ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Пейнтбол»
возраст обучающихся 14 - 17 лет,
срок реализации - 4 года
Пояснительная записка
В наши дни едва ли можно назвать наиболее важную проблему, чем здоровье и безопасность нации, не говоря уже о физическом здоровье подрастающего поколения. Большинство специалистов сходятся во мнении, что усилия при решении этой проблемы следует направить на борьбу с самими бедствиями, с их причинами, и в первую очередь с причинами социального характера.
Спортивный пейнтбол, на сегодняшний день, занял востребованную нишу в современном спорте, где наравне с взрослыми, в игровой форме, подростки занимаются спортом. Внешняя простота, спортивный азарт и новизна обеспечивают постоянно растущий приток детей и подростков в спортивный пейнтбол. Многие из них «оторвались» от своих телевизоров и компьютерных игр и готовы терпеть подготовительные физические нагрузки ради нескольких минут настоящей игры. Что удивительно, внешне замкнутые, эгоистичные и агрессивные подростки на пейнтбольных полях преображаются, раскрывается личность, скрывающаяся под личиной грубого, косноязычного «трудного» ребенка. Конечно, так происходит не со всеми, у пейнтбола, как у любого вида спорта, есть свои сторонники и противники, любители и «нелюбители», но тот факт, что пейнтбол притягивает детей, вызывает интерес и стремление к совершенствованию, неоспорим. Поэтому-то спортивный пейнтбол в последнее время стал наиболее популярным направлением деятельности в воспитании подрастающего поколения.
Еще одной особенностью спортивного пейнтбола стала спецификация групповой работы в игре всех членов команды, которая требует одновременной устойчивости межличностных связей, достаточного взаимопонимания между игроками. Напряжение, изменение численного состава участников во время игры требуют развития смелости и решительности, умения ценить действия каждого члена команды и находить правильное решение в очень короткий промежуток времени. С точки зрения физических качеств, пейнтбол многофункционален. Быстрый старт позволяет захватить территориальное преимущество, а для этого нужна спринтерская подготовка. Укрытия, за которыми «работают» пейнтболисты, бывают разных габаритов и конфигураций, что обуславливает развитие координационных способностей, хорошей пространственной ориентации и вестибулярного аппарата.
Цели и задачи
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворят потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной программы дополнительного образования детей «Пейнтбол».
Основными задачами программы являются:
- укрепление физического здоровья;
- содействие правильному физическому развитию подросткового организма;
- приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
- овладение основным приемам техники и тактики игры;
- воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства товарищества и ответственности;
- привитие организаторских навыков.
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трех разделах: разминка, огневая подготовка, тактическая подготовка.
В разделе разминка даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе огневая подготовка, воспитанники в первую очередь проходят инструктаж по технике безопасности при обращении с пейнтбольным оборудованием, и при нахождении на игровой карте (в бою); учатся правильно занимать огневую позицию, изготавливаться к стрельбе, правильно прицеливаться и производить выстрел.
В разделе тактическая подготовка, пейнтболисты изучают, в теории и на практике, виды укрытий и передвижение между ними. Учатся пользоваться ландшафтными укрытиями, занимать выгодные позиции на поле боя; работать в команде, подразделении, отдавать и выполнять приказы.
Методы и формы обучения
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность и прочность. Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по спортивному пейнтболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения являются:
Словесный метод, создающий у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания, команды, указания, подсчет и т.д.;
Наглядный метод – применяется главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Этот метод помогает создать у учащихся конкретные представления об изучаемом действии;
Практический метод – метод упражнений, игровой, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: в целом и по частям. Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала учащихся. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки.
Наиболее распространенными формами работы с учащимися при реализации данной являются тренировки, обучающие игры, соревнования различных уровней.
Показателями результативности программы являются:
- повышение роли физической подготовки,
- повышение эффективности средств технико-тактической подготовки,
- приобретение опыта в борьбе с другими командами,
- специализированность всех средств подготовки воспитанников.
Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Пейнтбол», являются:
- социальные черты личности, мотивация к физической активности,
- технико-тактическая подготовка,
- общая и специальная физическая подготовленность,
- психологическая подготовленность,
- особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы,
- благоприятное функциональное состояние на базе хорошего состояния,
- антропометрические показатели,
- возраст и стаж физических занятий,
- успешность игровой деятельности.
В завершении необходимо добавить, что данная программа на сегодняшний день не имеет аналогов в пространстве дополнительного образования, что само по себе делает ее более неповторимой.
Учебно-тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Содержание | Количество часов | Сроки |
Всего часов | Теория | Практика |
I РАЗМИНКА |
1 | Кроссовая подготовка | 1 | | 1 | В течении года |
2 | Упражнение «Змейка» | 1 | | 1 |
3 | Модификация упр. «Змейка» | 1 | | 1 |
4 | Упражнение «Краб» | 1 | | 1 |
5 | Модификация упр. «Краб» | 1 | | 1 |
6 | Ускорение с опережениями | 1 | | 1 |
7 | Упражнение «Маятник» | 1 | | 1 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 7 | | 7 |
II ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА |
8 | Техника безопасности | 1 | 1 | | Сент. |
9 | Упражнение «Дуэль» | 1 | | 1 | В течении года |
10 | Упражнение «Коридор» | 1 | | 1 |
11 | Упражнение «Восьмерка» | 1 | | 1 |
12 | Упражнение «Кобра» | 1 | | 1 |
13 | Упражнение «Кошки, мышки» | 1 | | 1 |
14 | Упражнение «Прятки» | 1 | | 1 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 7 | 1 | 6 |
III ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
15 | Виды укрытий | 1 | 1 | | В течении года |
16 | Передвиж. между укрытий «Бочка» | 1 | | 1 |
17 | Передвиж. между укрытий «Пирамида» | 1 | | 1 |
18 | Передвиж. между укрытий «Квадрат» | 1 | | 1 |
19 | Передвиж. между укрытий «Змея» | 1 | | 1 |
20 | Набег на укрытие | 1 | | 1 |
21 | Движение за ландшафтными укрытиями | 1 | | 1 |
22 | Пейнтбольные бои | 10 | | 10 |
23 | Участие в соревнованиях | 3 | | 3 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 20 | 1 | 19 |
ИТОГО ЧАСОВ: | 34 | 2 | 32 | |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Содержание | Количество часов | Сроки |
Всего часов | Теория | Практика |
I РАЗМИНКА |
1 | Упражнение «Змейка» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
2 | Модификация упр. «Змейка» | 0,5 | | 0,5 |
3 | Упражнение «Краб» | 0,5 | | 0,5 |
4 | Модификация упр. «Краб» | 0,5 | | 0,5 |
5 | Ускорение с опережениями | 0,5 | | 0,5 |
6 | Упражнение «Маятник» | 0,5 | | 0,5 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 3 | | 3 |
II ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА |
6 | Техника безопасности | 1 | 1 | | Сент. |
7 | Упражнение «Дуэль» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
8 | Упражнение «Коридор» | 0,5 | | 0,5 |
9 | Упражнение «Восьмерка» | 0,5 | | 0,5 |
10 | Упражнение «Кобра» | 0,5 | | 0,5 |
11 | Упражнение «Кошки, мышки» | 0,5 | | 0,5 |
12 | Упражнение «Прятки» | 0,5 | | 0,5 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 4 | | 3 |
III ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
13 | Передвиж. между укрытий «Бочка» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
14 | Передвиж. между укрытий «Пирамида» | 0,5 | | 0,5 |
15 | Передвиж. между укрытий «Квадрат» | 0,5 | | 0,5 |
16 | Передвиж. между укрытий «Змея» | 0,5 | | 0,5 |
17 | Набег на укрытие | 0,5 | | 0,5 |
18 | Движение за ландшафтными укрытиями | 0,5 | | 0,5 |
19 | Пейнтбольные бои | 4 | | 4 |
20 | Участие в соревнованиях | 3 | | 3 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 10 | | 10 |
ИТОГО ЧАСОВ: | 17 | 1 | 16 | |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Содержание | Количество часов | Сроки |
Всего часов | Теория | Практика |
I РАЗМИНКА |
1 | Упражнение «Змейка» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
2 | Модификация упр. «Змейка» | 0,5 | | 0,5 |
3 | Упражнение «Краб» | 0,5 | | 0,5 |
4 | Модификация упр. «Краб» | 0,5 | | 0,5 |
5 | Ускорение с опережениями | 0,5 | | 0,5 |
6 | Упражнение «Маятник» | 0,5 | | 0,5 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 3 | | 3 |
II ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА |
6 | Техника безопасности | 1 | 1 | | Сент. |
7 | Упражнение «Дуэль» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
8 | Упражнение «Коридор» | 0,5 | | 0,5 |
9 | Упражнение «Восьмерка» | 0,5 | | 0,5 |
10 | Упражнение «Кобра» | 0,5 | | 0,5 |
11 | Упражнение «Кошки, мышки» | 0,5 | | 0,5 |
12 | Упражнение «Прятки» | 0,5 | | 0,5 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 4 | | 3 |
III ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
13 | Передвиж. между укрытий «Бочка» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
14 | Передвиж. между укрытий «Пирамида» | 0,5 | | 0,5 |
15 | Передвиж. между укрытий «Квадрат» | 0,5 | | 0,5 |
16 | Передвиж. между укрытий «Змея» | 0,5 | | 0,5 |
17 | Набег на укрытие | 0,5 | | 0,5 |
18 | Движение за ландшафтными укрытиями | 0,5 | | 0,5 |
19 | Пейнтбольные бои | 4 | | 4 |
20 | Участие в соревнованиях | 3 | | 3 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 10 | | 10 |
ИТОГО ЧАСОВ: | 17 | 1 | 16 | |
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Содержание | Количество часов | Сроки |
Всего часов | Теория | Практика |
I РАЗМИНКА |
1 | Упражнение «Змейка» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
2 | Модификация упр. «Змейка» | 0,5 | | 0,5 |
3 | Упражнение «Краб» | 0,5 | | 0,5 |
4 | Модификация упр. «Краб» | 0,5 | | 0,5 |
5 | Ускорение с опережениями | 0,5 | | 0,5 |
6 | Упражнение «Маятник» | 0,5 | | 0,5 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 3 | | 3 |
II ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА |
6 | Техника безопасности | 1 | 1 | | Сент. |
7 | Упражнение «Дуэль» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
8 | Упражнение «Коридор» | 0,5 | | 0,5 |
9 | Упражнение «Восьмерка» | 0,5 | | 0,5 |
10 | Упражнение «Кобра» | 0,5 | | 0,5 |
11 | Упражнение «Кошки, мышки» | 0,5 | | 0,5 |
12 | Упражнение «Прятки» | 0,5 | | 0,5 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 4 | | 3 |
III ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
13 | Передвиж. между укрытий «Бочка» | 0,5 | | 0,5 | В течении года |
14 | Передвиж. между укрытий «Пирамида» | 0,5 | | 0,5 |
15 | Передвиж. между укрытий «Квадрат» | 0,5 | | 0,5 |
16 | Передвиж. между укрытий «Змея» | 0,5 | | 0,5 |
17 | Набег на укрытие | 0,5 | | 0,5 |
18 | Движение за ландшафтными укрытиями | 0,5 | | 0,5 |
19 | Пейнтбольные бои | 4 | | 4 |
20 | Участие в соревнованиях | 3 | | 3 |
ИТОГО ЧАСОВ по разделу: | 10 | | 10 |
ИТОГО ЧАСОВ: | 17 | 1 | 16 | |
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение работать в команде, физическое развитие. Качественное освоение учащимися практических навыков и тактических умений игры в пейнтбол. Привитие любви к спортивному пейнтболу и спорту в целом.
Список литературы
Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1974 г.
Кузнецов В.С., Колодницкий Т.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физкультуры в школе. М, Владос. 2002 г.
Иодко В.В. В помощь тренеру по стрелковому делу. ДОСААФ, М. 1962г.
Комплексная программа физического воспитания. М, Просвещение, 2008г.
ООО «Российская Федерация Пейнтбола», Правила федерации, М. 2007г.
Пейнтбол. Исчерпывающее руководство, электронное руководство Изд. Меридиан. 2010г.
А. Веленский. Пейнтбол, Изд. Феникс, 2006г.