Орлова Л.П.
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
мастер-класс
ВОПРОСЫ МАСТЕР-КЛАССА
1. Что представляет собой кейс-технология?
2.Разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения
3. В чем специфика разработки кейсов для обучения?
4. Каковы особенности применения данного метода обучения?
5. Какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе?
1.Сущность кейс-технологии
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ
2.Разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения
4
3. CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;
-иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;
- не устаревать слишком быстро;
- иметь национальную окраску;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные ситуации;
-развивать аналитическое мышление;
-провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
4.Особенности применения кейс-технологии
Фаза работы
Действия преподавателя
До занятия
Действия школьника
1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы.
3. Разрабатывает сценарий занятий.
Во время занятия
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.
2. Самостоятельно готовится к занятию.
1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит класс на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
После занятий
1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решений.
3. Принимает или участвует в принятии решений.
1. Оценивает работу школьников.
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
1. Составляет письменный отчёт (проект) по данной теме.
Стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
1.Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или информации.
2.В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.
3.Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Алгоритм работы с кейсом
Y ступень – сравнительный анализ: анализ стратегий поиска решений, разработка плана мероприятий по реализации решения.
IY ступень - презентация решения: оглашение сути проблемы, представление решения, аргументация выбора
III ступень – принятие решения: оценка вариантов решения проблемы, выбор оптимального решения
II ступень – рассмотрение альтернатив: разработка различных решений, изучение альтернативных вариантов
I ступень - знакомство с содержанием кейса: сопоставление важных аспектов проблемы, поиск и оценивание информации
5. Какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе?
1.Приобретение новых знаний и навыков практической работы.
2. Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности
3. Школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
4. Преодоление классического дефекта обучения, связанного с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала:
эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Хотите, чтобы ваши дети
- не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
- чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
- чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
- могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
- делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Значит, этот метод для вас.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!