Применение методов технологии критического мышления на уроках истории
М.Г.Каримова, учитель истории
Средняя общеобразовательная школа-гимназия г. Павлодара
e-mail:karimov71@mail.ru
Аңдатпа
Осы жұмыстың мақсаты тарих және қоғамтану сабақтарында оқушылардың сын тұрғысынан ойлау технологиясының әдiстерiн зерттеу болып табылады. Бұл тақырыптың өзектілігі айдан анық, өйткенi қазақстандық бiлiм қазiр терең қарауды талап етедi. Заманауй білім беру технологияларын зерделей отырып, сын тұрғысынан ойлау технологиясы тарихи материалды меңгеру үшiн неғұрлым тиімді әдіс деп ойлаймын. Тарих және қоғамтанудың бірнеше тақырыптарын мысалға алып, сын тұрғысынан ойлау технологиясының әдістері мен тәсілдерін қолданудың тиімділігін көрсеттім.
Annotation
The most effective for mastering historical materials, to my mind, methods of the technology of critical thinking for studying modern educational technology. I can demonstrate it on some examples in history and social science using methods of the technology of critical thinking.
Образование должно давать
не только знания,
но и умение их использовать
в процессе социальной адаптации.
Н.А.Назарбаев
Обновление содержания школьного образования в Республике Казахстан напрямую связано с предстоящим переходом на 12-летний срок обучения. Новая модель образования требует реализации компетентностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса и достижения результата в виде наличия у выпускника средней школы, наряду с предметными компетенциями, ключевых и базовых компетенций. Введение понятий «компетенция» и «компетентность» позволит решить типичную для школ проблему, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач. Бесспорно, одним из условий формирования компетенций является внедрение современных педагогических технологий.[6]
Базовые технологии, поддерживающие и сопровождающие компетентностно-ориентированное обучение известны. Это:
• Технология проблемного обучения;
• Технология проектного обучения;
• Технология развития критического мышления;
• Технология решения изобретательских задач, информационно-коммуникационные технологии.[2]
Мы с вами являемся свидетелями того, как и на каком уровне обсуждаются состояние и проблемы развития образования, определяются конкретные задачи по важнейшим аспектам совершенствования образования.
В Казахстане проблема развития навыков критического мышления у школьников стоит очень остро и требует принятия неотложных мер для её решения. Проведенные в 90-х гг. ХХ в. эксперименты продемонстрировали, что подавляющее большинство учащихся и студентов педагогических университетов не владеет такими логическими операциями мышления, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение. С того времени никаких серьёзных мер для исправления этой ситуации не предпринималось. Это снижает конкурентоспособность Казахстана в мире, поскольку ХХІ в. стал временем, когда именно умственные способности отдельно взятых людей, а не природные ресурсы, капитал и технологии будут определять решающую грань между успехом и неудачей, между лидерами и ведомыми. Таким образом, вполне естественно, что работники системы образования должны позаботиться о том, как подготовить будущих граждан к принятию взвешенных решений, к жизни в условиях стремительных перемен.[3]
Несмотря на то, что главной целью исторического образования задекларировано развитие исторического мышления, следует признать отсутствие полноценного воплощения поставленной цели в учебный процесс. Очень часто в общеобразовательной школе изучение истории превращается в запоминание дат, битв и исторических документов. Но при этом мы почему-то забываем, что историки не становятся крупными специалистами только потому, что представляют собой ходячие энциклопедии дат, имён, баталий и исторических документов. Практически везде в отличники записывают тех, кто только то и делает, что запоминает даты, имена и т.п. Однако общественный прогресс обеспечивают вовсе не те, кто заучил формулы на всю жизнь или научился отвечать на вопросы в наших учебниках. Их скорее отличает умение ставить перед собой проблемы. И судят о них, в значительной степени, по важности проблем, за которые они берутся.
При каких условиях обучения наши учащиеся станут двигателями общественного прогресса? Мы считаем, что необходимо разработать и внедрить в обучение исследовательские задания, а также создать соответствующие педагогические условия, которые способствовали бы развитию таких качеств личности, как синтетическое мышление (то есть умение видеть связи, которые непосредственно не наблюдаются); умение подвергать сомнению устоявшиеся принципы и идеи; осмысленная рискованность; терпимое отношение к своим и чужим ошибкам; поиск проблем, требующих творческих усилий; умение определять и переопределять проблемы и т.д. Как могут выглядеть эти задания на практике? Во-первых, учащимся можно предложить дать свои пути решения проблем, которые решали когда-то известные исторические личности. При этом свои решения учащиеся должны обосновать. Во-вторых, внедрить проблемно-познавательные задания на проверку обоснованности тех или иных историографических оценок. Таким образом, гипотеза исследования состоит в том, что развитие критического мышления школьников можно обеспечить с помощью внедрения задач и проблемно-познавательных заданий на обобщение и использование понятий, а также на проверку обоснованности историографических оценок.[3]
На мой взгляд, уроки истории требуют критического восприятия учащимися событий и процессов, происходящих событий и процессов, происходящих в мире и в частности Казахстане. История – это та наука, которую учащийся должен «открыть» в себе. « Не знать и не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно». Данное высказывание Н.Г.Чернышевского справедливо и верно, но на уроках истории мы зачастую в школе замечаем низкий интерес к предмету. И одна причина этому – отсутствие понимания. Ребенка можно и нужно заинтересовать. И именно критическое мышление позволяет учащимся раскрыть свои знания, умения, а самое главное применить их в жизни. История – наука, не терпящая сослагательного наклонения. Она строится по принципу: факты-события-процессы. Что произошло, то произошло. Но именно понимание исторического процесса, оценка и анализирование исторических событий позволит учащимся в будущем не допускать серьезных исторических событий. Мы все являемся участниками исторических процессов. И при помощи критического осмысления можем избавиться от многих неправильных ходов. Применяя методы технологии критического мышления, учащийся может самостоятельно добывать знания, применять, анализировать, синтезировать и оценивать историческую ситуацию. Китайский мудрец Конфуций сказал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать- и я пойму». Именно ядро критического мышления заключается в понимании. То, что ребенок поймет, он не забудет никогда.
В своей работе я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критически мыслящий ученик задается вопросами:
· Что я знаю?
· Что я узнал нового?
· Как изменились мои знания?
· Что я буду с этим делать?
Идеальное критическое мышление человека обычно связано:
* с любознательностью,
* хорошей осведомленностью,
* причиной доверия,
* непредубежденностью,
* гибкостью,
* справедливостью в оценке,
* честностью в столкновении с личными предубеждениями,
* благоразумием в суждениях,
* желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
* тщательностью в поиске нужной информации,
* разумностью в выборе критериев,
* постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.[2]
На примере некоторых заданий на уроках истории и обществознания можно просмотреть КАК работает технология критического мышления.
Существует три основные фазы технологии критического мышления:
* Вызов – актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучаемой теме.
* Реализация (осмысление) – помочь активно воспринимать материал, соотнести старые знания с новыми.
*Рефлексия – помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.[4]
Предмет «Человек. Общество. Право». Тема «Права ребенка в РК»
Вызов. «Мозговой штурм». Учащимся предлагаются слайды с изображением детей – маленьких, взрослых, Смеющихся, заплаканных, счастливых, испуганных. Учащиеся должны при помощи картинок выйти на название темы. Ассоциации , касающиеся прав ребенка позволят сформировать первоначальный запас знаний по заданной теме. Учащиеся смогут сконцентрироваться уже на начальной стадии урока.
На стадии вызова можно применить метод критического мышления – «ЗХУ» . Урок «Человек. Общество. Право». Урок «Обязанности граждан РК».
Я знаю | Я хочу узнать | Я узнал на уроке |
Работать Уважать президента Беречь памятники Охранять Родину | Что является священным долгом гражданина РК | Перечисляются все обязанности гражданина |
В ходе заполнения данных граф, ученик использует не только материал учебника, но и дополнительные источники информации. Учащийся сможет исправить неточную информацию в первой графе, сможет ответить на свой вопрос во второй графе, а также на протяжении урока получить нужную информацию.
Возможен по данной теме несколько иной подход на основе критического мышления:
Отметьте те из обязанностей, которые вы считаете закрепленными
в Конституции РК:
1.Соблюдать законы.
2. Платить налоги.
3. Состоять в рядах политических партий.
4. Быть членом профсоюза.
5. Работать на предприятии.
6. Защищать Отечество.
7. Сохранять природу и окружающую среду.
8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
9. Учиться, получать образование.
10. Уважать государственные символы РК.
Учащиеся должны в начале урока отметить те, которые они считают действительно обязанностями, а в завершении урока учащиеся самостоятельно исправляют ошибки.
На этапе осмысления можно предложить метод «толстый и тонкий вопрос».
Учащиеся в ходе урока отвечают на вопросы, которые требуют четких ответов на вопросы – назовите, вспомните, опишите и обстоятельных – проанализируйте, классифицируйте, сформулируйте, выведите закономерность.
Урок «Национально-освободительная борьба казахского народа в 18-19 веках». 8 класс. «История Казахстана».
«толстые» вопросы | «тонкие» вопросы |
Дайте три объяснения, почему национально-освободительные восстания в 18-19 веках потерпели поражения | Кто являлся лидерами национально-освободительной борьбы в Казахстане? |
Предположите, что было бы, если восстание Кенессары Касымова закончилось победой. | Мог ли хан Кенессары добиться победы? |
В чем различие целей восстания С.Датулы и К. Касымова ? | Согласны ли вы, что стихийность выступлений стала главной причиной поражения. |
Выделите главную причину национально-освободительной борьбы казахского народа | Где происходило большинство восстаний в Казахстане |
Изучая тему «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» учащиеся отвечают на вопросы.
1. Опишите основные военные события,в которых участвовали казахстанцы.
2. Назовите воинов-казахстанцев Героев Советского Союза.


3. Сконструируйте модель «Роль Казахстана в годы ВОв». При помощи схемы:
Арсенал фронта тыл фронта
Сырьевая база
Следующий метод – «Прогнозирование при помощи открытых вопросов».
Тема «Международное положение после Первой Мировой войны».9 класс. Всемирная история.
Задания можно распределить при помощи таксономии учебных задач:
1. Простые. «Опишите дальнейшие события в мире после войны».
2. Уточняющие. «То есть вы считаете, что передел мира можно было осуществить менее «болезненным » способом для проигравших стран?».
2. Объясняющие « Почему вы считаете, что решения Версальско-Вашингтонской системы явились своеобразным «мостом» к началу Второй Мировой войны».
3.Творческие. «Если бы не убили крон-принца Франца Фердинанда в Сараево мир бы имел другой поворот в истории».
4. Оценочные. «Оцените важность решений Версальско-Вашингтонской системы. В чем выражены территориальные изменения в мире по сравнению с 1914 годом?».
5. Практические. «Какие бы вы приняли решения, если бы были участником мирных конференций».
Этап рефлексия.
Метод «Синквейн». Тема «Общественно-политическая жизнь Казахстана в 20-30-е годы». 9 класс.
Репрессии
Несправедливые, бесчеловечные
Унижать, убивать, подавлять
Время, которое не должно повториться
ГУЛАГ
Если работа проводится в группах, то на этапе рефлексии можно применить метод «Аллея славы». Необходимо выбрать волонтера с каждой группы, который в течении одной минуты должен впечатлить своих одноклассников своими знаниями.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).[5] Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение методов развития критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мыслительной и познавательной деятельности. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» четко выделено одно из главных направлений - качественный рост человеческого капитала, прежде всего образования через внедрение в процесс современных методик и технологии на основе международных стандартов.[1] И именно применение методов технологии критического мышления позволит нашим учащимся не только получать знания, но самое главное применять их в своей жизни.
Используемая литература.
1. Методическое пособие по разъяснению основных положений послания Президента РК-лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Астана 2012.
2.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб:Альянс-Дельта, 2003.
3. Садвокасова З.М. Инновационные подходы в образовании. – Алматы,2012.
4. Джинни Л. Стил,Куртис С. Мередит, Чарльз Тэмпл . «Развитие критического мышления через чтение и письмо» пособие1. 1997г. Национальный фонд Д.Сороса.
5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика; Учебно-методическое пособие. – М.:Мирос,2002.
6. Рыжкова Л.В. Компетентностный подход в образовательном процессе как основа повышения качества образования. Материалы к Августовской конференции педагогов павлодарской области. ИПК города Павлодара.2012 г.
Регистрационная карточка участника
Ф. И. О. автора | Каримова Марина Геннадьевна |
Номер и название секции | |
Учебное заведение | СОШГ№9 |
Ученая степень и ученое звание | |
Место работы, должность | СОШГ№9, учитель истории |
Ученая степень, ученое звание | |
E–mail | [email protected] |
Контактный телефон, включая код города | 87182345246 |
Название статьи | Применение методов технологии критического мышления на уроках истории |
Количество страниц | 6 |
Количество представленных статей | 1 |
Форма оплаты | Безналичный расчет |
Сумма оплаты | 1700 |
Заявляю печатный сборник материалов | [ + ] да [ ] нет |
Дата заполнения регистрационной формы | 31.10.12 |
Дата поступления в Оргкомитет ___________ (заполняется Оргкомитетом)
АДРЕС ОРГКОМИТЕТА
140003 г. Павлодар, ул. М. Горького 102/4 Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ) (корпус №3, каб. 110 кафедра Биологии)
Модератор – Ермакова О.А.
Координаторы – Шевчук А.Н., Карашашева Д.Б.
Контактные телефоны:
приемная ИнЕУ: (8 7182) 340464 ;
автоответчик ИнЕУ 571767 (вн 145 – кафедра «Биология»)
(8 7182) 3103827 – кафедра Биологии
Факс: (8 7182) 340273
E-mail: kaf_bio@ineu.edu.kz