СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«применение современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий как фактор повышения эффективности обучения спецдисциплинам»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.А. Назарбаев в Посланиях Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» говорил: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством. Но как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли им правильно распорядиться и так и не вышли из разряда бедных. Наиболее динамично развивающимися странами Восточной Азии стали те, которые не располагали природными ресурсами. Всё это лишний раз подчёркивает, что ведущий фактор – это сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости».

Просмотр содержимого документа
««применение современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий как фактор повышения эффективности обучения спецдисциплинам»»


«Применение современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий как фактор повышения эффективности обучения спецдисциплинам».


Дергалиева А.И. преподаватель специальных дисциплин

Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий


Говорят, мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное.

Если новая экономика нуждается в специалистах нового типа, то учебные заведения обязаны подготовить высококвалифицированных специалистов.

Н.А. Назарбаев в Посланиях Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» говорил: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством. Но как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли им правильно распорядиться и так и не вышли из разряда бедных. Наиболее динамично развивающимися странами Восточной Азии стали те, которые не располагали природными ресурсами. Всё это лишний раз подчёркивает, что ведущий фактор – это сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости».

В обучении и становлении молодого специалиста центральной фигурой является преподаватель. Именно от его знаний и педагогического мастерства зависит, насколько глубоко усвоит предмет будущий специалист.

Рыночные отношения, внедряемые в экономику страны, меняют подходы к образованию в целом и к методике подготовки молодых специалистов, конкурентоспособных, сочетающих профессиональную компетенцию с высокой культурой, думающих, умеющих самореализовываться.

Подготовка таких специалистов невозможна без современных педагогических технологий. Любое учебное заведение, претендующее на выпуск конкурентоспособных, грамотных, компетентных в своей области специалистов в первую очередь должно использовать новейшую информационную технологию. Сегодня компьютер не роскошь, а жизненная необходимость для добывания нужной профессиональной и справочной информации. Владение современными информационными коммуникационными технологиями становится в современном мире для каждого человека в один ряд с такими качествами, как например, умение читать и писать. Учебные заведения должны готовить высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Поэтому одной из основных задач является развитие в учащихся самостоятельности и творческого мышления. Преподаватели должны больше внимания уделять методам организации самостоятельной работы учащихся. Задания для самостоятельной работы должны быть разнообразными по своему характеру, содержанию, целям. Видов самостоятельной работы очень много. При составлении заданий для самостоятельной работы необходимо последовательно усложнять материал по содержанию, способам выполнения задания. В этом случае учащиеся научатся анализировать, обобщать, работать с учебной и научной литературой. Самостоятельные работы учащиеся выполняют и в виде рефератов, докладов. При защите рефератов необходимо оценивать такие критерии, как:

1 – понимание темы реферата, его практические цели;

2 – системность и целостность знаний по теме;

3 – уровень освоения понятий, терминов;

4 – уровень анализа, обобщений, выводов, уровень логического мышления;

5 – ориентация в различных источниках информаций;

6 – владение речью;

7 – владение приёмами работы с компьютером;

8 – оформление реферата, самостоятельность в работе, полнота раскрытия темы, грамотность изложения;

9 –умение устанавливать контакт со слушателями, включаться в диалог.

После выступления учащегося с рефератом можно провести обсуждение темы, где они сами отметят положительные стороны реферата, дополнят ответ, укажут ошибки, если они есть, проанализируют план и построение реферата. В целях активизации познавательной деятельности учащихся и совершенствования лабораторных или практических занятий можно использовать элементы бригадного подряда. В случае если один из членов бригады не ответил на вопрос или не выполнил задание, то не оценивается вся бригада, что воспитывает у учащихся чувство коллективизма, ответственности за своих товарищей. В ходе самостоятельной работы провожу дискуссии, они учат учащихся логически мыслить, приводить аргументы, доказывать.

Одним из способов повышения качества знаний в рамках развивающего обучения являются интерактивные виды контроля. Контроль знаний – это выявление соответствия объёма знаний учащихся требованиям стандарта и учебной программы, а также определение уровня владения умениями и навыками. К функциям контроля относятся: коммуникативные функции, функции общения, развивающие и воспитательные функции, организаторские функции и обратная связь. Контроль знаний бывает предварительным, текущим, проверочным и итоговым, который осуществляется различными способами: устными, письменными, творческими, компьютерными и комбинированными. При устном методе контроля учащиеся учатся излагать материал в системе, делать выводы, логически мыслить. Письменный контроль включает в себя контрольные работы, технологические диктанты, контроль домашних, письменных работ. Во время контрольных работ использую тесты, вопросы, расчётные технологические задачи, технологические схемы, кроссворды и другие.

Так, например, при изучении технологической схемы установки каталитического крекинга можно спрятать часть аппаратов, оборудования, или деталей на интерактивной доске.

Затем учащиеся самостоятельно определяют какого аппарата или оборудования не хватает, и при открытии правильной технологической схемы или рисунка, учащиеся видят насколько правильно они ответили, произвести самооценку.

Такие способы контроля знаний специальных дисциплин способствуют организации чёткой и эффективной работы учащихся, вызывают у них интерес и потребности в общении в ходе проверки и обсуждения различных заданий. В целом это позволяет достичь хорошего уровня усвоения материала.

При обучении специальным дисциплинам я использую проблемное изложение материала, частично поисковые методы для того, чтобы обучение было развивающим.

Обязательной ступенью в подготовке будущего специалиста является курсовое проектирование. Учащийся готовится к дипломному проектированию и к самостоятельной практической деятельности, где он должен использовать теоретические знания, полученные в стенах учебного заведения, умения и навыки.

В процессе выполнения курсового проектирования стараюсь учитывать степень подготовленности каждого учащегося, их индивидуальные особенности. Выполнение курсового проекта – процесс длительный и трудоёмкий, поэтому работа организуется поэтапно, составляется график выполнения работы по разделам. Здесь учащиеся уже знают свои конкретные цели. При работе над отдельными разделами учащиеся проявляют активное мышление, творчески подходят к выбору оборудования, дают правильную характеристику сырья и продуктов, ссылаются на ГОСТы. То есть они проявляют умение работать со справочной и научной литературой, применяют достижения науки, компьютерной техники и технологий.

В ходе проектирования учащиеся предлагают наиболее оптимальные условия работы аппарата, мероприятия безопасной эксплуатации аппарата, блока реакторного или установки в целом, указывают достоинства выбранного аппарата. В процессе самостоятельной работы над проектом у учащихся повышается интерес к предмету, прививаются навыки анализа, сравнения. Учащийся глубже понимает материал, повышается качество и эффективность занятий.

Применение различных педагогических и информационно – коммуникационных технологий позволяет добиться хорошего качества успеваемости учащихся, повысить качество профессионального обучения, выпустить квалифицированного специалиста.