Применение проблемно-развивающего обучения в преподавании профессионального модуля в многопрофильном колледже
Трофимов Иван Александрович
преподаватель
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
[email protected]
Формирование творческих способностей будущих специалистов среднего звена – одна из важнейших задач образования. На современном этапе развития нашего общества, как никогда, возросла потребность в творческих личностях, мыслящих нестандартно. Потребность в творческой активности специалистов, умеющих конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Умение и навыки решения этих проблем особенно важны в профессиональном образовании и во многом зависят от содержания и технологий обучения будущих специалистов. И применение проблемного обучения рассчитано на формирование творчески мыслящих специалистов. А мышление начинается тогда, когда возникает проблемная ситуация. Поэтому наиболее перспективным в процессе обучения следует считать проблемное обучение.
В данной работе говорится о применении проблемного обучения на занятиях по ПМ 01. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.
Проблемно-развивающее обучение как процесс предполагает:
Создание проблемного вопроса, ситуации, задачи.
Решение поставленной проблемы.
В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит преподавателю. Он должен заинтересовать, увлечь студентов работой.
При решении задачи наиболее активной становится деятельность студентов, а преподаватель направляет, корректирует их мыслительные усилия.
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм. Проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Проблемной называется такая ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях. Возникающая познавательная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека. Процесс усвоения новых знаний осуществляется в системе проблемного обучение как субъективное открытие, где главными являются два условия:
* возникновение у каждого студента познавательной потребности в усваиваемом учебном материале;
* субъективное открытие новых обобщенных знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач.
Проблемное обучение получило свое название по одному из центральных звеньев обучения - мотивационному, творческому. Это звено не является единственным. Поэтому система проблемное обучение в целом включает информационные и тренировочные этапы обучения. Они предполагают усвоение известных знаний, не требующих в процессе усвоения обязательной творческой активности личности. К таким знаниям относятся системы сведений о фактах науки, определения, обозначения, способы вычислений и др.
Тренировочные этапы составляют необходимое звено формирования в обучении простых и сложных профессиональных навыков. Процесс обучения в этих случаях осуществляется по законам тренировки, включающим повторение производимого действия и контроль за успешностью его выполнения.
Общий объем проблемно усваиваемого материала зависит от типа учебного предмета и уровня развития студентов.
По степени проблемности различают три основных уровня проблемного обучения: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение.
Проблемное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно со студентами; творческое обучение, предполагающее активное участие студентов в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта проблемная форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.
Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения. Источниками таких проблемных заданий, вызывающих проблемные ситуации в обучении, являются история науки и промышленности, экстремальные ситуации профессиональной деятельности, альтернативные методы решения профессиональных задач.
Общим условием успешности реализации проблемное обучение является высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке проблем такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям уч-ся и организации активной познавательной работы каждого.
Показателем эффективности проблемное обучение служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности проблемное обучение является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.
Система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся.
И наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных. Общая проблемная ситуация должна распадаться на ряд подпроблем, связанных и вытекающих одна из другой.
Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:
1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у студента и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).
2. Проблемные ситуации возникают при необходимости немалообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.
3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.
4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.
5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.
С целью формирования умений и навыков студентов помимо комбинированного, лекционного урока проводятся практические занятия с элементами проблемного обучения. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие практического занятия с элементами проблемного обучения от соответствующего типа урока - в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности.
Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие - это такая форма организации обучения, в которой представляется возможность учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности. На этих занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы, макеты, оборудование, инструменты, проводят различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации обучения направлена на то, чтобы вооружить студентов практическими умениями и навыками. При такой форме организации обучения целесообразны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.
Адаптация студентов к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая функция проблемных форм обучения состоит в выработке у обучающихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в студентах психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность студентов, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной деятельности. Студенты познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности студентов, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных проблемных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
При проведении занятий я применяю такие методы проблемного обучения как проблемное изложение знаний, изложение с проблемным началом, создание искусственной проблемной беседы, что бы подвести студентов к нужной теме урока.
Проблемное изложение – это активизирующее изложение, когда преподаватель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит проблемные вопросы и указывает пути решения учебных проблем.
Такой метод применяю в тех группах, где большинство студентов слабых. При этом самостоятельность студентов невелика, т.е. студенты лишь следят за поиском, который веду: я не просто сообщаю им факты и делаю выводы, а рассуждаю, показываю, создаю атмосферу поиска, побуждаю студентов к самостоятельной познавательной деятельности. На последующих занятиях проблемное изложение можно перевести в поисковую, эвристическую беседу, когда студенты являются не только слушателями, а стремятся отвечать на вопросы преподавателя. Например, при изучении темы «Тормозная система» при изучении вопроса «Общие сведения по тормозной системе» для повышения познавательной активности студентов применяю метод эвристической беседы, вовлекая студентов в интересный разговор: сначала прошу студентов рассказать из каких этапов складывается процесс торможения? Выясняется в ходе беседы, что остановочный путь складывается из времени реакции, психологического состояния водителя, времени срабатывания тормозного привода, скорости движение и других составляющих. Отсюда делаем вывод, что остановочный путь складывается из нескольких процессов, и чем они меньше, по времени, тем безопаснее движение транспортного средства.
Эвристическую беседу начинаю с вопроса: «Почему специалист техник- механик должен знать устройство и принцип действия тормозной системы?» Студенты отвечают, что тормозная система влияет на безопасность движения и много аварий случается из-за неисправностей тормозной системы. В конце беседы я подвожу итог, а студенты записывают типы тормозных систем, и тормозную динамику достоинства.
При таком методе изучения материала у студентов повышается не только познавательная активность, но и развиваются аналитическое, логическое мышление, да и знания оказываются более прочными. Сами же студенты получают огромное удовлетворение и потребность в дальнейшем совершенствовании знаний и самоутверждении.
Метод проблемно-развивающего обучения – изложение с проблемным началом. В этом случае создается проблемную ситуацию, затем ставятся проблемные вопросы (проблемы), формулируются логически взаимосвязанные вопросы и студенты под руководством преподавателя ищут ответы на вопросы, делают выводы.
Например, при изучении темы «Газораспределительный механизм» в разделе «Двигатель» постановке главной проблемы и проблемных вопросов предшествует демонстрация плаката, макета двигателя и возвращение к прошедшему практическому занятию по теме «Разборка и сборка кривошипно шатунного механизма»,когда во время запуска двигателя наблюдался металлический стук в верхней части двигателя. Затем ставится главная проблема: Какие детали могут давать, такой стук и с чем он связан? Студенты начинают размышлять и выдвигать свои варианты.. Отсюда формулируются проблемы (проблемные вопросы)
1-я проблема:
Что расположено в верхней части двигателя?
2-я проблема:
Взаимодействие деталей газораспределительного механизма
3-я проблема:
Какие детали могут давать металлический стук?
Затем студенты по пере обсуждения данной ситуации и при помощи преподавателя узнают устройство, назначение деталей газораспределительного механизма и его принцип работы, а так же что стук возникает из-за большого теплового зазора между стержнем клапана и бойком коромысла.
Так же на занятиях при изучении нового материала применяется поисковая беседа, когда вопрос раскрывается в процессе частично-поисковой деятельности студентов (студенты выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с моими объяснениями.
Например, при изучении второго вопроса «Особенности системы питания дизеля» темы «Способы смесеобразования и типы камер сгорания», студенты, основываясь на знаниях полученных на предыдущем уроке на искусственно созданную проблемную ситуацию по разновидностям камер сгорания они сравнивают поршни дизеля и бензинового двигателя.
Остановимся на некоторых структурных элементах урока с применением проблемного обучения.
При проведении организационного момента психологически настраиваю студентов, чтобы эмоциональное состояние группы было таким, в котором бы отражались личные и деловые взаимоотношения студентов; формирую у студентов установку на успешное выполнение учебного задания, что вместе они преодолеют трудности, которые могут встретиться в ходе работы, и я им помогу в этом.
Проблемное обучение может осуществляться на всех видах занятий: при проведении практических занятий, лабораторных работ, обобщающих уроков, уроков-семинаров и т.п.
Но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на практических уроках, которые можно начать с таких слов «Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили еще одну важную сторону этой темы или чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо провести сначала актуализацию прежних знаний.
Такое начало урока мобилизует внимание студентов. Проблемные уроки предполагают быстрое включение студентов в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока.
В конце занятия спрашиваю у студентов решили мы проблемную ситуацию сформулированную в начале урок и всегда они отвечают положительно.
Таким образом, особенности условий, вызывающих интеллектуальные затруднения, заключаются в том, что человек (студент) не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания. Чтобы выполнить его, он должен найти новый способ выполнения задания. Такие ситуации, вызывающие необходимость процессов мышления, называются в психологии проблемными ситуациями, а соответствующие задания - проблемными заданиями. Переход от любого известного способа к новому неизвестному способу выполнения действия предполагает выполнение студентом проблемного задания, открытие нового способа. Так, простой переход, от сложения и вычитания к умножению и делению предполагает выполнение студентом проблемных заданий, приводящих к творческому усвоению нового способа действия.
Для студента усвоение неизвестных для него устройств, технических механизмов является открытием, которое он совершает в процессе обучения в условиях проблемных ситуаций, специально организованных для обучения, и представленных в данной разработке.
5