Примерная тематика консультаций, лекций,
бесед, докладов для родителей
Речевые нарушения у детей мешают им общаться с окружающими, нередко приводят к формированию невротических, патологических черт характера. Поэтому предупреждение и устранение всех видов речевых нарушений приобретает большое практическое значение.
Важным звеном в работе по профилактике и исправлению всех видов речевых нарушений в условиях ПКПП учреждений образования должна быть пропаганда специальных (логопедических) знаний среди населения.
Основными формами работы учителя – дефектолога с родителями, педагогами являются лекции, беседы, консультации, диспуты, читательские конференции, вечера вопросов и ответов, обзоры методической литературы, написание памяток, выпуск бюллетеней, местная печать и т.д.
Организационную работу по пропаганде логопедических знаний целесообразно проводить по двум направлениям:
- пропаганда знаний среди населения с целью предупреждения речевых нарушений у детей;
- пропаганда знаний среди родителей, педагогов с целью эффективного устранения недостатков речевого развития ребенка.
1. Полноценное физическое и психическое развитие – необходимое условие правильного формирования речи ребенка.
2. Значение правильного речевого окружения в воспитании речи ребенка.
3. Предпосылки, необходимые для правильного формирования речи ребенка.
4. Приемы формирования правильной речи ребенка на разных возрастных этапах.
5. Речевая среда и ее влияние на формирование речи ребенка.
6. Культура речи воспитателя (учителя, родителей).
7. Сущность и причины речевых нарушений.
8. Здоровые взаимоотношения между родителями – залог успеха коррекционных занятий.
9. Основные закономерности речи ребенка.
10. Индивидуальный подход к детям с недостатками речи в условиях класса (детского сада) и в семье.
11. Психологические особенности заикающихся детей.
12. Заикание и его влияние на обучение и воспитание ребенка.
13. Заикание и методы его устранения.
14. Причины заикания и его предупреждение.
15. Наиболее характерные ошибки в практике семейного воспитания, способствующие возникновению заикания детей.
16. Причины появления дислалии.
17. Работа родителей по устранению недостатков произношения у ребенка.
18. Леворукость у детей.
19. Нарушения чтения и письма у младших школьников.
20. Что такое фонематический слух и как его развивать.
21. Причины неуспеваемости учеников начальных классов.
22. Дисграфия и ее виды.
23. Причины появления оптической дисграфии у детей.
24. Работа учителя по нормализации чтения младших учащихся.
25. Помощь воспитателя группы продленного дня (детского сада) в формировании и развитии фонематического слуха у детей.
26. Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
27. Особенности речи ребенка – дизартрика.
28. Как подготовить ребенка к школе.
29. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
30. Возрастные особенности развития мелкой моторики рук.
31. Что такое зрительно – моторная координация и пути ее развития.
32. Влияние речевой среды на формирование звукопроизношения.
33. Режим для заикающегося ученика.
34. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания.
35. Обогащение словарного запаса.
36. Пересказ как форма развития связной речи.
37. Анализ ошибок письменных работ и тренировочные упражнения для их устранения.