СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационных технологий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение информационных технологий для формирования умений применять изученный теоретический материал при решении примеров и задач.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий на уроках математики»

Применение Информационных компьютерных технологий для проведения проверочных работ и формирования навыков

самоконтроля у учащихся на уроках математики.

Школа №12, учитель математики Рыбкина Г.Д.


Проблема осуществления действенного контроля над процессом овладения учащимися изученным теоретическим материалом в настоящее время особенно актуальна в связи с проведением Государственной аттестации по математике и итоговой аттестации по алгебре и геометрии для выпускников 9 классов. Итоги аттестации показывают, что, начиная с 2005 года, примерно пятая часть участников аттестации не справляется даже с заданиями I части работы. Необходимо изменить традиционные формы проверки навыков учащихся. Проверка выполнения домашних заданий практически потеряла свою действенность в связи с появлением огромного количества решебников ко всем учебникам, которые используются в общеобразовательных школах. Родители охотно покупают детям эти пособия, а от детей требуется только переписать готовое решение, причем многие это делают автоматически, не задумываясь над заданием. Хотя в учебниках по алгебре приводятся образцы решения многих заданий, используемых в задачниках и самостоятельных работах. Однако ученики даже не знают об этом, так как выполнение домашних заданий сводится к решению заданных номеров. В самых тяжелых случаях ученик даже не открывает учебник, а сразу переписывает решебник. Кроме того, ко многим дидактическим материалам также изданы решебники. Ученику остается только «вычислить», каким из сборников предпочитает пользоваться учитель. Таким образом, ему удается решить проблему получения положительной отметки за контрольную, самостоятельную или домашнюю работу. Более десяти лет выпускники основной и средней школы писали экзаменационные работы по открытым текстам. Решебники во множестве вариантов также были выпущены к этим сборникам, причем с каждым годом качество этих изданий улучшалось. Учителю, знающему реальный уровень овладения знаниями своих учеников, невозможно найти ошибки в их письменной работе, а, следовательно, выставить ученику отметку, соответствующую его знаниям.

Результат самостоятельной работы, задания в которой представляют базовую часть домашнего задания, той самой, которая, по словам учеников, не вызвала затруднений, дает до 50% неудовлетворительных отметок.

Чтобы подготовить материалы для любого вида проверочных работ, позволяющих объективно оценить степень овладения изученным материалом, учителю приходится тратить много времени на составление текстов работ. Если вариантов меньше четырех, то ученики списывают работы, используют шпаргалки, которые им передают хорошо успевающие ученики, так как им не приходится тратить время на решение задач другого варианта. Если составлять большее количество вариантов, то проверка работ учеников занимает у учителя много времени, не говоря о чисто механической работе по оформлению и размножению карточек.

Любой учитель знает о проблеме времени, стоящей перед каждым учеником во время проведения работ, с помощью которых осуществляется контроль. Слабым ученикам не хватает времени, чтобы получить шпаргалку, а затем переписать решение. Сильные ученики часто не успевают решить свой вариант, если он сложнее базового, так как увлекаются решением одного задания, забывая об остальных заданиях и о том, что время на выполнение работы ограниченно. Кроме этих двух категорий есть медлительные ученики. Они обладают необходимыми навыками, но им требуется времени больше, чем другим ученикам, хотя уровень навыков у них совпадает. Учителя, сочувствуя как сильным, так и медлительным ученикам, разрешают задержаться на перемене или закончить работу после уроков. Это вызывает недовольство у остальных учеников, которые требуют для себя те же привилегии. Но при проведении государственной аттестации ученики не могут рассчитывать на увеличение времени на работу. Поэтому приходится сталкиваться с ситуацией, когда очень хорошо подготовленный ученик не может правильно рассчитать время. Ему едва хватает времени для аккуратного заполнения бланка и записи решения заданий с развернутым ответом. Для проверки уже времени не остается. Поэтому результаты ЕГЭ у таких учеников хуже, чем могли бы быть. Причем подача апелляции практически не увеличивает количество баллов, так как черновики заданий А и В не проверяются.

Решить вышеперечисленные проблемы можно с помощью программы «СИнТеЗ», которая включена в NETSchool. Эта программа позволяет включать в тест задания пяти уровней сложности (от очень простого до очень сложного), причем каждый уровень имеет свой вес, т.е. учитывается не только количество решенных заданий, но и уровень сложности каждого из них. Число заданий, включенных в тест, может быть любым. Учитель может задавать время на выполнение теста. По истечении отведенного времени программа прекращает действовать, ученик видит свою отметку и анализ работы: число верно и неверно выполненных заданий в каждом разделе теста. Учитель может посмотреть, какие именно задания не выполнены или выполнены с ошибками. Программа для каждого ученика формирует индивидуальный набор заданий, согласно сценарию, составленному учителем. Если число заданий, записанных учителем, совпадает с числом заданий, включенных в тест, то программа только изменяет порядок заданий для каждого ученика. Если заданий каждого вида больше, то ученики получают разные тесты по проверяемой теме. Программа позволяет учителю назначать тест нескольким ученикам или всему классу. Разные группы учеников могут одновременно выполнять различные тесты, предназначенные для проверки усвоения разных тем. Если время на выполнение теста не истекло, то ученик имеет возможность изменить свои варианты ответов. Ученикам, привыкшим к контролю с помощью программы «СИнТеЗ», нравится этот вид контроля тем, что они сразу видят отметку. Если ученик считает, что произошел сбой в программе, что ответы, записанные им верны, то можно проверить

спорное задание вручную, так как все решения ученик выполняет в тетради, а в компьютер вводит только ответы в требуемой форме. Если ответ содержит обыкновенные дроби, корни, степени с рациональным показателем и т.д., то ученик выбирает вариант ответа, независимо от уровня сложности задания. Прямой ввод ученик осуществляет, если ответом является целое число, десятичная дробь или слово.

Такая форма контроля усвоения полученных знаний облегчает работу учителя при проверке заданий I части и заданий В3 – В8 второй части государственной аттестации. Конечно, задания по алгебре и геометрии, при выполнении которых требуется обоснование решения, а не только правильный ответ, подобным способом проверять нецелесообразно. Среди сильных учеников есть такие, кто может получить правильный ответ даже в заданиях С3-С5, но привести обоснование своего решения не могут. Хотя хорошо знают, что ответы без обоснованного решения не засчитываются при проведении государственной аттестации. Необходимо отметить, что программа «Синтез» не позволяет непосредственно записывать примеры, содержащие обыкновенные дроби, дробные выражения, корни любой степени, степени с дробными показателями и т.д. Программа позволяет вставлять подобные выражения, если они сохранены в виде рисунков. Это же замечание касается и заданий, содержащих графические объекты. Ответы к заданиям, содержащие упомянутые выражения, так же приходится представлять в виде рисунков определенного формата. Это затрудняет работу учителя по созданию тестов в программе «СИнТеЗ», но возможности использовать уже записанные тесты неоднократно в течение нескольких лет и постоянно добавлять новые варианты заданий, компенсирует затраты времени. Время, которое учитель дает ученикам, может меняться от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель. Тестовые задания можно использовать при подготовке учащихся к контрольной работе, т.е. для самопроверки. Учитель имеет возможность не выставлять отметки, выставленные компьютером в классный электронный журнал, если отметка не удовлетворяет ученика. Зато ученик получает объективную оценку своих знаний, возможность убедиться, в том с каким видом заданий не может справиться, закрепить умение решать этого вида задания во время домашней подготовки к контрольной работе. Учитель имеет возможность показать ученику подробный анализ его работы. Такой способ подготовки к контрольной работе заставляет ученика самого решать задания, а не списывать с доски решения, выполненные другими учениками или учителем. Понимание объяснений и хода рассуждений другого человека часто создает у учащегося иллюзию, что он сможет самостоятельно справиться с аналогичным заданием. Поэтому можно не готовиться к работе дополнительно. Обычно такая позиция приводит ученика к получению не удовлетворяющей его отметке за контрольную работу. Программу «СИнТеЗ» можно использовать и для проведения устного опроса. Для этого тест составляется из заданий, не требующих письменного решения, ограничивается время 5 – 10 минутами. Ученик выполняет тест, получает отметку, а затем учитель проводит устный опрос по вопросам, включенным в тест. Таким образом, ученики лишаются возможности не участвовать в устном опросе, что нередко происходит при проведении устного опроса во фронтальной форме.

Часть учеников, у которых имеется возможность войти в NETSchool через Интернет, может получать тест в качестве домашнего задания. Если в кабинете не хватает компьютеров для всех учеников, то программу «СИнТеЗ» можно использовать следующим образом. Каждый ученик получает распечатку теста, выполняет решение в тетради, затем вводит свои результаты в компьютер и получает отметку и анализ работы. Это занимает две – три минуты у каждого ученика. Недостатком такого способа применения программы «СИНТЕЗ» является то, что число заданий, предназначенных для теста должно совпадать с числом заданий, включенных в тест. Иначе ученик при обращении к программе может получить набор заданий, отличающийся от того, который был ему дан в распечатке. Причем изменится не только порядок следования заданий, но и частично сами задания.

Таким образом, применение программы «СИНТЕЗ» способствует улучшению качества подготовки учеников к государственной аттестации, так как активизируется работа ученика на уроке. При этом используется форма записи ответов, аналогичная той, что принята при проведении государственной аттестации. Выпускники школы уже подготовлены к компьютерному тестированию, которое проводится при сдаче зачетов и экзаменов в ВУЗе, так и в других областях деятельности человека. Например, при сдаче правил дорожного движения в ГАИ, при приеме на работу в некоторые крупные фирмы. Несколько лет назад, когда в нашей школе мы начинали применять программу «СИНТЕЗ» на уроках, ученики жаловались на то, что им сложно переключать внимание от тетради на экран компьютера, от авторучки переходить к клавиатуре. В настоящее время эти жалобы исчезли, так как появились современные мониторы, улучшились навыки работы учеников с компьютером. Поэтому сегодня никаких организационных трудностей при работе с программой «СинтеЗ» ученики не испытывают. Кроме того, отметку, полученную за работу, считают справедливой, так как компьютер не может ее повысить или понизить в зависимость от личности ученика, так при проведении тестирования полностью исключена возможность влиять на отметку со стороны учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!