Представленная в методическом пособии система помощи разработана на основе двадцатилетнего опыта работы школьного отделения, службы психолого-педагогического сопровождения.Описанная система разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическое пособие адресовано педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Просмотр содержимого документа
«Примеры формирования навыков социально-бытовой ориентировки детей с РАС «Сообщение о боли»»
Примеры формирования навыков социально-бытовой ориентировки детей с РАС
«Сообщение о боли»
Информация о ребенке
Имя ребенка: Света К.
Возраст: 7 лет
Программа: АООП НОО Класс: 1 класс
Форма организации образования: класс для детей с РАС
Описание проблемной ситуации
Девочка часто проявляет нежелательное поведение в связи с тем, что не умеет сообщать о боли. Цели коррекционной работы с ребенком: научить ребенка сообщать о боли.
Ход работы: работа включала два направления: работу с ребенком и работу с родителями. Работа с ребенком: в качестве подготовительной работы были актуализированы знания Светы о частях тела и лица, об их названиях. Если в процессе школьной жизни Света ударялась или ей было очевидно больно, в классе использовалась зона, обозначенная красным крестом. Педагог называла эту боль, отводила или направляла ребенка в эту зону, и используя визуальную подсказку, помогала ей озвучить свое состояние: «Мне больно». После этого педагог спрашивала: «Где больно?», «Что болит?». С помощью физической подсказки Света показывала больное место и называла его: Где болит? Тут, – показывает на больное место. Что болит? … В качестве подсказки на этом этапе использовались картинки с изображениями частей тела и полоска с фразой: «У меня болит _______________ ». Девочка выбирала карточку с изображением, и используя подсказку, озвучивала свое состояние. После устранения боли ребенка спрашивали: «Где болело?» и просили на схеме тела человека наклеить красный крестик.
Работа с семьей
В работе с семьей были выделены 3 направления:
Семье было рекомендовано обратиться к врачу-гастроэнтерологу для установления причин частых болей в животе.
Был проведен обучающий тренинг для родителей по использованию визуальных подсказок.
Для снятия тревожности у ребенка, связанной со страхом медицинских процедур, мама была обучена принципам десенсибилизации, обеспечившим привыкание девочки к проведению медицинских процедур. Достигнутые результаты Света научилась сообщать о своей боли и показывать место, которое болит.
Цель дальнейшей работы – научить девочку сообщать о типе боли: острая, тупая, колющая, режущая, тянущая.