Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примеча-ние (при необходи- мости) |
Узнава- ние | актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без их видоизменений. | Задание: прослушайте сказку, отгадайте, о какой букве идет речь Лингвистическая сказка - Ребята, послушайте сказку и отгадайте, о чем она. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить», - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко. Но она много работала: смягчала характер слов, а иногда разделяла букву согласного от буквы гласного. И ее все полюбили. | 1) в основе сказки лежат знания учащихся о роли буквы «Мягкий знак»: звука не обозначает, обозначает мягкость согласного звука или разделяет согласный от гласного 2) в сказке названы эти признаки буквы, по которым они могут догадаться, о чем идет речь; Критерии оценивания: - узнали букву – удовлетворительно; - определили букву и объяснили, почему, используя один показатель – хорошо; - определили букву, аргументировали, используя более 1 показателя – отлично. | - Эта сказка о мягком знаке, потому что он звука не обозначает; - Мягкий знак «трудится» при обозначении мягкости согласных; - Мягкий знак не дает «слиться» согласному с гласным. | задание повышает познавате-льный интерес к теме урока, служит мотивацией к работе, к поиску. |
Воспроиз-ведение | воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. | Задание: определите количество букв и звуков: Семья -… Семя - … | 1) учащиеся 2 класса знают, что мягкий знак звука не обозначает; 2) они владеют знаниями о том, что буквы Е,Ё,Ю,Я – особенные; 3) такой разбор им знаком с первого класса; 4) разбор двух слов позволяет детям сравнить их, глубже усвоить тему. Критерии оценивания: - правильно определили количество букв и звуков – удовлетворительно; - правильно определили количество букв и звуков и объяснили, почему, используя один показатель – хорошо; - правильно определили количество букв и звуков и объяснили, почему, используя более 1 показателя – отлично | Семья – 5 букв, 5 звуков Семя – 4 буквы, 4 звука. - В слове СЕМЬЯ – 5 букв, так как мягкий знак – это буква; а звука она не обозначает… - Но буква Я – особенная буква, после мягкого знака она обозначает два звука; - Это звуки [й̓ а]. | Задание позволяет повторить сведения детей о звуках и буквах |
Понимание | осмысленное восприятие новой информации. | Задание: проговорите слова платье, льёт, пью, семья, ручьи. - Какие звуки вы слышите на месте букв Е,Ё,Ю,Я,И? - После какой буквы они стоят? - Какую роль она выполняет? - В какой части слова стоит? - Сформулируйте правило, когда пишется разделительный мягкий знак? | 1) задание предполагает наблюдение над фактами языка, выделение условий написания разделительного мягкого знака; 2) очень важно добиться от детей самостоятельного формулирования правила, что делает ученика субъектом обучения. Критерии оценивания: - сформулировали правило, назвав 1 условие постановки разделительного мягкого знака– удовлетворительно; - сформулировали правило, назвав 2 условия постановки разделительного мягкого знака – хорошо; - сформулировали правило, назвав более 2-х условий постановки разделительного мягкого знака – отлично | [пла́т̓ й̓ э], [л̓ й о́т], [п̓ й̓ у́],[с̓ им̓ й̓̓̓̓ а́], [руч̓ й̓ и́] - Е,Ё,Ю,Я,И стоят после мягкого знака. - Мягкий знак разделяет согласный от гласного, он разделительный - В корне слова. - Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после буквы согласного перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, если слышится звук [й̓] | Задание позволит учащимся лучше усвоить правило, без заучивания наизусть |
Примене-ние в знакомых условиях | самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | Задание 1. Прочитайте слова, объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Запишите несколько слов по памяти. Вьюно́к, ли́стья, жильё, сча́стье, обезья́на, у́льи, бра́тья | 1) сначала необходимо прочитать слова правильно, услышать [й̓]; 2) затем объяснить написание разделителительного мягкого знака, применив усвоенные знания; 3) пытаясь восстановить зрительный облик слова, дети усваивают орфограмму тверже Критерии оценивания: - записали правильно по памяти одно слово – удовлетворительно; - записали правильно по памяти 2 слова – хорошо; - записали правильно по памяти 3 слова – отлично. | - Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после буквы согласного перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, если слышится звук [й̓] | Очень важно при усвоении орфограм-мы опираться на все виды памяти: слуховая, логическая, зрительная, рукодвига-тельная |
| | Задание 2. Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет. Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул Образец: ручей - ручьи. | 1) задание предполагает преобразование языковых единиц, причем образовывать формы множественного числа дети умеют; 2) очень важным условием является наличие образца, что позволит детям успешно справиться с заданием; 3) желательно вслух проговорить слова, чтобы дети услышали [й̓], это позволит им во время записи разделить с помощью мягкого знака согласный от гласного; можно разрешить жужжащим чтение проговаривать записываемые слова Критерии оценивания: - записано правильно более 50% слов – удовлетворительно; - записано правильно более 70% слов – хорошо; - записано правильно более 95% слов – отлично. | Ручей - ручьи, перо - перья, колос- колосья, крыло - крылья, дерево - деревья, друг - друзья, воробей - воробьи, соловей - соловьи, брат - братья, стул – стулья. | Очень важно, чтобы дети себя слышали, сравнивали написание и произношение. |
Примене-ние в новых условиях | самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях. | Задание: придумайте предложение с любым словом, в котором есть разделительный мягкий знак, запишите его, обозначьте орфограмму. (Слова из упражнения, которое дети выполняли: Ручей - ручьи, перо - перья, колос - колосья, крыло - крылья, дерево - деревья, друг - друзья, воробей - …) | При выполнении упражнения необходимо: 1) выслушать учащихся, исправить лексические и речевые ошибки; 2) добиваться увеличения объема предложения до 5-7 слов; 3) слабых учащихся попросить еще раз произнести данное слово и объяснить, как они его запишут; 4) напомнить правило записи предложения. Критерии оценивания: - предложение составлено с речевой ошибкой, есть орфографические или пунктуационные ошибки, но слово записано правильно – удовлетворительно; - предложение составлено с речевой ошибкой, без орфографических и пунктуационных ошибок, слово записано правильно – хорошо; - предложение составлено и записано правильно – отлично. | - Весело бегут ручьи. - В поле зреют колосья. - У меня есть друзья. - Мокрые воробьи купались в лужице. | 1) задание предполагает введение слов на данную орфограмм-му в активный словарный запас учащихся; 2) развивает грамматический строй речи; 3) способ-ствует за-креплению изученной орфограмм-мы. |
На рисунке изображены опасные места. Закрасьте те, которые могут нанести вред человеку.
Узнать предмет, явление по описанию. (перечисляются характерные черты)
Вырежьте дорожные знаки, наклейте, подпишите, к какой группе они относятся.
Сравни. Чем отличаются 2 группы знаков.
ДЗ по каждой теме определить уровни заданий 2-3 класс.
Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примечание (при необходимости) |
Узнавание | Актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без их видоизменений | Задание: Прочитай задачу. В новогоднем подарке было 9 конфет «Ромашка» и 6 конфет «Василек». 3 девочки разделили их между собой поровну. Сколько конфет получила каждая? | 1) задание позволяет показать учащимся место рассматриваемого способа действий в системе ранее изученного материала 2) Учитель совместно с учащимися на предметном уровне производит анализ условия задачи, осуществляет поиск путей решения. - О чем идет речь в задаче? - Сколько конфет «Ромашка»? (9) - Сколько конфет «Василек»? (6) - Какой вопрос задачи? ( Сколько конфет получила каждая девочка?) - Как записать решение задачи двумя способами? Какое делили в каждом случае на три (каким числом является делимое) Критерии оценивания: 2 балла - записали решение самостоятельно двумя способами 1 балл – решение записано одним способом или допущена 1 вычислительная 0 баллов – решение записано с порой на эталон или допущено 2 и более вычислительных ошибки | (9+6):3=15:3=5 (к) Ответ: 5 конфет у каждой девочки (9+6):3=9:3+6:3=5 (к) Ответ: 5 конфет у каждой девочки двузначным | |
Воспроизведение | Воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. | Задание: Составь задачу по выражению (20+30):5= 50:5= Закончите вычисления. Сделайте вывод, какое число делили. | Задание предполагает воспроизведение известного учащимся правила деления суммы на число применительно к делению двузначного на однозначное Учитель предлагает учащимся составить задачи по готовому решению. Подвести учащихся к выводу о том, что в процессе решения задачи они делили двузначное число на однозначное. Учащиеся самостоятельно составляют задачу и записываю в тетрадь способ действий и ответ к задаче- Запишите решение задачи в тетрадь и вычислите. Критерии оценивания: 2 балла - составили задачу самостоятельно, записали решение и ответ, выполнили верно вычисления 1 балл – задача составлена самостоятельно, допущена 1 вычислительная 0 баллов – задача не составлена самостоятельно допущено 2 и более вычислительных ошибки | В книжный магазин привезли 20 книг о природе и 30 книг о технике. Все книги расставили на пять полок. Сколько книг на каждой полке? (20+30):5= 50:5=10 (к) Ответ: 10 книг | |
Понимание | Осмысленное восприятие новой информации | Задание1: Представь делимое в виде суммы двух удобных слагаемых, и вычисли. 39 : 3 = 52 : 4= 84 : 2 = 75 : 5= 91 : 7 = | Учащиеся воспроизводят новое правило при выполнении вычислений Важно обратить внимание на вариативность разложения делимого на сумму «удобных» слагаемых Критерии оценивания: 5 баллов - выполнили задание без ошибок 4 балла – верно найдены значения 4 выражений 3 балла – верно найдены значения 3 выражений 2 балла - верно найдены значения 2 выражений 1 балл - верно найдено значение 1 выражения 0 баллов - неверно найдены значения всех выражений | 39:3 = (30+9):3 = 30:3+9:3 =13 52:4 = (40+12):4 = 40:4+12:4 =16 84:2 = (80+4):3 = 80:2+4:2 =42 75:5 = (50+25):5 = 50:5+25:3 =15 91:7 = (70+21):7 = 70:7+21:7 =17 | |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях | Задание: Составьте выражение, значение частного которого равно 26, а делимое которого можно представить в виде суммы разрядных слагаемых. Решение оформи в тетради. Выполни проверку | Задание направлено на формирование умения применять способ деления двузначного числа на однозначное на основе изученных правил (проверка деления умножением, связь компонентов и результата арифметических действий, правило деления и умножения суммы на число) Задание учащиеся выполняют самостоятельно Учащимся, испытывающим затруднения, предложить варианты делителя. Критерии оценивания: 2 балла - самостоятельно предложили вариант выражения, верно нашли его значение и сделали проверку 1 балл – выражение составлено с помощью предложенного делителя, найдено значение выражения верно 0 баллов – ученик не смог самостоятельно составить выражение по заданному правилу, затрудняется в нахождении значения выражения | 52:2=(40+12):2=20+6=26 | |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях | Задание: Составь алгоритм деления двузначного на однозначное число. И приведите два примера, используя разные приёмы вычисления. | Задание позволяет формировать умение учащихся обобщать изученные способы рассуждений, составлять единый алгоритм действий. Учащиеся самостоятельно определяют шаги алгоритма при делении двузначного числа на однозначное Учащимся, испытывающим затруднения, предложить помощь в виде опорных слов (Заменю, Разделю, Сложу, Читаю) Критерии оценивания: 2 балл - составили алгоритм самостоятельно, приведи два примера выражений на разные приемы вычислений 1 балл – алгоритм составлена частично с опорой на ключевые фразы , приведены верные примеры выражений 0 баллов – алгоритм не составлен самостоятельно, не приведены самостоятельно примеры выражений | Заменю делимое суммой удобных слагаемых Разделю каждое слагаемое на однозначное число Сложу результаты Читаю ответ 90:5= (50+40):5= 78:2=(60+18):2= | |
Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примечание (при необходимости) |
Узнавание | Актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без их видоизменений | Задание: Прослушайте внимательно математическую сказку. Определите, о каких разрядах чисел идетидет речь в задаче. Ребята, прослушайте сказку и отгадайте, о чем она Автор: Жили в царстве Математики Две сестры и братец их. Была младшей – Единица, Сотня – старшая сестрица, Ну, а средний был Десяток, Кто во всем любил порядок. Он издал мужской указ Десяток: «Жить всем дружно, без проказ». Автор: Всех построил строго в ряд, Каждому определил разряд: Десяток: Ты любимая сестрица, Младшенькая Единица, Будешь жить в разряде первом, Царстве самом современном. И хоть это самый край, Всегда поможем, так и знай. Я поселюсь рядом с тобой Мой разряд будет второй. Сотне ж уступить я рад Высший среди нас разряд. Сотня и единица(хором): Мы согласны рядом быть И разрядами дружить Цифры ставить будем так, Чтоб не путался разряд. Десяток: Что ж, игру затею я, Как вы поняли меня. В числе 793, Каждая цифра, место займи! … Сотня: Цифры наши молодцы – Как настоящие бойцы, Нашли правильно свой ряд. Единица: И не спутали разряд! Десяток: Мы надеемся, друзья, Сказку слушали не зря: Все (хором): И теперь читать, писать Числа трехзначные будем на «пять»! | У детей каждого ряда цифры от 0 до 9. На доске запись названия разрядов: единицы, десятки, сотни. Ряды класса символизируют разряды числа. Десяток называет разные трехзначные числа, выходят дети с названными цифрами и становятся у доски рядом с нужным разрядом. Задание повышает познавательный интерес к уроку и к математике в целом, служит мотивацией к работе, к поиску В сказке названы отличительные характеристики каждого разряда, по которым учащиеся должны отличать их; Учащиеся уже имеют представления о двузначных числах и разрядах, их образующих; Критерии оценивания: - узнали названия разрядов – 1 балл; - определили место каждого разряда в числе – 2 балла; - определили правильно структуру названного числа и число единиц каждого разряда, безошибочно установили позицию имеющийся карточки с цифрой в заданном числе – 3 балла. | - Эта сказка о разрядах числа: разряде единиц, разряде десятков и разряде сотен. - Единица – младшая сестрица, значит разряд единиц первый - Десяток – средний брат, он «живет» радом с Единицей, его разряд – второй. - Сотня – старшая сестрица. Ей отведен высший разряд. - Разряды надо читать и записывать правильно. | |
Воспроизведение | Воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях | Задание: Определи, сколько единиц каждого разряда в числах 426, 850,103,700,565 | Задание направлено на формирование умения различать разряды трехзначных чисел, называть трёхзначные числа; Учащимся известно о разрядах единиц и десятков, правила образования и называния двузначных чисел; В задании предложены возможные случаи различного представления трехзначных чисел Критерии оценивания: - верно определяют место каждого разряда в числе и его количественную характеристику – 1 балл, - правильно читают трехзначные числа – 2 балла | 426 ______ единиц ______ десятков ______ сотен | |
Понимание | Осмысленной восприятие новой информации | Задание1:Запишите числа, состоящее из: 7сотен 6 десятков и 3 единицы 5 сотен 9 десятков 7 единиц 4 сотен 2 десятков 6 сотен 4 единиц | Задание позволяет формировать умение образовывать и называть трехзначные числа Самостоятельное выполнение задания учеником делает его субъектом обучения Критерии оценки: - за каждое верно записанное число 1 балл | | |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях | Задание: Сравни числа 475 ... 476 909 ... 854 209 ... 290 705 ... 600 345 ... 345 235 ... 335 | Задание направлено на формирование умения сравнивать трёхзначные числа на основе знания правил образования и называния трёхзначных чисел, их мета в натуральном ряду Во время выполнения задания учащиеся повторяют правила чтения трёхзначных чисел и их образования Критерии оценивания: - за каждое верно выполненное сравнение - 1 балл | | |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях | Задание: - Запиши число, в котором число единиц в 3 раза больше, чем число десятков, а число сотен на 2 меньше, чем число единиц. Назови записанное число | Учащиеся при выполнении задания формируют умение образовывать и называть трехзначные числа на основе изученных ранее правил Задание способствует совершенствованию вычислительных навыков учащихся, закреплению табличных случаев умножения Критерии оценивания: - верно определено число единиц каждого разряда – 1 балл, - верно составлена последовательность разрядов трехзначного числа – 1 балл; - число верно прочитано – 1 балл | | |