СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ментальных карт для систематизации знаний по физике и информатике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Нынешний выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи. В  традиционной педагогике учитель в основном выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, осуществлял единоличный контроль, и отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Ученик должен стать главной фигурой процесса обучения: деятельностной, активной, познающей. Цель обучения с позиции учителя должна состоять  в том,  чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи.

 Главное поле действий для педагога – урок.

 Урок... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса, неиссякаемый источник, который помогает обучающимся набраться сил. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра? Что же помогает педагогу улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Во-первых, новые технологии. Одна из них -  «ментальные   карты», или «интеллект-карты», или карты ума, или майндмэппинг.

Просмотр содержимого документа
«Применение ментальных карт для систематизации знаний по физике и информатике»





Применение ментальных карт
для систематизации знаний
по физике и информатике










Оглавление

Введение 3

Основная часть 5

1. Ментальные карты - что это такое и для чего они нужны? 5

2. Опыт структурирования информации 6

3. Ментальные карты: сущность методики 7

4. Особенности построения метальных карт 9

4.1 Основные компоненты ментальной карты 10

4.2 Законы построения ментальной карты 10

4.3 Алгоритм построения ментальной карты 12

4.4 Критерии оценивания ментальной карты 13

5. Сферы применения ментальных карт 13

5.1 Области применения интеллектуальной карты 14

5.2 Применение ментальной карты учителем 15

5.3 Применение ментальной карты учеником 15

5.4 Виды заданий с применением ментальных карт 16

Заключение 18

Использованная литература 19

Приложение 20




















Введение

Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Нынешний выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи. В традиционной педагогике учитель в основном выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, осуществлял единоличный контроль, и отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Ученик должен стать главной фигурой процесса обучения: деятельностной, активной, познающей. Цель обучения с позиции учителя должна состоять в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи.

 Главное поле действий для педагога – урок.

 Урок... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса, неиссякаемый источник, который помогает обучающимся набраться сил. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра? Что же помогает педагогу улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Во-первых, новые технологии. Одна из них -  «ментальные   карты», или «интеллект-карты», или карты ума, или майндмэппинг.

В чем их преимущества? Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда ученик непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Текст, таблица, список, диаграмма - проверенные временем визуальные формы представления информации. Актуальность использования технологии визуализации информации очевидна. Современные исследования психологов говорят о том, что около 85 % населения земного шара – визуалы.

Отцом этого метода является британский писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.

Эффективное использование мозга - вот к чему стремился Тони Бьюзен. Изучая психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки, Тони Бьюзен пришел к промежуточному заключению: производительность мозга можно увеличить, сохранив его эффективность, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно.

Суть метода состоит в том, что ты выделяешь основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации – представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Ментальные карты - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.

Mind mapping  позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.  Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.


























  1. Ментальные карты - что это такое и для чего они нужны?


По последним исследованиям, доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. К сожалению, мы не используем эту возможность соответственно.

Одним из факторов, почему это происходит, является не правильный метод запоминания – пустое зазубривание, не использование творческого мышления. Мы записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета. Обучение происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кто восприимчив к визуальной информации, кто-то аудиальной, а кто-то к кинестетической информации. Соответственно и способы образования у всех должны быть разные.

После многих исследований, на данный момент, самый лучшая методика запоминания и организации мышления является методика составления ментальных карт (Mind Mapping). Ее изобрел Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более 100 книг, еще в 1970 г. Впервые эта теория была представлена миру весной 1974 г. после публикации книги «Работай головой».

Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария. Среди этих способов Бьюзен предпочитает выделять конспектирование как наиболее распространённый приём упорядочивания и сохранения текстовой информации. Сопоставляя стандартные приёмы конспектирования со всем множеством кортикальных способностей, которые мозг может использовать в процессе обработки информации, Бьюзен приходит к выводу: "Стандартное конспектирование демонстрирует почти полное отсутствие:

  • визуального ритма;

  • визуальной структуры;

  • цвета;

  • образов (воображения);

  • графического представления информации;

  • оперирования с многомерными объектами;

  • пространственной ориентации;

  • гештальта;

  • ассоциаций" [1, стр 48]

Отмеченные недостатки резко снижают глубину и разносторонность переработки информации, что ведёт к потере значительной её части уже на стадии самого конспектирования и способствует быстрому забыванию в дальнейшем. Особенно негативным Бьзюен считает весьма вероятную потерю ключевых слов, выражающих наиболее важные идеи текста: "В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты" [1, стр 49]

Ещё одним отрицательным следствием игнорирования кортикальных способностей правого полушария Бьюзен считает торможение креативных процессов, основанных на генерации большого числа свободных ассоциаций и нахождении самых неожиданных связей между ними. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.

Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: "Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

  • записывается много ненужной информации;

  • теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

  • теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

  • теряется время на поиск ключевых слов [1, стр 32].

Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.


  1. Опыт структурирования информации

Поисками способов структурирования информации и оптимизации мышления занимались многие исследователи и не однократно. Использование различных карт или диаграмм для этой цели совсем не ново. Еще с 70-х годов такой метод применялся в Японии, поспособствовав революционному прорыву в экономике страны.

Существовали четыре способа: диаграмма связей, диаграмма Исикавы, древовидная диаграмма и диаграмма осуществления деятельности. Кроме того, использовались также такие методики, как диаграмма Ганта и матрица связей. Все они заключались в отображении связей между различными понятиями, формируя из них логичную и продуманную систему.


Диаграмма связей


Диаграмма Исикавы

Древовидная диаграмма



Диаграмма осуществления деятельности

Диаграмма Ганта



Матрица связей


Существуют и несколько более сложных и громоздких способов, также построенных по принципу диаграммы. Это «грозовая туча» и «деревья текущей и будущей реальности». Предложены эти методы были Э. Голдраттом.

Однако именно метод майндмэппинга, благодаря своей легкости и естественности, завоевывает популярность во всем мире.


  1. Ментальные карты: сущность методики

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Психолог исследовал мыслительные системы, которые были предпочтительными в эпоху античности и Ренессанса. После этого ученый и предложил замечательный способ помочь своему мышлению вместо того, чтобы бороться с собой. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку, даже через толщу веков. Отсюда же психолог почерпнул и значение рисунка для передачи и оформления собственных мыслей (в частности, после изучения записей Леонардо да Винчи).

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно.

Основана данная методика на принципе «радиантного мышления», связанного с ассоциативными мыслительными процессами. Отправная точка в таком процессе – центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант – это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отображает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяет запечатлеть их на различных носителях.

Чтобы полученные результаты не выглядели слишком умозрительными, создав при этом дополнительные проблемы, предлагается их запечатлеть на бумаге или ином носителе информации. Чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию, рекомендуется оформлять все записи по-разному, с помощью различных цветов или форм, с использованием картинок и иных изображений. Такое наглядное оформление мыслительного процесса позволяет продолжать работу с информацией, структурируя ее, группируя или выделяя новые положения.

В пользу методики «ментальных карт» говорит и то, что это метод целостного мышления. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие мозга. Следовательно, при ведении классических линейных записей будет активизировано именно оно. Зато правое, отвечающее за творчество и образное мышление, будет отдыхать. Но метод майндмэппинга позволяет одновременно задействовать оба. Это и означает целостность мышления.

На ниже приведенной карте памяти рассмотрены преимущества ментальных карт от других видов фиксирования информации.


  1. Особенности построения метальных карт

Можно сказать, что ментальная карта представляет собой особый род диаграммы, представленной в виде древовидной схемы. На ней запечатлены слова, задачи и иные понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центральной ветки. Центральная ветка представляет собой основную идею или понятие.

Для составления ментальной карты, особенно первый раз, лучше всего подойдет лист бумаги, не менее чем стандартного размера А4. В дальнейшем размер поля для создания карты может быть и безграничным. Но начинать лучше с малого.

В центре листа следует разместить вашу центральную идею, мысль, концепт. Лучше его разукрасить или выполнить в виде рисунка. Далее следует провести линии к углам листа. Их следует «обозначить», т.е. подписать ключевыми словами, существительными или глаголами. Не все слова подойдут. Использовать нужно такие слова, которые будут достаточно «говорящими», чтобы заставить вас создать или восстановить ассоциативную цепочку, вспомнить определенные образы или мысли. Это основные ветви.

Заметим, что линейный и радиальный методы записи во многом близки. Но если в линейном используются заголовки, подзаголовки, схемы и таблицы, то в радиальном - ключевые слова более высокого (крупного) уровня, которые можно рассматривать как заголовки для более низкого.

Дальнейшее дробление на ветви будет отображать все более и более мелкие детали. Для того чтобы схема воспринималась максимально эффективно, лучше использовать различные цвета, особые обозначения, значки, картинки. Играйте с буквами, их формой и размером. Однако писать следует разборчиво, иначе вы просто потеряете ценную информацию, разбирая свои каракули. Также необходимо избегать повторений, которые могут возникнуть, когда вы с головой уйдете в творческий процесс. Итог такого творчества - не линейная, а радиальная запись.

Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование. Структурирование в майндмэппинге возникает как результат работы вашего ассоциативного мышления. Как говорится, все начинается с чистого листа.

Первую ментальную карту не следует делать слишком сложной. Сначала лучше потренироваться, сделав карту для простой и немудреной. Дальше усложняйте. Использовать карты широко, для различных сфер своей деятельности, можно только после того, как получите определенные навыки в их построении.

Помнить нужно и о том, что у каждого человека свой, неповторимый способ мышления. Ментальная карта должна отображать эту особенность. Кроме того, намного приятнее смотреть на красивую карту, подходя к ней как к творчеству. Но пространство ментальной карты нужно использовать максимально эффективно и рационально, не оставляя пустых мест, но и не склеивая информацию. Оптимальное расположение карты горизонтальное.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.

4.1 Основные компоненты ментальной карты

- Центральное звено – объект изучения.

- Основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от него в виде ветвей.

- Ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

- Ветви формируют связанную систему.



4.2 Законы построения ментальной карты

В основе построения интеллект-карт лежат лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры.

Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:

  • Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).

  • Ассоциируйте.

  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей.

  • Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры сводятся к двум императивам:

  • Соблюдайте иерархию мыслей.

  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

  • всегда используйте центральный образ;

  • как можно чаще используйте графические образы;

  • для центрального образа используйте три и более цветов;

  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);

  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;

  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями:

  • используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;

  • используйте цвета;

  • используйте кодирование информации.

Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений:

  • придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;

  • используйте печатные буквы;

  • размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

  • следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;

  • соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;

  • делайте главные линии плавными и более жирными;

  • отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;

  • следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;

  • держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";

  • старайтесь располагать слова горизонтально.

Необходимость правил упорядочивания интеллект-карты очевидна, так как свободный поток ассоциаций, изливающийся на бумагу или экран монитора на начальном этапе её построения, может привести к хаосу, в котором бесследно растворится и ключевое понятие, и связанные с ним ассоциации. Правила, раскрывающие третий закон, являются несколько более жёсткими, так как они описывают средства, необходимые для придания интеллект-карте системного характера. Однако и в этих положениях отсутствует жёсткая категоричность, оставляя свободу для проявления индивидуальности.

Проиллюстрируем законы составления интеллект-карт с помощью рисунка.

В центре интеллект-карты располагается ключевое слово или основная её идея. Она должна быть центральным, наиболее бросающимся в глаза и запоминающимся элементом карты, активирующим мыслительные процессы, поэтому её нужно представить в образной форме с использованием цвета, формы, объёма. Характеризуя центральный образ, Т. Бьюзен пишет: «Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, а значит и вашего мозга. Он даёт рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, причём сразу на нескольких уровнях восприятия. ... Если какое-либо слово имеет центральное значение для вашей интеллект-карты, его нужно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объёмного изображения, палитры цветов и привлекательной формы» [1, стр 92]


4.3 Алгоритм построения ментальной карты

Алгоритм построения интеллект карты можно представить в следующем виде:

  1. «мозговой штурм»;

  2. групповая дискуссия;

  3. группировка понятий по общему признаку;

  4. структуризация полученных результатов;

  5. визуальное оформление интеллект-карты.





4.4 Критерии оценивания ментальной карты

Для оценки ментальных карт можно предложить следующие критерии оценивания и дискрипторы

Критерии оценивания ментальной карты

«5» - 15 баллов; «4» - 10-14 баллов; «3» - 5-9 баллов


3 балла

2 балла

1 балл

Содержание

. Информация представлена в полном объеме

Информация представлена, но имеются неточности.

Информация представлена частично.

Графическое оформление карты

Многоступенчатая карта с добавлением фотографий и картинок.

Многоступенчатая карта.

Простой «паучок».

Лексико-грамматическое оформление

Карта не содержит ошибок и опечаток.

Карта не содержит грубых грамматических ошибок или опечаток, которые бы отвлекали внимание читателя от содержания.

Карта содержит так много грубых грамматических ошибок и опечаток, что её содержание трудно воспринимается.

Вывод

Карта содержит обоснованный ответ на проблемный вопрос этапа.

Карта содержит частичный ответ на проблемный вопрос этапа.

Вывод отсутствует.

Авторские права

Есть рабочие ссылки.

Есть ссылки. Частично не работают.

Отсутствуют. (0 баллов).



  1. Сферы применения ментальных карт

Каким бы абстрактным ни выглядел майндмэппинг на первый взгляд, он может быть использован для самых разных целей и в различных сферах деятельности человека.

Неважно, кто обращается к этой методике, специалист в какой-либо сфере деятельности, руководитель, менеджер, ученик, преподаватель, журналист, писатель или кто-то другой. Методика ментальных карт может быть полезной каждому. Более того, она вполне применима и в повседневной жизни. Например, с ее помощью можно структурировать информацию о рецептах, цитаты из любимой книги, любую полезную информацию, необходимую вам.

Кроме того, не менее эффективна будет данная методика для самоанализа и развития творческих способностей. Составив такую карту, каждый сможет увидеть все свои недостатки и достоинства, выделить направления, в которых следует далее совершенствоваться и развиваться.

В принципе, ментальные карты применимы в сфере обучения, решения творческих задач, проведения презентаций. Метод поможет для конспектирования книг или лекций, подготовки материала по какой-нибудь теме, составления списков дел, развития интеллектуальных способностей, планирования и разработки различных проектов. Это удобный способ записи информации любого характера, который позволит повысить эффективность в различных областях.

Что дает использование майндмэппинга, например, в учебной сфере? Прежде всего, возможность создания ясных и понятных конспектов лекций. Читать лекции по своим ментальным картам не менее удобно и приятно, чем по линейно записанным длинным предложениям. В результате и отдача от таких лекций (учебников или книг) будет намного выше. Применение метода ментальных карт облегчит также и написание рефератов, курсовых и дипломов, ведь в процессе прочтения необходимой информации вы сможете ее эффективно сохранить и запомнить множество нюансов.

В обучении не менее важен и момент запоминания. При подготовке к экзаменам удобно структурировать информацию, читая конспекты или учебники. В помощь придут ментальные карты. Благодаря им, вы обязательно запомните все, чтобы сдать экзамен великолепно.

Предварительно составление карты позволяет четко увидеть все «за» и «против» при принятии решения, а также способствует возникновению новых идей, помогает решать сложные задачи коллективно, например, при применении «мозгового штурма». В принципе, для генерации новых идей майндмэппинг просто незаменим. Ведь в основе возникновения идеи лежит именно принцип ассоциаций.


5.1 Области применения интеллектуальной карты

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;

  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;

  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

Презентации

  • вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;

  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Мозговой штурм

  • генерация новых идей, творчество;

  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;

  • более взвешенное и продуманное решение.


5.2 Применение ментальной карты учителем

Для начала организации работы с ментальной картой важно провести диагностику сформированности у детей общеучебных навыков и навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

С этой целью предлагается учащимся составить план или конспект по какому- либо параграфу учебника или части параграфа. Затем анализируется работа с точки зрения умения выделять главное, разбивать материал на законченные смысловые части, кратко излагать материал, использовать наглядные образы, условные обозначениями на основе данного анализа планировать дальнейшую работу с учащимися.

Можно условно выделить три группы:

1 уровень (низкий): Учащиеся могут более или менее удовлетворительно выявлять логические связи к предложенному учителем тексту, выделять структурные единицы, но они еще не в состоянии самостоятельно составить ментальную карту.

2 уровень: Учащиеся выделяют в тексте основные структурные элементы, логические связи в содержании и с помощью обобщающих планов составляют ментальную карту.

3 уровень: Ученики составляют ментальную карту по любому типу текста осознанно и в основном самостоятельно, умеют разрабатывать обобщающие ментальные карты.

Применение интеллектуальной карты позволяет учителю:

  • выявить интеллектуальный и творческий потенциал учебной группы;

  • выявить умение учащихся анализировать и синтезировать информацию, строить причинно-следственные связи.

  • Построение интеллект-карты начинается в самом начале учебного занятия, исходя из имеющегося у учеников потенциала знаний и опыта.

  • В конце занятия интеллект-карта дополняется (расширяется или углубляется), конкретизируется. Это позволяет оценить результативность учебного занятия.


5.3 Применение ментальной карты учеником:

Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям


Применение ментальной карты позволяет ученику:

  • выявлять слабые места в знании учебного предмета;

  • научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

  • адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена в форме ЕНТ;

  • развивать интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.


В ходе применения ментальных карт у учащихся должны выработаться следующие умения:

Умения

Классы

Составлять МК применяя план ответов (о физическом явлении, физической величине, т.д.)

Составлять рассказ по МК на основе самостоятельной работы с учебным текстом.

Создавать ассоциации. Придумывать картинки к веточкам –связям.

Находить связи по ключевым вопросам: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? почему?

7


7

Выделять в тексте учебника основные структурные элементы содержания, находить или придумывать ключевые слова, выделять связи и составлять МК на основе кратких обобщенных планов.

8

Составлять МК по сложным текстам на основе развернутого плана.

Составлять МК на основе работы с несколькими учебными пособиями, предварительно проведя анализ учебного материала.

9-10


10-11

Составлять обобщающую МК по темам.

Составлять МК на основе работы с дополнительной о и научно- популярной литературой.

9-10

9-11


5.4 Виды заданий с применением ментальных карт

  1. Используя 8 эвристических вопросов выявить и озаглавить логические связи в теме.

  2. ( кто?, что?, зачем?, где?, чем ?,как?, когда?, почему?).
    Составить МК

  3. Используя обобщающий план ответов (о физической величине, явлении, приборе или механизме ,законе , теории и т.д.) составить по данной теме МК;

  4. Составить рассказ по данной теме на основе готовой МК, предварительно поработав с учебным текстом и МК

  5. Составить МК к какому – либо фрагменту темы ;

  6. Составить МК на основе работы с текстом учебника по данной теме;

  7. Составить МК на основе работы с несколькими учебными пособиями, предварительно сопоставив и сравнив изложение материала в каждом источнике. Например по теме «Кристаллические и аморфные тела» (10кл) учебные пособия Г.Я. Мякишев , Б. Б. Буховцев, и В.А. Касьянова (10кл).

  8. Составить итоговую обобщающую МК после изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний;

  9. Составить МК на основе работы с дополнительной и научно- популярной литературой, например «Кристаллы в природе». Последовательность выполнения отдельных видов работ должна быть такой, чтобы каждая работа логически вытекала из предыдущей и готовила почву для последующей.
































Заключение


Использование ментальных карт способствует развитию навыков анализа проблемы, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы. И все это многообразие умений становится достоянием современного ученика.

Применение ментальных карт на уроках физики позволяет:

  • развивать креативность школьников;

  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, образную и т. д.) учащихся;

  • ускорять процесс обучения;

  • формировать организационно- деятельностные умения;

  • формировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности

  • создать мотивацию к овладению и запоминанию информации (быстро, удобно, эффективно).

  • организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

  • конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

  • осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

  • организовывать самостоятельную работу учащихся.

  • организовывать проектную деятельность учащихся.

  • научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

 
















Использованная литература:


  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007,

  2. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.

  3. Василенко Т.В. Что такое Mind Maps и как их рисовать.- М., 2008г.

  4. Копыл В.И. Карты ума. М., 2004г.

  5. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М., 2008г.

  6. Шенк Ф. Б. Ментальные карты.- М., 1986г.

Интернет-ресурсы:

  • www.mama.ru

  • http://www.mindmap.ru/index.htm

  • http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books






























Приложение

Карты памяти, разработанные учениками самостоятельно




Карты памяти, разработанные учениками с помощью программы iMindMap