СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение дидактических игр – одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: «Применение дидактических игр одна из форм   активизации познавательной   деятельности учащихся начальных классов»

Просмотр содержимого документа
««Применение дидактических игр – одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»»

 Доклад на тему:  «Применение дидактических игр – одна из форм активизации познавательной деятельности  учащихся начальных классов»  Подготовила: учитель начальных  классов МБОУ «Яковлевская СОШ»  Машанова К.М.

Доклад на тему: «Применение дидактических игр – одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Подготовила: учитель начальных

классов МБОУ «Яковлевская СОШ»

Машанова К.М.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.   С.Т. Шацкий 
  • Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства. С.Т. Шацкий 
Основные дидактические принципы   Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе. В.И Логинова относит к этим принципам: -принцип развивающего обучения; -принцип воспитывающего обучения; -принцип доступности обучения; -принцип системности и последовательности; -принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний; -принцип индивидуального подхода к детям.

Основные дидактические принципы

  • Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.
  • В.И Логинова относит к этим принципам:
  • -принцип развивающего обучения;
  • -принцип воспитывающего обучения;
  • -принцип доступности обучения;
  • -принцип системности и последовательности;
  • -принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
  • -принцип индивидуального подхода к детям.
П.М. Баев: 1. Игра - эффективное средство воспитание познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; 2. Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимания и познавательный интерес к предмету; 4. Игра - один из приемов преодоления пассивности ученика; 5. В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремиться, как можно быстрее успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся, а, следовательно, повышается познавательная активность учащихся.

П.М. Баев:

  • 1. Игра - эффективное средство воспитание познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
  • 2. Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  • 3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимания и познавательный интерес к предмету;
  • 4. Игра - один из приемов преодоления пассивности ученика;
  • 5. В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремиться, как можно быстрее успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся, а, следовательно, повышается познавательная активность учащихся.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:    обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). 

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

  • обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). 
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются: -учебно-игровая деятельность; дидактические игры; создание положительных эмоциальных ситуаций: работа в парах; групповая работа; проблемное обучение; использование ИКТ, использование современных образовательных технологий. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяет нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-КВн, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

  • -учебно-игровая деятельность; дидактические игры; создание положительных эмоциальных ситуаций: работа в парах; групповая работа; проблемное обучение; использование ИКТ, использование современных образовательных технологий.
  • Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяет нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-КВн, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки
Структурные составляющие дидактические игры:

Структурные составляющие дидактические игры:

    Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.     а) Игра – упражнение   а) Игра – упражнение  б)  Игра – поиск . в)  Игра – соревнование  г)  Сюжетно – ролевые игры . д.)  Познавательные игры – путешествия

    Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

    а) Игра – упражнение

    • а) Игра – упражнение

    б)  Игра – поиск .

    в)  Игра – соревнование

    г)  Сюжетно – ролевые игры .

    д.)  Познавательные игры – путешествия

    Игры на уроках математики. Игры для индивидуальных заданий: «Помоги Незнайке», « Заполни кузовок», « Засели домик», «Продолжи ряд Буратино», Посчитай вместе с Вини-Пухом и другие». Игры с классом: «Путешествие по кругу», «Молчанка», «Исправь ошибки сказочного героя», «Посчитай, не ошибись» и другие.

    Игры на уроках математики.

    • Игры для индивидуальных заданий: «Помоги Незнайке», « Заполни кузовок», « Засели домик», «Продолжи ряд Буратино», Посчитай вместе с Вини-Пухом и другие».

    Игры с классом: «Путешествие по кругу», «Молчанка», «Исправь ошибки сказочного героя», «Посчитай, не ошибись» и другие.

    Игры на уроках русского языка: « Наборщики» учитель называет какое-либо существительное. Нужно за 5 минут составить из букв этого слова как можно больше других имен существительных и записать их. Победителем считается тот, кто составит больше слов. Возможные слова (аккуратность): акт, антракт, арка, аркан, астра, кант, карта, каска, конь, кора, коса, кость, кот, кран, краска, крот, курс, кусок, куст, стакан, урок, старт, стог, струна, танк, сорт.и.т.д.  Запиши одним словом: Нужно заменить каждую группу слов одним общим словом. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов. тополь, клен, березща, ель. Волк, лиса, заяц, медведь. Сорока, ворона, воробюей, аист, Брусника, черника, земляника .

    Игры на уроках русского языка:

    • « Наборщики» учитель называет какое-либо существительное. Нужно за 5 минут составить из букв этого слова как можно больше других имен существительных и записать их. Победителем считается тот, кто составит больше слов. Возможные слова (аккуратность): акт, антракт, арка, аркан, астра, кант, карта, каска, конь, кора, коса, кость, кот, кран, краска, крот, курс, кусок, куст, стакан, урок, старт, стог, струна, танк, сорт.и.т.д.
    • Запиши одним словом:
    • Нужно заменить каждую группу слов одним общим словом. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.
    • тополь, клен, березща, ель.
    • Волк, лиса, заяц, медведь.
    • Сорока, ворона, воробюей, аист,
    • Брусника, черника, земляника .
    Познание окружающего мира через игру. « Угадай группу», «Что где растет?», «Овощи и фрукты»,  « Аукцион слов»,  «Телеграмма», «Домашние и дикие животные», « Летает - не летает».

    Познание окружающего мира через игру.

    • « Угадай группу»,
    • «Что где растет?», «Овощи и фрукты»,
    • « Аукцион слов»,
    • «Телеграмма»,
    • «Домашние и дикие животные»,
    • « Летает - не летает».
    Виды дидактических игр: игры-путешествие;  игры-поручения; игры- предположения; игры загадки; игры-беседы.

    Виды дидактических игр:

    • игры-путешествие;
    • игры-поручения;
    • игры- предположения;
    • игры загадки;
    • игры-беседы.
     Познавательная активность включает:     Мотивы и цели деятельности Интерес к предмету. Внимание к изучаемому объекту. Волевые усилия. Положительные эмоции. Творческую самостоятельность. Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

    Познавательная активность включает:

    • Мотивы и цели деятельности
    • Интерес к предмету.
    • Внимание к изучаемому объекту.
    • Волевые усилия.
    • Положительные эмоции.
    • Творческую самостоятельность.
    • Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.
    • Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
     Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
    • Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
    Список литературы: Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990 Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. – 800 с.  Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. –М.: Просвещение, 1987. – 340с. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М. Фридман. М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с. Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. – М., 1990. – 320с.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – с. 6 20. .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М., 1968. – 345с. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н.Е. Веракса. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова– М.: Просвещение,1966. – 4

    Список литературы:

    • Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
    • Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55.
    • Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. – 800 с.
    • Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. –М.: Просвещение, 1987. – 340с.
    • Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М. Фридман. М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с.
    • Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. – М., 1990. – 320с.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – с. 6 20.
    • .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М., 1968. – 345с.
    • Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н.Е. Веракса. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
    • Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова– М.: Просвещение,1966. – 4