СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИКТв работе педагога-воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет использовать ИКТ в работе классного руководителя.Надеюсь,что это реально.

Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТв работе педагога-воспитателя»

Использование ИКТ в воспитательной работе. Доклад на заседании МО классных руководителей ГАПОУ СПО г. Бугуруслана Докладчик: Катечкина З.В. 41 Т

Использование ИКТ в воспитательной работе.

Доклад на заседании МО классных руководителей

ГАПОУ СПО г. Бугуруслана

Докладчик: Катечкина З.В. 41 Т

Не влияние моды, а необходимость! «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»  ( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) Формирование ИКТ- компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности. С целью  повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ.

Не влияние моды, а необходимость!

  • «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

  • Формирование ИКТ- компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.
  • С целью  повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.
  • Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ.

Для чего мы это делаем?  Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:   Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования;  во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность

Для чего мы это делаем?

  • Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:

  • Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования;
  • во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность
Критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе. экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая  накопление папок с информационным печатным материалом); наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях; возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты); возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности .

Критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе.

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая

накопление папок с информационным печатным материалом);

  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности .
Современное компьютерное оборудование выступает: как средство организации и оснащения воспитательного процесса:  как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);  как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);  как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);  как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);  как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);  как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Современное компьютерное оборудование выступает:

  • как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
  • как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
  • как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
  • как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
  • как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Достоинства ИКТ  Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.  Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.  Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.  Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.  Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

Достоинства ИКТ

  • Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
  • Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
Достоинства ИКТ Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.  Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.  Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Достоинства ИКТ

  • Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
  • Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
  • Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Применение ИКТ в воспитательном процессе . Оно не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов.  И не ограничивается только демонстрацией презентаций.  Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует : повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе,  стимулирует познавательную и творческую активность детей.  Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в учебном заведении, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

Применение ИКТ в воспитательном процессе .

  • Оно не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов.
  • И не ограничивается только демонстрацией презентаций.
  • Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
  • Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует :
  • повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе,
  • стимулирует познавательную и творческую активность детей.
  • Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в учебном заведении, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.  Контрольная функция - контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.  Функции ИКТ Методическая функция - поиск и сбор информации в помощь классным руководителям ( сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и пр., подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей ( памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
  • Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.
  • Контрольная функция - контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.

Функции ИКТ

  • Методическая функция - поиск и сбор информации в помощь классным руководителям ( сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и пр., подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей ( памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Внеклассная работа Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).   К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.  Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление)  Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Внеклассная работа

  • Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).
  • К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.

  • Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление) Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Новые возможности применения ИКТ При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Новые возможности применения ИКТ

  • При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие.
  • Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.
Новые возможности применения Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».   Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.   ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия: Поиск информации в сети Интернет. Для обозначения темы занятия. В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Новые возможности применения

  • Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
  • ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
  • Поиск информации в сети Интернет.
  • Для обозначения темы занятия.
  • В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
  • Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Профилактика и работа с родителями . Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.   Работа с родителями обоснована необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями, на сайте и запланирован раздел  « Для Вас, родители ». Привлечение родителей к созданию презентаций, видео-материала, съемкам.

Профилактика и работа с родителями .

  • Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте).
  • Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
  • Работа с родителями обоснована необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями, на сайте и запланирован раздел

« Для Вас, родители ».

  • Привлечение родителей к созданию презентаций, видео-материала, съемкам.
Работа классных руководителей. При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей – это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе . К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий, участие в общешкольном мероприятии «Лучший классный коллектив».

Работа классных руководителей.

  • При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей – это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе .
  • К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий, участие в общешкольном мероприятии «Лучший классный коллектив».
Результативность воспитательной работы Результатом работы можно считать:  разработку, внедрение,апробирование и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в само­реализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности; использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией - создаются условия для проявления и раскрытия творческих способно­стей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благопри­ятная внутренняя среда для становления личности как студента, так и преподавателя, функционирует студенческое самоуправление;   использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество студентов , их родителей.

Результативность воспитательной работы

  • Результатом работы можно считать:
  • разработку, внедрение,апробирование и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в само­реализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности;
  • использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией - создаются условия для проявления и раскрытия творческих способно­стей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благопри­ятная внутренняя среда для становления личности как студента, так и преподавателя, функционирует студенческое самоуправление;
  •   использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество студентов , их родителей.

Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе ОУ: ни одно мероприятие не обходится без применения ИКТ; растет интерес к участию в районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций; классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий; классные руководители участвуют в районных, воспитательных мероприятиях с использованием ИКТ; каждый классный руководитель должен и работает над созданием методической копилки.

Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе ОУ:

  • ни одно мероприятие не обходится без применения ИКТ;
  • растет интерес к участию в районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;
  • классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;
  • классные руководители участвуют в районных, воспитательных мероприятиях с использованием ИКТ;
  • каждый классный руководитель должен и работает над созданием методической копилки.
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!