Примерная схема составления характеристики ребенка (учащегося).
1. Общие сведения о ребенке (возраст, состояние здоровья).
2. Характеристика семейных отношений ребенка (культурно-
бытовые условия, забота родителей о воспитании).
3. Отношение ребенка к коллективу (потребность быть членом
коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет
школьника в коллективе сверстников, товарищество, понимание и др.).
4. Направленность личности (характеристика осознанных мотивов;
интересы, их глубина и устойчивость; взгляды и убеждения, его стремления,
намерения и мечты). Референтная группа.
5. Уровень притязаний, самооценка (заниженная, завышенная или
адекватная), соотношение самооценки и уровня притязаний; отношение
школьника к критическим замечаниям учителя и товарищей; отношение к
самовоспитанию.
6. Учащийся в разных видах деятельности (отношение к учению:
выполняет работу добросовестно или недобросовестно, учится с интересом,
без интереса, не желает учиться, успеваемость, дисциплинированность,
степень сформированности учебных навыков; отношение к трудовой
деятельности; соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в
жизни школьника), общественная активность школьника, профессиональная
направленность.
7. Характеристика познавательной деятельности (особенности
восприятия, наблюдательность; память и ее индивидуальные особенности;
развитие основных операций, форм и видов мышления, индивидуальные
качества ума; степень развития устной и письменной речи, богатство
словаря, умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме;
характеристика внимания: объем, устойчивость, распределение,
переключение; развитие воображения).
8. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер
эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств:
моральных, интеллектуальных, эстетических, глубина и устойчивость чувств,
скорость протекания и смены эмоций, эмоциональная устойчивость в
напряженных ситуациях и при неудачах; волевые особенности личности:
целенаправленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость,
выдержка).
9. Способности (уровень их развития, общие и специальные
способности, особенности их структуры).
10. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей
нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность; проявление
некоторых особенностей темперамента: сензитивность, экстраверсия,
интраверсия).
11. Характер (черты характера, которые проявляются в отношении к
учебе: старательность, активность; черты характера, которые проявляются в
отношении к поручениям и обязанностям: ответственность перед
коллективом за работу, которая выполняется; в отношении к работе:
добросовестность, трудолюбие, исполнительность; в отношениях к
товарищам: доброта, товарищество; в отношении к вещам: аккуратность,
бережливость и т.д.; в отношении к самому себе: самолюбие, гордость,
скромность, застенчивость; наличие акцентуаций характера).
12. Психолого-педагогические выводы. Исходя из психологических
особенностей, показать возможные пути коррекции в воспитательной работе
с учащимся (со стороны учителя, родителей, классного и школьного
коллектива и со стороны самого школьника).