«Применение рисуночных методик в работе со взрослыми участниками образовательного процесса: педагогами и родителями»
Одной из версий психологического теста "Рисунок человека" является методика "Человек под дождем".
Описание ее довольно просто.
Испытуемого просят нарисовать соответствующую картинку, где дождь ассоциируется со стрессом, а нарисованный человек - с образом самого автора.
В зависимости от того, какие действия выполняет этот человечек и что окружает его, можно сказать, какие модели поведения и эмоции проживает человек в некомфортной для него ситуации. Пытается ли он ее преодолеть или, наоборот, пасует, пытается всячески обойти, убежать.
Методика "Человек под дождем" применима к людям любого возраста, но наибольшей популярности и результативности она достигла в исследованиях школьной адаптации.
Проективная методика "Человек под дождем" - самая точная и выверенная система оценки характера и волевых качеств ребенка (человека). Авторами этого рисуночного метода являются Е. С. Романова и Т. И. Сытько.
Проективная методика была предложена Марии, 40 лет. Было объяснено задание, выбраны инструменты для рисования, простой карандаш, ластик, пастель.
Маша жаловалась на усталость и некоторое "напряжение" в ее жизни. Хочу в отпуск, "от всех". У Маши есть муж, двое детей и мама, о которой надо заботиться.
"Муж не может быть мне "полной" опорой. Он хороший, любящий, по-своему, мне с ним хорошо и интересно, но часто, в нашей жизни возникают проблемы, которые мы совместно не можем решить сразу, все это требует некоторого времени, затраты сил, как мне, кажется, в основном моих, я должна придумать как выйти из ситуации, или предложить решение и обсудить с мужем, он подсказывает, но сам не проявляет активности". Мне, кажется, везде Я. Как воспитывать детей, на какие секции их водить, чему учить, чем развивать все я. На работе тоже, я должна придумывать ходы и выходы, готовиться, придумывать, чтобы всем было интересно, удобно. Я боюсь попасть впросак. Наверно, я хочу быть лучше, чем я есть. Или не принимаю себя такой какая я есть. И мужа не принимаю, хочу переделать. Он тоже устает и "убегает" к своим друзьям. Я не против, что делать, ему тоже нужен отдых, и самовыражение. Я не довольна своим образом и уровнем жизни, но и не готова к решительному шагу все изменить, скорее приспосабливаюсь. Кажется, что впереди есть выход, просто еще не время. Еще что-то не знаю, не понимаю, еще надо потренироваться, подготовиться к "прыжку", но я и "прыгаю", только толчки обычно из-вне, или работа меня толкает, или обстоятельства жизни.
Мне нужен отдых, но я себе не могу его позволить "просто так", поэтому часто "вызываю" обстоятельства и они меня защищают. ДОЖДЬ - это здорово, за ним можно спрятаться, можно одеть дождевик, можно не думать, что на тебе одето и как ты выглядишь, можно ходить в сапогах. Можно расслабиться. Я знаю ДОЖДЬ пройдет и я знаю КОГДА, когда я буду готова вернуться к СВЕТУ, радости, общению со многими людьми в разных направлениях. Под ДОЖДЕМ можно гулять с детьми по лужам, и просто с ними играть, акцентировать внимание только на моих детях. И "послать" всех "чужих" далеко на время. ДОЖДЬ мне не мешает, он меня защищает от "других" (проблем, нужд, служения кому-то). Я, конечно, эгоцентрична и "зациклена" на себе. Я сама себе говорю: "Надо быть проще".

Рисунок Маши себя. Только лицо.

Лицо, рисунок Маши себя под дождем.

Маше не хватило листа А4 для ног в одном и другом случае, поэтому мы подклеили листки.
Видно, что фигура женщины-девушки в желтом платье с красными туфельками более напряженная, как будто, человек старается произвести впечатление и напрягается. Опора, на которой стоят ножки красная, с жесткой штриховкой. Маша "держит" спину, такое впечатление, что она актриса, которая все время себя показывает. Что возможно указывает на демонстративность и экстравертность. Поза такая как будто ей сказали встань как надо и еще добавили "не дыши". Постановочная картинка. Видимо для Маши важно произвести "хорошее" впечатление. "Хорошее" из того общества в котором она находится.
"Под дождем" плечи более опущены вниз, как будто, человек расслабился, убрал руки (спрятал) - возможно спрятался от контактов, закрылся плащем, одел сапоги. Но сапоги "щегольские", эстетичные с радужным желтым цветом. И на плаще есть полоски желтого, желтый цвет и обрамляет голову, капюшон. Капли длинные, темные, они огибают девушку-женщину, не касаясь ее. Скорее ее фигура "подстраивается" под стихию.
Если учесть, что Маше 40 лет, то на рисунке она моложе, хочется назвать ее девушкой. Маша, на самом деле, выглядит молодо, для нее это важно. Возможно это говорит о некоторой инфантильности.
Подклеенный лист именно затрагивает ноги, и в одном рисунке и в другом где-то на одном расстоянии. Выход за границы листа говорит скорее об импульсивности, возможно и о страхах. Маша сама говорила о страхе несоответствия ожиданиям других.
Маше не хватает опоры и поддержки. Она ищет ее в социуме и не находит. Возможно стоит погрузиться в себя и найти ходы и выходы в себе.
Неудовлетворенность организацией работы, в том, что Маша не чувствует "свободы творчества", ей приходится подчиняться чужим правилам и напрягаться. Она устает от этого.
И, все таки, она привыкла к творческому подходу к жизни, ведь она сама вызывает ДОЖДЬ, чтобы отдохнуть, и сама выходит из этого состояния, когда готова. Муж, возможно, в это время общается со своими друзьями, она "отпускает" его. Забота остается только о детях, но они ей не только не мешают, а являются союзниками в близком общении без "чужих" под ДОЖДЕМ.
Глаза девушки широко открыты, что говорит о ее любознательности и открытости всему новому. Это стало известно и из беседы с Машей. Они привлекательны, что говорит о человек нравящемся людям. Возможно это является "оружием" Маши, притягательность.
Маша извинялась за свои способности к рисованию, и стирала, но все равно рисовала, и осталась довольна своей работой. Она стремилась контролировать свою тревогу и свое поведение.
Лицо в первом и втором рисунке "открыто", хорошо прорисованы глаза, брови, нос и губы, возможно это говорит об эмоциональной открытости, о "чувствах наружу", что и похоже на Машу, она "легко" рассказала о себе.
Цвета в первом - социальном рисунке: Желтые, красные, зеленоватый фон.
В рисунке под ДОЖДЕМ - синие и желтые.
По цветовой палитре и эстетике рисунка можно сказать, что Маша обладает привлекательной внешностью (рисунки просто скопированы с нее), женственностью, желтый цвет, как будто, активизирует Машу к деятельности, она не "боится" одеть желтое платье, хочет быть яркой и показать себя. Желтый цвет не кричащий, адаптивный, как будто, девушка не хочет никого эпатировать, она хочет привлекать. Красные туфельки с каблуком тоже говорят за демонстративность, желание блистать в обществе. По словам Маши, красный в умеренных количествах подзаряжает ее энергией. "Меня заметят, и нужно будет соответствовать, уже никуда не спрячешься, и это хорошо". В Маше есть лидерские качества: "Мне, кажется, везде Я". Она берет на себя ответственность за семью и работу.
Синий цвет Машу расслабляет, погружает "в себя". Возможно синий помогает "снять" Маши ее эмоциональность.
Она как будто, не готова к "самопожертвованию" для всех, но для своих детей она всегда готова к общению, в любом состоянии и даже под ДОЖДЕМ.
2