В чем причины низкого уровня мотивации?





Проведение различных психолого-педагогических исследований по выявлению уровня мотивации совместно с психологами и анализ их результатов, беседы с классными руководителями, учителями-предметниками, наблюдение за обучающимися.


4




Какова предметная и метапредметная составляющая современного урока?





Анализ и отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определение форм работы, позволяющих эффективно решить поставленную задачу.


5


Как спланировать учебную деятельность?



Составление плана-конспекта урока, технологической карты.


6


Как изменился уровень мотивации к развитию коммуникативных навыков?


Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности урока.


7


Помог ли урок в решении поставленной задачи?



Самоанализ урока




3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться?




Содержание собираемой информации


Источник информации



Метод работы с информацией


1




Виды коммуникативных УУД, приемы их формирования на уроках истории и обществознания



ФГОС ООО, примерная ООП, сайт «Открытый урок. 1 сентября» http://открытыйурок. рф/ и др.


Сбор и анализ информации, систематизация и составление конспектов, таблиц, схем.



2





Методы и приемы, способствующие повышению уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков обучающихся.


Сайт «Открытый урок. 1 сентября» http://открытыйурок. рф/

Сайт «Мультиурок» https://multiurok. ru

Сайт «Педсовет» http:///


Изучение методических материалов, систематизация путем составления сводных таблиц. Составление методической копилки по данной проблеме.



4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (технологической карты урока, ее фрагмента и пр.), учитывающего предложенное содержание ситуации и заданный Вами контекст

Сформировать коммуникативные УУД и повысить уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения позволяет использование на уроках технологии продуктивного чтения.

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.

Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

I этап. Работа с текстом до чтения.

На этом этапе необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они осознали необходимость обращения к тексту. В среднем звене на основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, о личностях, о которых пойдёт речь, последовательности событий.

В старших классах на первом этапе можно предложить обучающимся отзывы критиков о событиях, причем эти отзывы должны быть противоречивыми.  

Также на данном этапе проводится знакомство с биографией исторической личности. В среднем звене обращаю внимание на факты биографии, необходимые для понимания изучаемого материала. Это можно сделать с помощью опережающих индивидуальных заданий, предполагающих исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. 

В старших классах при работе с историческим событием важно составить у обучающихся целостное представление о нём. В этом хорошо помогают учебные фильмы, заочные и очные экскурсии.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель анализа текста на этом этапе – создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом.

На данном этапе я считаю обязательным составление планов, таблиц и характеристик исторических личностей, так как это помогает глубже проникнуть в смысл текста.  Также на данном этапе работы я использую фрагменты экранизаций исторических событий. Они помогают вызвать интерес к теме, облегчают восприятие текста. Важно, чтобы просмотр фильма не заменил чтение самого текста учебника, поэтому я предлагаю ученикам сравнить текст и его режиссерскую трактовку, выявить сходства и отличия, высказать и аргументировать свое мнение по поводу экранизации.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Важную роль на данном этапе играет концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание смысла прочитанного.

Для беседы можно использовать различные типы вопросов:

- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что...?, Если я правильно понял, то...? (для предоставления собеседнику обратной связи).

- Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова почему? (направлены на установление причинно-следственных связей).

- Творческие вопросы.  Что бы изменилось, если бы...?, Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

- Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: Почему что-то хорошо, а что-то плохо?

- Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: Как бы вы поступили на месте …..?


Еще одним эффективным приёмом является коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. В процессе обсуждения происходит выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 

На данном этапе нельзя обойтись без выполнения творческих заданий.  Я предлагаю обучающимся творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

Эффективным способом повышения мотивации обучающихся является использование игровых заданий, например, «Шапка вопросов», урок-путешествие, урок-ролевая или деловая игра и дебаты и другое.

Элементами предметной среды, помогающими в применении данной технологии, являются магнитная доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя.


5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Методы рефлексии на уроке, наблюдение за речевым развитием обучающихся во внеурочной деятельности и на последующих уроках, социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.


6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Модернизационные процессы, происходящие в современном российском школьном образовании, обусловлены требованиями, которые предъявляет общество к личности выпускника. Сегодня выпускник школы должен обладать навыками поиска, оценки, структурирования информации, умением работать в группе, способностью выявлять проблемы, находить пути их решения, применять на практике полученные знания. Эти требования находят отражение во ФГОС ООО, определяющем систему планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Одним из наиболее важных навыков, приобретаемых школьниками в процессе обучения, на мой взгляд, является навык смыслового чтения – вида чтения, предполагающего адекватное понимание и интерпретацию текста с целью эффективного использования информации для ее последующего применения в собственной деятельности. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования.

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмысление, рефлексия и др. Поэтому овладение навыком чтения играет большую роль в развитии коммуникативных УУД и повышении уровня мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.


7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Технология продуктивного чтения эффективна тем, что применяется на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет использовать широкий спектр методов и приемов, элементов других технологий, способствующих формированию различных УУД у обучающихся. Она носит межпредметный характер, поскольку смысловое чтение является метапредметным результатом освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования.

На уроках по другим предметам можно использовать:

- этапы работы с текстом;

- концептуальную беседу;

- различные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее и др.);

- элементы предметной среды.


8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:




Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

1


Общение с детьми




Проявлять корректность, вежливость, выдержку, такт и внимательность, соблюдать культуру речи , быть доступными для общения, открытыми и доброжелательными, уважать иные мнения.

2


Создание мотивации к обучению


Положительно оценивать учебные и внеучебные достижения обучающихся, стимулировать их инициативу, поддерживать работе и сопереживать.

3



Проектирование ситуаций по развитию личности обучающегося

Создание ситуаций, использование методов и приемов, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка.



9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

Результаты применения предложенного решения в течение учебного года:

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

-  владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

-  умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

-  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-  адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

-  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.