РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
9 КЛАСС
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО с изменениями и дополнениями;
- Образовательная программа МБОУ «Читканская СОШ»
- Учебный план МБОУ «Читканская СОШ» на 2022-2023 учебный год.
- Федеральный перечень учебников.
- Положение о разработке, структуре и утверждении рабочей программы
- Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Алнебра: 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Алгебра: 9 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю), контрольных работ- 5. В учебном плане школы на изучение предмета отведено - 3 часа в неделю.
Цели обучения
Обучение алгебре в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса «Алгебра»
Изучение алгебре по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Планируемые результаты обучения математике в 7-9 классе
Алгебра
Алгебраические выражения
Выпускники научатся:
- оперировать понятиями "тождество", "тождественное преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
- оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;
- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научиться:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научиться:
- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенства для решения задач их различных разделов курса.
Выпускник получит возможность:
- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Числовые множества
Выпускник научится:
- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции на множествами;
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Выпускник получит возможность:
- развивать представление о множествах;
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Функции
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.
Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание учебного курса алгебры 9 класса
Неравенства (21 час)
Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной. Системы рациональных неравенств с модулями. Иррациональные неравенства. Рассуждения от противного. Метод использования очевидны неравенств. Метод применения ранее доказанного неравенства. Метод геометрической интерпретации.
Квадратичная функция (32 часов)
Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Решение рациональных неравенств. Метод интервалов. Системы уравнений с двумя переменными. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Как построить график функции , если известен график функции .
Элементы прикладной математики (21 часов)
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Абсолютная и относительная погрешности. Приближённые вычисления. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.
Числовые последовательности (21 часа)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Повторение и систематизация учебного материала (10 часов)
Упражнения для повторения курса 9 класса. Итоговая контрольная работа.
Итого -105 часов
тематическое планирование
АЛГЕБРА 9 класс
№ урока п/п | № урока по теме | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение курса алгебры 8 класс | |
1 | | | | Рациональные выражения | 1 |
2 | | | | Квадратные корни. Действительные числа | 1 |
3 | | | | Квадратные уравнения | 1 |
4 | | | | Повторение и систематизации учебного материала | 1 |
5 | | | | Входная контрольная работа | 1 |
Неравенства | 21 |
6 | 1-3 | | | Числовые неравенства | 3 |
7 | 4-5 | | | Основные свойства числовых неравенств | 2 |
8 | 6 | | | Сложение числовых неравенств и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 1 |
9 | 7 | | | Умножение числовых неравенств | 1 |
10 | 8 | | | Оценивание значения выражения | 1 |
11 | 9 | | | Неравенства с одной переменной | 1 |
12 | 10 | | | Решение линейных неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 1 |
13 | 11 | | | Числовые промежутки | 1 |
14 | 12 | | | Решение линейных неравенств с одной переменной | 1 |
15 | 13 | | | Решение заданий сводящихся к решению линейных неравенств | 1 |
16 | 14 | | | Решение заданий сводящихся к решению линейных неравенств | 1 |
17 | 15 | | | Системы линейных неравенств с одной переменной Пересечение числовых промежутков | 1 |
18 | 16 | | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 3 |
19 | 17-19 | | | Заданий, сводящиеся к решению системы линейных неравенств | 1 |
20 | 20 | | | Повторение и систематизации учебного материала | 1 |
21 | 21 | | | Контрольная работа №1 по теме «Неравенства» | 1 |
Квадратичная функция | 32 |
22 | 22-24 | | | Повторение и расширение сведений о функции | 3 |
23 | 25 | | | Свойства функции. Нули функции | 1 |
24 | 26 | | | Промежутки знакопостоянства функции | 1 |
25 | 27 | | | Промежутки возрастания и убывания функции | 1 |
26 | 28-29 | | | Построение графика функции y=kf(x) | 2 |
27 | 30 | | | Построение графика функции y=f(x)+b | 1 |
28 | 32 | | | Построение графика функции y=f(x+a) | 1 |
29 | 33 | | | Построение графиков функции y=f(x+a)+b и y=kf +b | 1 |
30 | 34 | | | Квадратичная функция, ее график и свойства | 1 |
31 | 35 | | | Алгоритм построения графика квадратичной функции | 1 |
32 | 36-37 | | | Построение графика квадратичной функции | 2 |
33 | 38-39 | | | Свойства квадратичной функции | 2 |
34 | 40 | | | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция, ее график и свойства» | 1 |
35 | 41 | | | Решение квадратных неравенств. Алгоритм решения квадратных неравенств | 1 |
36 | 42-44 | | | Решение квадратных неравенств | 3 |
37 | 45-46 | | | Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств | 2 |
38 | 47 | | | Системы уравнений с двумя переменными Графический метод решения систем уравнений с двумя переменными | 1 |
39 | 48-49 | | | Решение систем уравнений методом подстановки | 2 |
40 | 50 | | | Метод замены переменных при решении систем уравнений. | 1 |
41 | 51 | | | Определение количества решений системы уравнений | 1 |
42 | 52 | | | Повторение и систематизации учебного материала | 1 |
43 | 53 | | | Контрольная работа №3 | 1 |
Элементы прикладной математики | 21 |
44 | 54 | | | Математическое моделирование. Математическая модель задачи | 1 |
45 | 55 | | | Решение прикладных задач с помощью системы уравнений с двумя переменными | 1 |
46 | 56 | | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 |
47 | 57-59 | | | Процентные расчеты | 3 |
48 | 60-61 | | | Абсолютная и относительная погрешности | 2 |
49 | 62 | | | Основные правила комбинаторики. Комбинаторное правило суммы | 1 |
50 | 63-64 | | | Комбинаторное правило произведения | 2 |
51 | 65-66 | | | Частота и вероятность случайного события | 2 |
52 | 67-69 | | | Классическое определение вероятности | 3 |
53 | 70 | | | Начальные сведения о статистике. Сбор данных. Способы представления данных и их анализ | 1 |
54 | 71 | | | Статистические характеристики для анализа данных | 1 |
55 | 72 | | | Решение статистических задач | 1 |
56 | 73 | | | Повторение и систематизации учебного материала | 1 |
57 | 74 | | | Контрольная работа №4 по теме «Элементы прикладной математики» | 1 |
Числовые последовательности | 21 |
58 | 75-76 | | | Числовые последовательности | 2 |
59 | 77-80 | | | Арифметическая прогрессия | 4 |
60 | 81-84 | | | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 4 |
61 | 85-87 | | | Геометрическая прогрессия | 3 |
62 | 88-90 | | | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 3 |
63 | 91-93 | | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 3 |
64 | 94 | | | Повторение и систематизации учебного материала | 1 |
65 | 95 | | | Контрольная работа №5 по теме «Числовые последовательности » | 1 |
Повторение и систематизация пройденного материала | 10 |
66 | 96 | | | Действия с рациональными дробями | 1 |
67 | 97 | | | Свойства степени с целым показателем | 1 |
68 | 98 | | | Свойства арифметического квадратного корня | 1 |
69 | 99 | | | Квадратные уравнения. Теорема Виета | 1 |
70 | 100 | | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 |
71 | 101 | | | Квадратичная функция, ее график и свойства | 1 |
72 | 102 | | | Решение квадратных неравенств | 1 |
73 | 103 | | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 |
74 | 104 | | | Элементы прикладной математики | 1 |
76 | 105 | | | Итоговая контрольная работа | 1 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата и тема непроведенного урока | Причина, номер приказа | Способ корректировки | Дата и тема урока с учетом корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |