Применение электронной карты на уроках географии в коррекционной школе 8 вида
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе.
Какой должна быть школа, учитель? Каким должно быть образование?
Российское общество переживает сегодня новый этап культурной революции –
информационный.
Если в систему образования не внедрять ИКТ, то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной жизни, а выпускники школ не будут готовы к жизни в «информационном» обществе.
Современный урок невозможен без использования информационных технологий, особенно это касается предметов естественного цикла, так как именно они формируют единую картину мира.
По меткому выражению выдающегося ученого-географа Н.Н. Баранского, карта — есть «альфа и омега» (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимает электронная карта. Ее использование на уроках направлено на повышение эффективности учебного процесса, на формирование положительной мотивации учащихся при изучении различных предметов. Она эффективно дополняет имеющиеся комплекты учебно-методических материалов, и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с электронной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового. Опыт применения электронных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.
Работая с электронной картой, учитель имеет возможность создавать наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают электронные карты.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
1) работа со слоями карты;
2) работа с дополнительным материалом;
3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей).
Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять.
Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Вот лишь некоторые из их преимуществ:
- Возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения;
- Возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты;
- Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.
На уроках географии использую в своей работе два вида электронных карт: издательство «Дрофа» - "Политическая карта мира", "Физическая карта мира".
Примеры заданий при работе с физическими картами.
6 класс, тема «Литосфера», задания на знание номенклатуры по теме.
1. На контурной электронной карте нарисуйте расположение самых высоких и самых длинных гор на Земле, самых высоких и самых длинных гор в России. Укажите местоположение самых высоких точек данных гор.
2.Отметьте на контурной карте границы стран, проходящие по горам.
3.Обозначьте вулканы, расположенные в пределах Тихоокеанского вулканического кольца.
Тема «Гидросфера».
1. Обозначьте на карте бассейн реки Лены и нарисуйте линию водораздела р. Лены.
2. На карте Северной Америки нарисуйте контуры озер Эри и Онтарио, реку Ниагару и покажите местоположение Ниагарского водопада.
3. На карте полушарий нарисуйте систему течений Атлантического океана.
9 класс, тема урока «Южная Азия»
1.На электронной карте укажите расположение Гималайских гор
Все эти задания можно выполнить, сняв с физических карт слои с изображением объектов рельефа и гидросферы, т.е. превратив физическую карту в контурную. Для проверки точности выполнения задания необходимо включить слой, отображающий объекты рельефа и гидросферы и сравнить рисунки учащихся с реальной конфигурацией объектов.
Данная работа возможна при условии использования дополнительных возможностей программы, а, именно функции рисования. Данная функция расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Например, при закреплении темы «Рельеф Африки» в 7 классе, я провожу географический диктант, сняв с физической карты слой с названиями форм рельефа и, наношу числа на выбранные формы рельефа, а учащимся предлагаю назвать данные формы.
В 8 классе при изучении темы «Климат России» учащиеся графически показывают влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков.
Применение интерактивных электронных карт концентрирует внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем делает излагаемый материал более интересным, насыщенным, наглядным. Данный вид карт позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе изучения нового материала составлять опорные конспекты, проводить сравнения, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Электронные карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию.
Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты.
Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т.д.) и проектирования (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.)
Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах (см. приложение №2), реализовывать деятельность практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы
и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические.
Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география.