СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа для 5–8 классы, автор - С. А. Бешенков

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа для 5–8 классы, автор - С. А. Бешенков в формате MS Word-2007г.

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа для 5–8 классы, автор - С. А. Бешенков»

С. А. Бешенков






Технология


5–8 классы


Примерная рабочая программа




























Москва


Бином. Лаборатория знаний


2016

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА









Планируемые результаты освоения предмета


Предметные результаты:


  • знание свойств различных материалов: бумаги, картона, ткани, металла, древесины, пластмассы и др.;


  • владение инструментами обработки различных материалов;


  • владение технологиями работы с различными материалами: бумагой, тканью, металлом, древесиной;


  • знание основных компонент машин и механизмов;


  • знание простейших механизмов, умение конструировать механизмы из простейших механизмов;


  • знание основ управления, умение использовать обратную связь при конструировании робототизированных машин и механизмов;


  • знание основ моделирования и формализации, качественной и количественной оценки модели;


  • владение навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;


  • умение осуществлять робототехнические проекты;


  • оценивание позитивных и негативных сторон современной информационной цивилизации, последствия применения социальных информационных технологий;


  • представления о современных технологиях: лазерных, космических, биотехнологиях и нанотехнологиях;


  • знание основных профессий из предметных областей: «Природа», «Человек», «Знак», «Художественный образ», «Техника».



Содержание предмета


Традиционный подход к школьному технологическому об-разованию заключается в изучении некоторых традиционных материалов (бумаги, ткани, дерева, металла и др.), а также решении ряда бытовых задач (ремонт квартирной электропроводки, сельскохозяйственные работы и др.), которые позволяют

Содержание предмета

3


непосредственно реализовать преобразовательскую деятельность учащихся. В процессе этой деятельности:


  • формируются важные для жизни трудовые навыки;


  • дается представление о преобразовательной деятельности в целом;


  • происходит развитие интеллекта учащегося и формирование качеств его личности;


  • осуществляется процесс профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.


Наиболее значимые изменения, требующие отражения в содержании технологии, состоят в следующем:


  • технологизация всех сторон человеческой деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса, которые формируются у учащихся по окончании средней школы, явно недостаточно для их успешной социализации;


  • развитие собственно информационных и коммуникационных технологий привело к существенному доминированию информационной сферы над вещественно-энергетической, что, безусловно, является негативным


явлением. Дальнейшее развитие технологической сферы связано, прежде всего, с конвергенцией материальных и информационных технологий, воплощенных, в частности, в робототехнике.


Описанные выше тенденции требуют новых подходов к построению содержания и структуры предмета «Технология».


Основной акцент целесообразно сделать:


  • на целенаправленном освоении сущности технологии;


  • на освоении методологии реализации технологического подхода при решении задач из различных областей человеческой деятельности;


  • на развитии навыков ручного труда, моделировании,


конструировании и проектировании.


Это предполагает освоение:


  • общей структуры технологии как совокупности этапов, операций и действий, направленных на достижение поставленных целей или создание изделий с заранее заданными свойствами и параметрами;


  • структуры полного цикла решения задачи, включающего в себя этапы: постановки задачи, выбора или создания технологии, адекватной поставленной задаче, реализации

4 Примерная рабочая программа



технологии с помощью имеющихся средств и инструментов, оценки и коррекции полученных результатов и их последующего использования.


Следует отметить, что именно структурный подход является наиболее корректным и эффективным с точки зрения современного состояния теоретического знания.


Освоение этих структур осуществляется в процессе:


  • работы с традиционными материалами (бумагой, тканью, деревом, металлом);


  • конструирования моделей с использованием робототехнического конструктора;


  • решения практико-ориентированных задач;


  • осуществления творческих проектов;


  • изучения реальных технологических процессов в вещественно-энергетической и информационной средах, в частности, с помощью визуальных средств.


Ключевым методическим инструментом предмета «Технология» выступает робототехнический комплекс, с помощью которого можно продемонстрировать возможности конвергентных технологий и освоить навыки моделирования, конструирования и проектирования. На основе робототехнического конструктора можно не только конструировать модели, но и решать практико-ориентированные задачи, реализовывать творческие проекты.



5 класс (70 ч, 2 ч/нед.)


Правила техники безопасности на уроках технологии (2 ч)


Опасные вещи: высокая температура, электрический ток, заведомо ложная или недоброкачественная информация и др. Безопасность трудовой деятельности. Информационная безопасность.


Введение. Алгоритмы и начала технологии (4 ч)


Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии.


Компьютерный исполнитель Робот. Система команд исполнителя.


От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.

Содержание предмета

5


Система команд механического робота. Управление механическим роботом.


Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.


Практическая работа. Составление программы для движения робота по траекториям.


Простейшие машины и механизмы. Конструкторы (6 ч)


Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и механизмами. Понятие обратной связи, ее механическая реализация.


Практическая работа. Сборка из деталей конструктора модели механизма.


Простые механические модели (8 ч)


Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами.


Практические работы. 1. Сборка из деталей конструктора модели «Мельница». 2. Сборка из деталей конструктора модели «Карусель». 3. Сборка из деталей конструктора модели «Подъемник». 4. Сборка из деталей конструктора модели «Конвейер».


Простые управляемые модели (4 ч)


Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления.


Практические работы. 1. Сборка из деталей конструктора модели «Башенный кран». 2. Сборка из деталей конструктора модели «Ножничный подъемник».


Структура технологии (2 ч)


Составляющие технологии: этапы, операции действия. Материалы и изделия. Понятие о технологической документации.


Основные виды деятельности по разработке технологии:


проектирование, моделирование, конструирование.


Реализация технологии. Технологическая культура. Материалы и их свойства (12 ч)

Бумага, картон и их свойства. (Повторение изученного в начальной школе.)


Ткань и ее свойства. (Повторение изученного в начальной школе.)

6 Примерная рабочая программа



Древесина и ее свойства.


Лиственные и хвойные породы древесины. Основные свойства древесины: твердость, прочность, упругость. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера и др. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование.


Металлы и их свойства.


Черные и цветные металлы. Свойства металлов. Тонколистовой металл и проволока.


Современные материалы и их свойства.


Практические работы. 1. Определение вида бумаги и области её использования. 2. Изучение образцов ткани и области её использования. 3. Определение степени влажности образцов древесины. 4. Определение вида древесных материалов по образцам. 5. Определение видов металлов по образцам.


  1. Определение видов пластмасс по образцам. 7. Проектирование простейшей конструкции из пластиковых труб с использованием фитингов.


Инструменты работы с материалами (12 ч)


Измерительные инструменты: линейка, угольник, угломер, нутрометр, кронциркуль, штангенциркуль.


Инструменты работы с бумагой: ножницы, нож, клей.


Инструменты работы с тканью: ножницы, иглы, клей.


Инструменты работы с деревом:


  • молоток, отвертка, пила;


  • рубанок, шерхебель, рашпиль, шлифовальная шкурка. Столярный верстак Инструменты работы с металлами:


  • ножницы, бородок, сверла, молоток, киянка;


  • кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, зубило, напильник. Слесарный верстак.


Практические работы. 1. Создание простейших изделий из


бумаги. 2. Снятие мерок. 3. Создание простейших изделий из ткани. 4. Создание простейших изделий из древесины. 5. Создание простейших изделий из металла.


Сборка простейших роботов (20 ч)


Ознакомление с принципами работы датчиков из радио-технического набора. Сборка механических моделей с применением датчиков. Программирование робототехнических моделей.

Содержание предмета

7


Практические работы. 1. Составление программы управления движением робота. 2. Конструирование шагающего робота. 3. Конструирование робота с шасси. 4. Конструирование устройства для создания автоматического изображения.


Учимся учиться (в ходе изучения всех тем)


Учимся читать. Уровни информации. Структура текста.


Учимся обозначать. Знаки и знаковые системы.



6 класс (70 ч, 2 ч/нед.)


Технологии: трудовые действия (10 ч)


Трудовые действия как основные «кирпичики» технологии.


Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, нутрометра, кронциркуля, штангенциркуля. Народные способы измерения. Практика измерений различных объектов окружающего мира. Понятие о погрешности измерения.


Действия при работе с бумагой. (Повторение изученного в начальной школе.)


Действия при работе с тканью. (Повторение изученного в начальной школе.)


Действия при работе с древесиной: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей (гвоздями, шурупами, клеем), визуальный и инструментальный контроль качества деталей.


Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.


Действия при работе с металлами: разметка, сгибание, разрезание, сверление отверстий, контроль качества.


Правила безопасности труда при работе на станках. Практические работы. 1. Измерение деталей. 2. Изготовление детали из бумаги (картона) без предварительной разметки. 3. Соединение деревянных деталей.


Машины и механизмы (13 ч)


Основные компоненты машины: двигатель, передаточные механизмы, исполнительный механизм, приборы управления. Модели машин. Простейшие механизмы как «азбука» механизма любой машины. Наклонная плоскость, винт, рычаг, ворот, блок, колесо, поршень.

8 Примерная рабочая программа



Инструменты и машины, где используются простейшие механизмы. Физические законы, реализуемые в простейших механизмах.


Практические работы. 1. Сборка модели винтового конвейера. 2. Сборка устройства для знакомства с работой ворота. 3. Сборка конструкции для изучения свойств блока.


Основы электротехники (5 ч)


Электрическая цепь. Источники электрической энергии. Электроустановочные устройства. Электроизмерительные приборы. Электрические приборы и инструменты. Электромагнит и его применение; принцип действия и устройство магнитного реле.


Практические работы. 1. Сборка простейшей электрической цепи. 2. Сборка простейшего электромагнита.


Модели и моделирование (2 ч)


Понятие, основные виды, области применения моделей.


Первые представления об искусственном интеллекте (2 ч)


Компьютерные программы, имитирующие интеллектуальную деятельность человека. Простейшие примеры. Тест Тьюринга. Понятие об интеллектуальных роботах.


Робототизированные машины и механизмы (30 ч)


Сборка моделей из деталей робототехнического конструктора по эскизам и чертежам: от моделей простейших механизмов до моделей машин с управлением. Действия по сборке моделей из робототехнического набора.


Учимся оберегать (3 ч)


Опасные вещи: высокая температура, электрический ток, заведомо ложная или недоброкачественная информация и др. Организация личного информационного пространства как необходимое условие успешной трудовой деятельности.


Мир профессий (2 ч)


Какие бывают профессии? Как определить область своих интересов?


Учимся учиться (в ходе изучения всех тем)


Учимся запоминать. Учимся писать. Учимся общаться.


Резерв времени 3 ч.

Содержание предмета

9


7 класс (70 ч, 2 ч/нед.)


Современная техносфера (2 ч)


Современная техносфера и ее особенности. Потребности и их иерархия. Цели и задачи трудовой деятельности. Трудовые ресурсы. Рынок труда.


Задачи и технологии (3 ч)


Научные и технологические достижения современной цивилизации. Понятие техносферы. Потребности. Иерархия потребностей. Цели и задачи трудовой деятельности. Задача изготовления изделия, обладающего заданными свойствами


  • параметрами. Полный цикл решения задачи: постановка задачи, построение модели задачи, определение в рамках данной модели исходных данных (условий) и конечного результата, проектирование и реализация технологии, включая конструирование технологических операций из набора трудовых действий, оценка и использование полученного результата.


Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Социальные технологии. Технологии сферы услуг.


Традиционные технологии (15 ч)


Изделия из древесины и технологии их изготовления. Токарный станок для обработки древесины. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь и ее механические свойства. Изделия из сортового и листового проката. Изготовление изделий на токарно-винторезном станке. Резьба и резьбовые соединения. Отделка изделий. Комплексные работы.


Практические работы. 1. Соединение деталей при помощи болтов и винтов. 2. Обработка металлического изделия перед окрашиванием.


Современные технологии. Транспорт (5 ч)


Потребности в перемещении людей и товаров. Потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков.


Технологии химической промышленности. Технология переработки нефти.


Биотехнологии. Технологии хлебопечения. Новые направления биотехнологии.

10 Примерная рабочая программа



Практическая работа. Составление технологической карты (технология приготовления хлеба).


Робототехнические проекты (30 ч)


Робот-исследователь, робот-компаньон, мобильный робот, «умный дом».


Технологии домашнего хозяйства (5 ч)


Порядок и хаос. Порядок в доме. Компьютерные программы проектирования жилища.


Мир профессий (5 ч)


Профессии сфер «Человек — живая природа», «Человек — техника».


Учимся учиться (в ходе изучения всех тем)


Исследовательская деятельность. Основные составляющие исследования: цель, гипотеза, эксперимент. Проект. Виды проектов Технология работы над проектом.


Резерв времени 5 ч.


8 класс (35 ч, 1 ч/нед.)


Технологии в современном мире (5 ч)


Технологии и человек. Технологии и общество. Глобальные проблемы цивилизации (природные и техногенные катастрофы) и технологические решения. Пределы применения технологий. Технологии и знания.


Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов Ограниченность ресурсов.


Элементы управления (5 ч)


Технологии и управление. Общая схема управления. Тактические и стратегические цели управления. Исторические примеры. Уровни управления. Самоуправляемые системы. Примеры. Устойчивость систем управления.


Современные технологии (5 ч)


Жизненный цикл технологии. Понятие о конвергентных технологиях. Конвергенция материальных и информационных технологий. Робототехника как пример конвергенции. Нанотехнологии. Лазерные и космические технологии. Современные технологии в сельском хозяйстве.

Содержание предмета

11


Шаги к профессионализму (14 ч)


Инженерная графика. Системы автоматического проектирования. Мехатроника. Мобильная робототехника. Прототипирование. Информационные кабельные сети.


Практические работы. 1. Создание трёхмерных объектов.


  1. Создание мехатронной системы. 3. Создание складского робота. 4. Создание компьютерной модели для прототипирования. 5. Проектирование структурированной кабельной сети.


Мир профессий (2 ч)


Профессии сфер «Человек-человек», «Человек-знак».


Учимся учиться (в ходе изучения всех тем)


Данные. Информация. Знание. Информационные и информационно-когнитивные процессы. Информационно-когнитивные технологии. Моделирование и формализация как информационно-когнитивные процессы.


Резерв времени 4 ч.

Примерное тематическое планирование


5 класс

(70 ч, 2 ч/нед.)



Тема


Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов



часов

деятельности ученика












Правила

техники

2

Опасные вещи: высокая температура,

Называть потенциально

опасные

безопасности

на


электрический ток, заведомо ложная

предметы и ситуации, возникаю-

уроках технологии


или недоброкачественная информация

щие в процессе трудовой деятель-






и др. Безопасность трудовой деятель-

ности;








ности. Информационная безопасность

объяснять, чем может быть опасна







информация;









моделировать ситуацию возникно-







вения опасности и определять пути







ее устранения









Введение.


Алго-

4

Алгоритмы и первоначальные пред-

Выделять алгоритмы среди других

ритмы

и

начала


ставления о технологии

предписаний;



технологии



Свойства алгоритмов, основное свой-

формулировать

свойства

алгорит-






ство алгоритма, исполнители алгорит-

мов;








мов (человек, робот).

называть основное свойство алго-






Практическая работа. Составление

ритма.








программы для движения робота по

исполнять алгоритмы;







траекториям

оценивать результаты исполнения







алгоритма (соответствие или несо-







ответствие поставленной задаче)






Простейшие маши-

6

Механический робот как исполнитель

Планирование

пути достижения

ны и

механизмы.


алгоритма.

целей, выбор наиболее эффектив-

Конструкторы


Практическа работа. Сборка из дета-

ных способов решения поставлен-






лей конструктора модели механизма

ной задачи;













12


















Примерная рабочая программа

Продолжение таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика












соотнесение своих действия с пла-




нируемыми

результатами,

осу-




ществление контроля своей дея-




тельности в

процессе достижения




результата;






программирование движения

ро-




бота;






исполнение программы








Знакомство с простейшими машинами

Называть основные виды механи-



и механизмами и управление машина-

ческих движений;




ми и механизмами. Понятие обратной

описывать способы преобразования



связи, ее механическая реализация

движения из одного вида в другой;




называть способы передачи движе-




ния с заданными усилиями и ско-




ростями;






изображать

графически простей-




шую схему машины или механиз-




ма, в том числе с обратной связью







Знакомство с механическими, элек-

Называть основные детали кон-



тротехническими и робототехниче-

структора и знать их назначение;



ским конструкторами

конструирование простейших

со-




единений с помощью деталей кон-




структора










Примерное тематическое планирование














13




Продолжение таблицы





Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Простые механиче-

8

Сборка простых механических кон-

Выделять различные виды движе-

ские модели


струкций по готовой схеме и их моди-

ния в будущей модели;




фикация. Знакомство с механически-

планировать преобразование видов



ми передачами.

движения;




Практические работы. 1. Сборка из

планировать движение с заданны-



деталей конструктора модели «Мель-

ми параметрами;




ница». 2. Сборка из деталей конструк-

сборка простых механических мо-



тора модели «Карусель». 3. Сборка из

делей: цилиндрическая

передача,



деталей конструктора модели «Подъ-

коническая передача,

червячная



емник». 4. Сборка из деталей кон-

передача, ременная передача, ку-



структора модели «Конвейер»

лиса






Простые управляе-

4

Сборка простых механических кон-

Планировать движение с заданны-

мые модели


струкций по готовой схеме с элемента-

ми параметрами с использованием



ми управления.

механической реализации управле-



Практические работы. 1. Сборка из

ния;




деталей конструктора модели «Башен-

сборка простых механических мо-



ный кран». 2. Сборка из деталей кон-

делей с элементами управления



структора модели «Ножничный подъ-





ёмник»







Структура техноло-

2

Составляющие технологии: этапы,

Называть основные элементы техно-

гии


операции действия. Понятие о техно-

логии (технологической цепочки);



логической документации.

называть основные виды деятельно-



Основные виды деятельности по созда-

сти в процессе создания технологии;



нию технологии: проектирование, мо-

объяснять назначение технологии;



делирование, конструирование

читать (изображать) графическую




структуру технологии (технологи-




ческую цепочку)







14


















Примерная рабочая программа




Продолжение таблицы





Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Материалы и их

12

Бумага и ее свойства.

Называть основные свойства бума-

свойства


Ткань и ее свойства.

ги и области ее использования;



Древесина и ее свойства. Лиственные

называть основные свойства ткани



и хвойные породы древесины. Основ-

и области ее использования;



ные свойства древесины. Виды дре-

называть основные свойства древе-



весных материалов. Области приме-

сины и области ее использования;



нения древесных материалов. Отходы

называть основные свойства метал-



древесины и их рациональное исполь-

лов и области их использования;



зование.

называть металлические детали



Металлы и их свойства. Черные и

машин и механизмов;



цветные металлы. Свойства металлов.

сравнивать свойства бумаги, тка-



Тонколистовой металл и проволока.

ни, дерева, металла;



Металлические отходы и их рацио-

называть основные свойства совре-



нальное использование.

менных материалов и области их



Пластмассы и их свойства. Различные

использования;



виды пластмасс. Использование пласт-

сравнивать свойства бумаги, тка-



масс в промышленности и быту.

ни, дерева, металла со свойствами



Практические работы. 1. Определе-

видов пластмасс



ние вида бумаги и области ее исполь-




зования. 2. Изучение образцов ткани




и области ее использования. 3. Опре-




деление степени влажности образ-




цов древесины. 4. Определение вида




древесных материалов по образцам.







Примерное тематическое планирование














15




Продолжение таблицы





Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика









5. Определение видов металлов по об-




разцам. 6. Определение видов пласт-




масс по образцам. 7. Проектирование




простейшей конструкции из пластико-




вых труб с использованием фитингов






Инструменты рабо-

12

Инструменты работы с бумагой: нож-

Называть назначение инструмен-

ты с материалами


ницы, нож, клей.

тов для работы с данным материа-



Инструменты работы с тканью: нож-

лом;



ницы, иглы, клей.

оценивать эффективность исполь-



Инструменты работы с деревом:

зования данного инструмента;



• молоток, отвертка, пила;

выбирать инструменты, необходи-



• рубанок, шерхебель, рашпиль, шли-

мые для изготовления данного из-



фовальная шкурка.

делия;



Столярный верстак

создавать с помощью инструмен-



Инструменты работы с металлами:

тов простейшие изделия из бумаги,



• ножницы, бородок, сверла, молоток,

ткани, древесины, железа



киянка; кусачки, плоскогубцы, кру-




глогубцы, зубило, напильник.




Слесарный верстак.




Практические работы. 1. Создание




простейших изделий из бумаги. 2.




Снятие мерок. 3. Создание простей-




ших изделий из ткани. 4. Создание




простейших изделий из древесины. 5.




Создание простейших изделий из ме-




талла







16


















Примерная рабочая программа





Окончание таблицы







Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов


часов

деятельности ученика









Сборка

простей-

20

Ознакомление с принципами работы

Выделять различные виды движе-

ших роботов


датчиков из робототехнического на-

ния в будущей модели;




бора.

планировать преобразование видов




Сборка механических моделей с при-

движения;






менением датчиков. Программирова-

использовать датчики при плани-




ние робототехнических моделей.

ровании движение робота;




Практические работы. 1. Составление

управлять параметрами мотора ро-




программы управления движением ро-

бота;






бота. 2. Конструирование шагающего

сборка простых моделей роботов




робота. 3. Конструирование робота с







шасси. 4. Конструирование устройства







для создания автоматического изобра-







жения








Учимся учиться

В ходе

Учимся читать. Уровни информации.

Выделять среди множества знаков



изучения

Структура текста.

те знаки, которые являются симво-



всех тем

Учимся обозначать. Знаки и знаковые

лами;






системы

формулировать

основные особен-





ности правильных

умозаключе-





ний;







выделять в

тексте

ключевые





слова;







выделять в данном тексте три уров-





ня информации










Резерв


2













Примерное тематическое планирование














17

6 класс

(70 ч, 2 ч/нед.)


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Технологии: трудо-

10

Измерения как универсальные трудо-

Называть основные измерительные

вые действия


вые действия. Измерение с помощью

инструменты;





линейки, нутрометра, кронциркуля,

называть основные трудовые дей-



штангенциркуля. Народные способы

ствия, необходимые при обработке



измерения. Практика измерений раз-

данного материала;




личных объектов окружающего мира.

выбиратьмасштаб

измерения,



Понятие о погрешности измерения.

адекватный поставленной задаче;



Трудовые действия, необходимые при

оценивать погрешность измерения;



обработке материалов:

осуществлять измерение с помо-



бумаги, ткани, древесины, пластмассы

щью конкретного

измерительного



Практические работы. 1. Измерение

инструмента;





деталей. 2. Изготовление детали из

конструировать

технологические



бумаги (картона) без предварительной

операции по обработке данного ма-



разметки. 3. Соединение деревянных

териала из трудовых действий



деталей








Машины и меха-

13

Основные этапы механической техно-

Называть основные этапы механи-

низмы


логии: разделение материалов на ча-

ческой технологии;




сти; получение деталей нужной фор-

определять основные виды соеди-



мы; соединение деталей в нужный

нения деталей;





предмет.

осуществлять действия

по сборке



Машина как совокупность механиз-

моделей из деталей робототехниче-



мов. Составление механизма из про-

ского конструктора;




стейших механизмов.











18


















Примерная рабочая программа

Продолжение таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика









Выделение совокупности простейших

выделять в данной машине, ин-



механизмов в данной машине.

струменте,

приспособлении про-




стейшие механизмы







Практические работы. 1. Сборка мо-

Объяснять назначение простейших



дели винтового конвейера. 2. Сборка

механизмов в данной машине;



устройства для знакомства с работой

выделять

основные компоненты



ворота. 3. Сборка конструкции для

машины: двигатели, передаточные



изучения свойств блока

механизмы, исполнительные меха-




низмы, приборы управления;




использовать

изобразительные




средства для представления данной




машины в виде механизмов







Простейшие механизмы как «азбука»

Называть основные виды простей-



механизма любой машины. Наклон-

ших механизмов;



ная плоскость, винт, рычаг, ворот,

назвать законы механики, которые



блок, колесо, поршень.

реализуются в простейших меха-



Инструменты и машины, где исполь-

низмах;





зуются простейшие механизмы. Фи-

проводить физические эксперимен-



зические законы, реализуемые в про-

ты с использованием простейших



стейших механизмах.

механизмов;




Осуществление физических экспери-

осуществлять

проверку физиче-



ментов по проверке названных физи-

ских законов, лежащих в основе



ческих законов.

простейших механизмов








Примерное тематическое планирование














19

Продолжение таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика













Основы


электро-

5

Электрическая цепь. Источники элек-

Называть

основные

компоненты

техники




трической энергии. Электроустановоч-

электрической цепи;







ные устройства. Электроизмеритель-

определять

назначение

данных





ные приборы. Электрические прибо-

электроинструментов;







ры и инструменты. Электромагнит и

проводить эксперименты с элек-





его применение; принцип действия и

тромагнитом;








устройство магнитного реле.

осуществлять измерение

величин,





Практические работы. 1. Сборка про-

характеризующих электрический





стейшей электрической цепи. 2. Сбор-

ток









ка простейшего электромагнита













Модели

и

модели-

2

Понятие модели, основные виды моде-

Формулировать

определение мо-

рование




лей.

дели;









Области применения моделей

называть основные виды моделей;






строить простейшие модели в соот-






ветствии с имеющейся схемой;






определять

области

применения






построенной модели










Первые

представ-

2

Компьютерные программы, имитиру-

Формулировать

основные

характе-

ления

об

искус-


ющие интеллектуальную деятельность

ристики интеллектуальных роботов;

ственном

интел-


человека. Простейшие примеры.

приводить

примеры

интеллекту-

лекте




Тест Тьюринга. Понятие об интеллек-

альных роботов;








туальных роботах

строить простейшую модель диало-






га человека с компьютером












20


















Примерная рабочая программа




Продолжение таблицы





Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Роботизированные

30

Сборка моделей из робототехническо-

Выделять существенные признаки

машины и меха-


го конструктора: от моделей простей-

машин и механизмов и выделять

низмы


ших механизмов до моделей машин с

основные этапы и операции по по-



управлением

строению модели из робототехни-




ческого конструктора.;





осуществление сборки

моделей




из робототехнического конструк-




тора






Учимся оберегать

3

Опасные вещи: высокая температура,

Формулировать особенности и ри-



электрический ток, заведомо ложная

ски современной информационной



или недоброкачественная информация

цивилизации;




и др. Организация личного информа-

оценивать эффективность

различ-



ционного пространства как необходи-

ных методов и средств защиты ин-



мое условие успешной трудовой дея-

формации;




тельности.

называть основные социальные ин-




формационные технологии и опас-




ности, которые они несут для чело-




веческой деятельности;





выстраивать систему защиты зна-




чимой для человека и общества ин-




формации;








Примерное тематическое планирование














21

Окончание таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика











организовывать

систему защиты




человека

от недоброкачественной




информации и негативного влия-




ния социальных информационных




технологий со скрытой целью





Мир профессий

2

Какие бывают профессии? Как опреде-

Называть основные объекты чело-



лить область своих интересов?

веческого труда;






приводить примеры редких и исче-




зающих профессий;





используя

известные

методики,




определять области интересов





Учимся учиться

В ходе

Учимся запоминать.

Называть виды человеческой памя-


изучения

Виды памяти. Способы развития и эф-

ти;





всех тем

фективного использования памяти.

называть

основные компоненты



Учимся писать.

процесса общения;




Составление плана к данному тексту.

анализировать

данный

текст по



Составление конспекта данного тек-

определенному плану;




ста.

составлять план данного текста



Учимся общаться












Резерв времени

3














22


















Примерная рабочая программа

7 класс

(70 ч, 2 ч/нед.)


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика











Современная тех-

2

Современная техносфера и ее особен-

Характеризовать

особенности

со-

носфера


ности. Потребности и их иерархия.

временной техносферы;




Цели и задачи трудовой деятельности.

анализировать значимые для кон-



Трудовые ресурсы. Рынок труда

кретного человека потребности;





прогнозировать

характер трудо-




вой деятельности, направленной




на удовлетворение конкретных по-




требностей







Задачи и техноло-

3

Задачи и технологии их решения.

Называть этапы полного цикла ре-

гии


Полный цикл решения. Проектирова-

шения задачи;





ние, моделирование, конструирование

использовать компьютер для ин-



как основные составляющие техноло-

формационного

обеспечения

за-



гии решения задачи.

дачи;





Количественная и качественная оцен-

называть специфику социальных



ка моделей. Информационное обеспе-

технологий;





чение решения задачи.

давать характеристику социаль-



Реклама. Принципы организации ре-

ных сетей как технологии;




кламы. Способы воздействия рекла-

называть технологии сферы услуг;



мы на потребителя и его потребности.

проектировать процесс решения за-



Социальные технологии. Технологии

дачи в соответствии с полным ци-



сферы услуг

клом;






оценивать адекватность модели мо-




делируемому объекту и целям мо-




делирования;










Примерное тематическое планирование














23

Продолжение таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика












осуществлять мониторинг СМИ и




ресурсов

Интернета

по

вопросам




формирования,

продвижения

и




внедрения новых технологий;





называть

способы

продвижения




продукта

на

рынке,

составлять




простейший маркетинговый план






Традиционные тех-

15

Изделия из древесины и технологии

Проектировать процесс изготовле-

нологии


их изготовления. Токарный станок

ния детали из данного материала;



для обработки древесины.

оценивать

свойства

материала

и



Технологии обработки металлов. Кон-

инструментов с точки зрения реа-



струкционная сталь и ее механические

лизации технологии;







свойства. Изделия из сортового и ли-

оценивать роль транспорта;





стового проката.

давать

характеристику

видов



Изготовление изделий на токарно-вин-

транспорта;








торезном станке

изготавливать детали из древесины



Резьба и резьбовые соединения.

и соединение их шипами;





Отделка изделий.

изготавливать детали из древесины



Комплексные работы.

на токарном станке;







Практические работы. 1. Соединение

нарезать резьбу с помощью пла-



деталей при помощи болтов и винтов.

шек;









2. Обработка металлического изделия

соединять

металлические

детали



перед окрашиванием

клеем


















24


















Примерная рабочая программа

Продолжение таблицы


Тема


Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов


часов

деятельности ученика














Современные тех-

5

Потребности в перемещении людей и

Называть

современные

промыш-

нологии.

Транс-


товаров.

Потребительские

функции

ленные технологии;



порт



транспорта. Виды транспорта, история

формулировать физические и хи-




развития транспорта. Влияние транс-

мические

принципы

технологии




порта на окружающую среду. Безопас-

переработки нефти, биологические




ность транспорта. Транспортная логи-

основы процесса выпечки хлеба;




стика. Регулирование транспортных

оценивать

влияние химических




потоков





технологий и

биотехнологий на




Технологии

химической

промыш-

развитие современного социума;




ленности.

Технология

переработки

сравнивать современные и перво-




нефти.





начальные

технологии

переработ-




Биотехнологии. Технологии

хлебопе-

ки нефти








чения. Новые направления биотехно-









логии.













Практическая

работа.

Составление









технологической карты

(технология









приготовления хлеба)
















Робототехнические

30

Робот-исследователь,



Формулировать

задачу,

опреде-

проекты



робот-компаньон,



лять последовательность этапов ее




мобильный робот,



решения,

составляющих

полный




«умный дом»




цикл;













определять ресурсы и инструмен-









ты, необходимые для реализации









этапов решения задачи;

















Примерное тематическое планирование














25

Продолжение таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика















проектировать

и

создавать

стенд




для проведения

измерений

или




наблюдений в автоматическом ре-




жиме;









определять

сферу

применения и




функционал

робота-компаньона,




создавать

робота,

отвечающего




этим параметрам;







определять

круг решаемых

задач




мобильного робота, создавать робо-




та, отвечающего этим требованиям;




создавать систему

автоматизации




среды пребывания человека








Технологии домаш-

5

Порядок и хаос. Порядок в доме. Ком-

Приводить

примеры

«порядка» и

него хозяйства


пьютерные программы проектирова-

«хаоса» из различных предметных



ния жилища

областей;









называть возможные способы упо-




рядочивания окружающего челове-




ка пространства;







называть профессии и виды дея-




тельности, связанные с упорядочи-




ванием различных объектов;





пользуясь компьютерной програм-




мой, спроектируйте вашу комнату




в квартире или доме













26


















Примерная рабочая программа

Продолжение таблицы


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика













Мир профессий

5

Профессии сфер «Человек — живая

Называть

основные

профессии



природа», «Человек — техника»

сферы «Человек

живая при-




рода»;










называть основные профессии сфе-




ры «Человек — техника», связан-




ные с возведением зданий и соору-




жений, энергетикой;







характеризовать

производство

и




потребление энергии в регионе сво-




его проживания;








характеризовать

производство

ма-




териалов на предприятиях региона




своего проживания;







характеризовать производство про-




дуктов питания на предприятиях




региона своего проживания;






характеризовать


организацию




транспорта в регионе своего про-




живания;










моделировать

деятельность

вы-




бранной

профессии

из

сферы




«Человек — природа»;






моделировать

деятельность

вы-




бранной

профессии

из

сферы




«Человек — техника»















Примерное тематическое планирование














27




Окончание таблицы





Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Учимся учиться

В ходе

Исследовательская деятельность. Ос-

Определять тему, цель и гипотезу


изучения

новные составляющие исследования:

исследования;


всех тем

цель, гипотеза, эксперимент. Проект.

называть основные этапы техноло-



Виды проектов. Технология работы

гии реализации проекта;



над проектом.

оценивать результаты экспери-



Проект «Способы обработки продуктов

мента;



питания и потребительские качества

оценивать результаты выполнения



пищи»

проекта





Резерв времени

5








28


















Примерная рабочая программа

8 класс

(35 ч. 1 ч/нед.)


Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Технологии в со-

5

Технологии и человек. Технологии и

Формулировать основные подходы

временном мире


общество. Глобальные проблемы циви-

к решению задач;



лизации и технологические решения.

называть основные уровни вовле-



Пределы применения технологий.

ченности общества в концепцию



Технологии и знания. Виды ресурсов.

технологии;



Способы получения ресурсов. Взаи-

оценивать целесообразность техно-



мозаменяемость ресурсов. Ограничен-

логизации различных сфeр челове-



ность ресурсов

ческой деятельности;




оценивать роль природных и тру-




довых ресурсов;




давать характеристику видов при-




родных ресурсов;




объяснять понятие «рынок руда»;




выбирать оптимальный путь реше-




ния поставленной задачи;




прогнозировать развитие техноло-




гий в выбранной сфере человече-




ской деятельности;




оценивать целесообразность созда-




ния технологий для решения на-




званного класса задач






Примерное тематическое планирование














29




Продолжение таблицы





Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика







Элементы управле-

5

Технологии и управление.

Называть основные элементы си-

ния


Общая схема управления.

стемы управления;





Тактические и стратегические цели

приводить примеры самоуправляе-



управления. Исторические примеры.

мых систем;






Уровни управления. Самоуправляе-

формулировать

тактическиеи



мые системы. Примеры. Устойчивость

стратегические

цели

управления



систем управления

данной системой;






оценивать на качественном уров-




не устойчивость данной

системы




управления










Современные тех-

5

Нанотехнологии. Лазерные техноло-

Называть

современные

промыш-

нологии


гии. Космические технологии. Совре-

ленные технологии;





менные технологии сельского хозяй-

формулировать

физические прин-



ства

ципы лазерных технологий и нано-




технологий;







оценивать

влияние

нанотехноло-




гий, лазерных технологий, косми-




ческих технологий на развитие со-




временного социума;






сравнивать современные и тради-




ционные

сельскохозяйственные




технологии














30


















Примерная рабочая программа






Продолжение таблицы







Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика









Шаги к профессио-

14

Инженерная графика. Системы авто-

Формулировать задачу, определять

нализму


матического проектирования (САПР).

данные и конечный результат;



Мехатроника. Мобильная

робототех-

проектировать

технологический



ника. Прототипирование. Информаци-

процесс преобразования данных в



онные кабельные сети.


конечный результат;



Практические

работы. 1.

Создание

создавать трехмерные объекты при



трехмерных объектов. 2. Создание ме-

помощи перемещения плоской фи-



хатронной системы. 3. Создание склад-

гуры в пространстве;



ского робота. 4. Создание компьютер-

строить проекции трехмерных объ-



ной модели

для прототипирования.

ектов;





5. Проектирование структурированной

создавать

простейшие мехатрон-



кабельной сети


ные системы;







проектирование

структурирован-






ной кабельной сети





Мир профессий

2

Профессии сфер «Человек-человек»,

Называть основные профессии сфе-



«Человек-знак»


ры «Знак»;







называть основные профессии сфе-






ры «Человек-человек», в том числе






связанные с медицинскими техно-






логиями

(создание тестирующих






препаратов, персонифицированных






вакцин, генная инженерия);










Примерное тематическое планирование














31







Окончание таблицы








Тема

Количество

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

часов

деятельности ученика



















моделировать деятельность по вы-







бранной профессии из







сферы «Человек-знак»;







моделировать деятельность по вы-







бранной профессии







из сферы «Человек-человек»





Учимся учиться

В ходе

Данные. Информация. Знание. Ин-

Формулировать отличие данных от


изучения

формационные

и

информацион-

информации, информации от зна-


всех тем

но-когнитивные процессы. Инфор-

ния;



мационно-когнитивные

технологии.

приводить примеры информацион-



Моделирование

и формализация

как

но-когнитивных технологий;



информационно-когнитивные

про-

преобразовать конкретные данные



цессы




в информацию;







преобразовать конкретную инфор-







мацию в знания








Резерв времени

4














32


















Примерная рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ








Планируемые результаты освоения предмета . . . . . . . . . . . . 2 Содержание предмета ............................. 2

5 класс (70 ч, 2 ч/нед.)............................. 4

6 класс (70 ч, 2 ч/нед.)............................. 7

7 класс (70 ч, 2 ч/нед.)............................. 9

8 класс (35 ч, 1 ч/нед.)............................ 10


Примерное тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . 12

5 класс (70 ч, 2 ч/нед.)............................ 12

6 класс (70 ч, 2 ч/нед.)............................ 18

7 класс (70 ч, 2 ч/нед.)............................ 23

8 класс (35 ч, 1 ч/нед.)............................ 29