ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ж. Ж. Атамурадов БухГУ
С чего должен начать учитель при подготовке к занятиям с применением ИКТ:
Начинать следует с составления поурочно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование компьютерных средств оптимально распределяется по всем разделам программы. При этом учитываются:
-содержание изучаемого материала;
-основная используемая педагогическая технология;
-классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и др.).
-просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта;
-составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре.
Использование предполагает наличие у учителя элементарных пользовательских умений и навыков изучения программных возможностей и практическое освоение для учебно-воспитательного процесса.
Для составления плана конкретного урока с применением ИКТ надо руководствоваться тематическим планированием, определять цель урока.
Определяется целесообразность применения средств ИКТ в сравнении с традиционными методами. Затем составляется план-конспект урока. Со временем информация накапливается, и время для подготовки к уроку сокращается. Следует использовать и метод обмена информацией, наработок среди учителей других школ.
Чему же можно научить с помощью ИКТ?
В основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. /Презентации: «Совершенствование подачи, приема и передачи мяча», «Техника игры в волейбол».
При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, с помощью ИКТ учащийся получает объяснение и представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным. / « Виды бросков в баскетболе», «Ведение мяча» - видео.
На стадии закрепления знаний это позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
На этапе повторения учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
Результатами использования ИКТ на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол, выполнению элементов в гимнастике;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);
Мыслительная деятельность при этом способствует более быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее.
В чём же заключается эффективность применения ИКТ на уроке?
Так электронная презентация может содержать большой теоретический материал, / «Олимпийские игры, история и география»/ который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока, может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Презентация на такую тему: «Самоконтроль на занятиях физической культуры», где представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом. Учащиеся приобретают знания для самостоятельного контроля и определения своей физической подготовленности.