СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение Арт-терапии в работе школьного психолога.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. 

Просмотр содержимого документа
«Применение Арт-терапии в работе школьного психолога.»

Эта удивительная арт-терапия



«Вся радость жизни заключается в творчестве».

Р. Роллан

Арт-терапия в переводе с английского означает «исцеление искусством». Многим это может показаться странным: как это – обычное рисование или пение может лечить и улучшать настроение? Но, тем не  менее, это именно так. Еще в середине прошлого века западные психологи и  терапевты заметили, что творчество, даже самое незатейливое, помогает пациентам избавляться от комплексов, страхов и находить гармонию с собой и миром.

Лечение искусством уникально тем, что человек получает дополнительные средства самовыражения. И если обычная психотерапия – это лечение словом, то  во время арт-терапии люди могут рассказать о своих трудностях и желаниях с помощью музыки, стихов, красок, танцев и даже песка. Не каждую проблему можно вербализовать, то есть облечь в слова, но ее можно нарисовать, вылепить или разыграть по ролям.

С помощью этого уникального метода можно научиться планировать свою жизнь и распорядок дня, отличать главное от второстепенного.

Кому подходит арт-терапия?

Пожалуй, это один из немногих методов психотерапии, который подходит абсолютно всем: и детям, и взрослым, и мужчинам, и женщинам. Творчество –  это универсальный язык человечества, а значит, каждый из нас сможет не только научиться рисовать или танцевать, но и обязательно зарядится  хорошим настроением и уверенностью в себе. 

Арт-терапия рекомендована всем, кто:

-желает избавиться от стеснительности и фобий;

-хочет наладить отношения с детьми и близкими;

-собирается поступать в театральный вуз или художественную школу;

-хочет побороть стресс или депрессию;

-желает развить свои таланты и скрытые возможности;

-хочет отдохнуть от повседневности и набраться креативных идей для успешной работы и самореализации;

Наибольший эффект арт-терапия приносит в работе с детьми.





Виды арт-терапии:

Лечение рисованием – самое известное направление арт-терапии. С  помощью бумаги, красок и фантазии клиент придает форму своим страхам или мечтам. Здесь важную роль играет символика цвета и интерпретация изображения самим клиентом. В детской практике распространен метод «Нарисуй семью», «Несуществующее животное», «Портрет» — такой рисунок поможет ребенку выразить себя, а заодно станет поводом для откровенного разговора.

Лечение музыкой тоже очень популярно. Известно, что музыкотерапию применяли еще в древности, звуками лечили не только душу, но и тело. Царям и  королям часто пели песни перед сном специально обученные слуги. Силу музыки признавали даже известные поэты, Шекспир о ней сказал:

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя б на час один

В нем музыка свершить переворота.

Существуют сотни различных жанров и десятки музыкальных инструментов –  поэтому вместе со специалистом подобрать музыку, которая понравится именно Вам, не составит труда. Кому-то поможет классика, а кому-то – тяжелый металл или поп-музыка, ведь каждый человек —  уникален.

Лечение театром – известное средство для избавления от застенчивости. Разыгрывая по ролям конфликты и споры, можно научиться с блеском выходить из  любой затруднительной ситуации. С помощью этой методики учатся общению, а также избавляются от заикания. На театральные курсы часто записываются руководители крупных компаний, бизнесмены и менеджеры, ведь в театре можно научиться чувствовать партнеров и влиять на людей.

Лечение песком у нас в стране только набирает популярность, а в Европе этот вид творчества давно используют как один из методов аналитической психотерапии. Особенно песочная терапия нравится детям – ведь всем малышам интересно строить города и лепить куличики. Наблюдая за ребенком, можно увидеть его характер, сильные и слабые стороны. Для работы с песком в кабинете у  психолога имеется ящик и набор миниатюрных игрушек, зданий, кубиков и предметов обихода – все это используется как выразительные средства для создания своего маленького мира. Кроме того, на песке можно рисовать пальцами, пересыпать его, а также создавать картины из цветного песка и клея. Работа с этим уникальным материалом помогает осознать, что человек сам строит свою судьбу.

Лечение моделированием – лепка из глины, пластилина и быстро застывающей пластической массы часто является дополнением к рисованию. Но и сама по себе лепка очень полезна – детям она помогает развивать мелкую моторику и готовить руки к письму в школе. А взрослые с помощью моделирования избавляются от проблем, накопившихся на работе и в повседневном общении – ведь непонравившуюся фигурку всегда можно смять и вылепить заново, а значит, и в жизни при желании можно добиться любых позитивных изменений.

Лечение фотографированием появилось недавно, но уже набирает огромную популярность. Не зря фотоаппарат называют «третьим глазом», ведь человек снимает именно то, что ему интересно и близко. А обработка изображений с  помощью специальных компьютерных программ помогают даже самую мрачную фотографию сделать яркой и позитивной. Этот вид терапии нравится подросткам, ведь он подразумевает взаимодействие с современной техникой.

Лечение игрой – той-терапия – изначально использовалась только для детей. Ведь, играя, ребенок становится искренним и открытым – кукол и мягкие игрушки он наделяет своими чертами характера, с их помощью разыгрывает интересные ему сюжеты. Но игротерапия так же эффективна и для взрослых. С  помощью кукольного театра можно проработать свои комплексы и конфликты, а  полезные выводы воплотить в жизнь.

Лечение сказкой появилось еще на заре человечества. Народное устное творчество передавало мудрость из поколения в поколение, а главные герои всегда были смелыми, ловкими и смекалистыми, даже если на вид казались простаками. Сказку можно не только сочинить совместно с психологом, но затем и  проиллюстрировать ее. Увлекательная история, где в главной роли – Вы или Ваш ребенок, поможет разобраться в себе и «сказку сделать былью».

   








 С какими проблемами помогает справиться арт-терапия?



Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
 Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.



Практика

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх). Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

Тогда, чтобы помочь малышу справиться со своим страхом, включаем механизм сублимации: предложите ему нарисовать то самое чудовище, сидящее под кроватью. Таким способом вы перенаправляете энергию страха на творческий процесс.

И вот это чудище перед вами на бумаге ‐ наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону: вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает!

Важно!

Очень важно, чтобы ребенок САМ нарисовал свою проблему и САМ придумал, как переделать рисунок, потому что это его собственное внутреннее представление и ваши варианты решения ему вряд ли подойдут.



 Основные средства арт-терапии

1. Простой карандаш (или ручка) и бумага

Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".

2. Стёрка (ластик, резинка)

Многие авторы предлагают стерку вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр!

3. Цветные карандаши и фломастеры

Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональную близость. К пример, ребенок на рисунке семьи всех раскрасил по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки.

4. Акварель и гуашь

Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка.

5. Пластилин

Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение и позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости, играть с ними.

6. Пастель или восковые мелки

Масляная пастель очень яркая, дает свободу штрихам и отлично подходит тем, кто не хочет возиться с красками, но любит насыщенные цвета.

7. Акварельные карандаши

Отлично подходят для экспериментов в рисовании, а также для очень аккуратных детей, которые боятся испачкаться красками. 

8. Пальчиковые краски

Можно рисовать руками, ногами и даже на себе самом! Очень нужны детям, которым родители не разрешали возиться в грязи и поэтому они "проскочили" важный этап психического развития.

10. Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

Самое то для преодоления страха темноты. Темнота становится другом: ведь она делает рисунок таким ярким и красивым!

11. Тесто для лепки (вода + мука + соль)

Прекрасная альтернатива глине! Хорошо держит форму, безвредная, можно обсушить в духовке и потом расписать красками.  

12. Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

Тяни, дави, мни, рви, пачкайся - вымещай агрессию на здоровье!

13. Ткань

Рисовать можно не только на бумаге, но и на ткани. Можно делать костюмы, раскрашивать старые вещи. 

14. Цветная бумага

Надоело рисовать на обычной - рисуйте на цветной! На темной бумаге (черной, темно-синей) очень удобно "раскрашивать" темноту, делая ее светлой, красивой, цветной. Особенно удобно для малышей, которые только начинают рисовать.

15. Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Из всего того, что есть в комнате, можно легко построить дом, стену, замок, страну, сцену и использовать в терапевтических целях!

Арт-терапия упражнения:

Как преодолеть страх

Говорят, что для этого его надо нарисовать. Но неужели он от этого пройдет? Только если ПРАВИЛЬНО его нарисовать!

 Как преодолеть страх с помощью рисования

Один из эффективных способов преодолеть страх - это нарисовать его, а потом преобразовать прямо на бумаге во что-то новое. Меняя свой рисунок, человек проделывает огромную внутреннюю работу над своим представлением о пугающей ситуации. Собаки в мире останутся такими же гавкающими и зубастыми, но отношение к ним изменится.

Есть несколько способов нарисовать страх:

1. Нарисовать образ страха: как существо, как предмет, как явление природы и т.д. Это отлично получается у людей с хорошо развитым образным мышлением.

2. Изобразить ситуацию, в которой человек испытывает страх. Самый стандартный подход, получается практически у всех.

3. Нарисовать ощущение страха, возникающее в теле. Для тех, кто в разговоре описывает свои внутренние ощущения: "всё похолодело", "сердце в пятки ушло", "язык онемел" и т.д.

4. Нарисовать самый первый случай, напугавший человека. Кода в детстве бросилась собака, или когда класс засмеялся над ответом, или когда чуть не утонул.

5. Изготовить маску, сделать костюм страха или отдельные элементы и превратиться на время в свой страх, поиграть в него. Особенно подходит для страха темноты и привидений. Нравится детям, которые не любят рисовать.

6. Нарисовать лицо, выражающее испуг, ужас, страх. Такой рисунок очень трудно переделать, придется включить воображение на полную мощность!

Какой же способ выбрать? Обратите внимание на то, что рассказывает человек про свой страх: про ситуацию, про ощущения, про монстров, которых представляет. Именно то, о чем он говорит, и надо нарисовать в первую очередь.

В дальнейшем, если понадобится несколько занятий, можно попробовать все способы - таким образом вы обработаете страх "со всех сторон".

Как определить, что страх прошел? Когда ваш художник начнет говорить и рисовать его легко, без напряжения и, может, даже со скукой.

Важно!

 Чтобы преодолеть страх, рисунок не надо стирать, рвать или сжигать. Страх - это часть психики. Если его просто вырвать оттуда, в психике будет дырка, которая заполнится новой проблемой. Лучше заполнить ее самостоятельно, преобразовав страх в какое-то новое отношение - сделать его нейтральным, спокойным, веселым, добрым и т.д. Именно этот образ и закрепится в сознании рисующего.

Арт-терапия упражнения:

Автопортрет.

Автопортрет - отличное упражнение для работы с самооценкой и представлением о себе.

 Инструкция к тесту "Автопортрет": нарисуйте себя так, как вы себя представляете и ощущаете в данный момент.

Это может быть портрет или фигура во весь рост, вы будете что-то делать или просто стоять, будете во что-то одеты или нет, вокруг будет какой-то фон или нет. Постарайтесь нарисовать все детали, которые важны для Вас сейчас. Вы можете использовать любые средства арт-терапии: карандаши, краски, шариковую ручку, рисовать пальцами или лепить из пластилина.

Закончили? Скорее всего, вы уже испытали некоторое облегчение, потому что "выпустили" часть своих переживаний и напряжения на бумагу (основной принцип действия арт-терапии). Теперь они находятся снаружи, а не мучают Вас изнутри. Мы будем работать как раз с "наружными" переживаниями по поводу себя. Сначала Вы можете оценить свой автопортрет, проанализировав значение рисунка. Наверняка вы узнаете много интересного о своем состоянии и отношении к себе.

Теперь можете изменить свой автопортрет так, чтобы стать на нем таким человеком, каким вы хотели бы быть (или чувствовать себя). Например, это может быть более яркий, веселый, активный или, наоборот, спокойный, серьезный, сильный человек. Вы можете перенести себя на морской берег или на пару ступенек вверх по карьерной лестнице. Вы можете сменить профессию и изменить свою внешность - всё, что захотите. Закончите рисунок.

Теперь вы видите перед собой свою цель - то, каким вы хотите быть на самом деле. У вас была проблема "я недоволен собой", а теперь есть возможность "стать таким, каким хочу быть". Запомните это новое состояние и стремитесь к нему.

Рисуночные тесты: "Кактус".

Такое простое задание может очень много рассказать о человеке!

 Рисуночный тест “Кактус”

Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус"

Общие параметры:

Пространственное положение:

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

Специфические особенности:

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков - открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.

"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

Арт-терапия упражнения:   Моё настроение.

"Нарисуй своё настроение" - что может быть проще? Однако это только первый шаг, чтобы заглянуть внутрь себя и отразить увиденное на бумаге.



Рисуночный тест Вартегга

Существует много тестов, где предлагают что-либо продолжить, закончить (рисунок, предложение, сказку). Один из них - так называемые "квадраты" Вартегга.

 Рисуночный тест Вартегга

Автор теста - немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963г, но в России появился только в 2004г благодаря В.К. Калиненко и его книге "Рисуночный тест Вартегга". 

 Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав эту таблицу в формате А4:

Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получилась законченная картина. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета.

Интерпретация теста Вартегга

Важно! При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

  • смысловое содержание рисунка,

  • особенности графики (нажим, штриховка, расположение),

  • порядок заполнения квадратов.

Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное.

Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.

Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком.

Если вы заметили отклонение от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему.

Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.

Квадрат №2: волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.

Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.

Квадрат №4: черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.

Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.

Квалрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть".

Квадрат №8: дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты.

Особенности графики:

Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квараты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, т.е. являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).

Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части - на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку - зависимость и поиск поддержки, в центре - адекватную самооценку и уверенность в себе.

Преобладающие линии: горизонтальные - слабость, вертикальные - решительность, штриховка - тревожность.

Размер рисунка: сверхбольшие - демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие - подавленность, скромность.

Отношение к исходным данным: "линиям и точечкам":

  • рисующий игнорирует их, т.е. его рисунок не связан с ними -сосредоточенность на себе, своём "Я", погруженность в "свой мир";

  • рисующий учитыавет их в своем рисунке, но не полностью - изобретательность;

  • учитывает все - концентрация на конкретном, важном, существенном;

  • создает целостные интересные образы - творческие способности.

Порядок заполнения квадратов: человек обычно начинает с тех квадратов, которые ему "нравятся", "легкие", "понятные", т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые "не нравятся", "какие-то непонятные", "сложные" оставляет на потом, т.е. те темы, в которых он испытывает затруднения.