Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Применение ТАКСОНОМИи Б. БЛУМА в работе с текстом
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Степанова Наталья Николаевна
учитель английского языка
Бирюсинск 2016
В современном образовательном процессе всё большую актуальность приобретают вопросы воспитания мотивированной, инициативной личности обучающегося, ориентированного на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В связи с этим требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития у учащихся навыков мышления.
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума (Bloom’s Taxonomy, 1956), представляющая шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого.
ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (Педагогический словарь, с.145)
В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:
когнитивная: умственные навыки (Mental skills);
аффективная: область чувств и эмоций (Attitude);
психомоторика: физические умения и навыки (Skills).
Когнитивная область включает в себя мыслительные умения разных уровней сложности: от самого простого (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка).
Мыслительные умения.
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, которые являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез и Оценка.
Вопрос, стоящий перед педагогами – каким образом возможна реализация теории Б.Блума в практике преподавания отдельных дисциплин? Как, например, применить эти идеи в процессе преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе?
На первом, самом низком уровне - уровне знаний, деятельность ученика сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
Второй уровень, уровень понимания , заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
Третий уровень, применение полученных знаний , требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.
Уровень анализа информации формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.
Уровень синтеза, наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.
Уровень оценки полученных знаний призван формировать навыки мышления, которые помогают ученику делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.
Основным ее преимуществом является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной для практиков форме. Те преподаватели, которые пользуются руководствами по составлению вопросов, относящихся к различным уровням Таксономии Блума, безусловно, лучше справляются с задачей по формированию мыслительных навыков у своих учащихся, чем те, которые этого не делают.
Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют:
правильно ставить цели в обучении;
правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся;
подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям;
правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.
Работа с текстом
Places of interest of London
There are a lot of places of interest in London. Among them there are: Westminster Abbey, the Houses of Parliament, Buckingham Palace, St Paul’s Cathedral, London Bridge and the Tower of London.
London stands on the river Thames. Crossing the river by the Tower Bridge you can see the Tower of London. It is one of the oldest buildings of the city. Many centuries ago it was a fortress, a royal palace and then a prison. Now it is a museum of arms.
On the bank of the Thames, not far from the Tower of London, you can see Westminster Palace, or the Houses of Parliament. It is the seat of the British government and it is one of the most beautiful buildings in London. In one of its towers there is famous Big Ben, the largest clock of England. It strikes every quarter of an hour.
Buckingham Palace is the Queen’s official London residence. Tourists always go to see the ceremony of changing the Guard there.
London has many fine squares. Some of them are quiet; others are busy like Trafalgar Square. It is the central square of the city. To the right of the square there is the National Gallery which has a fine collection of European paintings. St Paul’s Cathedral is the biggest English church. Another famous church is Westminster Abbey where kings, queens and many famous people are buried.
London is also famous for its beautiful parks. Hyde Park is the most democratic park in the world, as anyone can say anything he likes there. Regent’s Park is the home of London Zoo.
Достопримечательности Лондона.
В Лондоне много достопримечательностей. Среди них Вестминстерское Аббатство, Дом Парламента, Букингемский дворец, собор Святого Павла, Лондонский мост, Лондонский Тауэр.
Лондон стоит на реке Темза. Переходя реку по Тауэрскому мосту можно увидеть Тауэр. Это одно из старейших зданий города. Много веков назад это была крепость, королевский дворец, а затем тюрьма. Теперь это музей оружия.
На берегу Темзы, недалеко от Лондонского Тауэра, вы можете увидеть Вестминстерский дворец или Дом Парламента. Он является резиденцией правительства Великобритании и является одним из самых красивых зданий в Лондоне. В одной из башен есть известный Биг Бэн, крупнейшие часы Англии. Они бьют каждую четверть часа.
Букингемский дворец является официальной лондонской резиденцией королевы. Туристы всегда идут туда, чтобы увидеть церемонию смены гвардии.
В Лондоне есть много площадей. Многие из них тихие, а другие оживлённые, такие как Трафальгарская площадь. Это центральная площадь города. Справа от площади находится Национальная Галерея, в которой собрана богатая коллекция европейской живописи.
Собор святого Павла – крупнейшая английская церковь. Другой известный собор – Вестминстерское Аббатство, где похоронены короли, королевы и многие известные люди. Лондон также знаменит своими красивыми парками. Гайд-парк является самым демократичным парком в мире, поскольку каждый может говорить здесь всё, что он хочет. Лондонский зоопарк находится в Риджентс Парке.
(Учитель показывает изображения нескольких достопримечательностей Лондона).
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-Прочитайте текст, составьте список достопримечательностей, упомянутых в тексте. Как вы считаете, отражает ли заголовок идею текста? (уровень знаний)
-Найдите самые известные, на ваш взгляд, достопримечательности, подберите к ним синонимы из текста. Слышали ли вы ещё что-нибудь о них? Можете ли указать их месторасположение согласно тексту? (уровень понимания)
(Учитель раздаёт отдельные короткие тексты с описанием каждой достопримечательности, разделив при этом класс на группы)
-Прочитайте тексты, подумайте и сопоставьте их с иллюстрациями интересных мест (уровень использования)
-Выберите наиболее важную информацию о понравившемся месте и сделайте спайдер- грамму (уровень анализа)
-Используя спайдер-грамму и опорные фразы, создайте рекламу для туристов ( уровень синтеза)
-А теперь обменяйтесь своими рекламами, изучите её и аргументируйте, что вам понравилось, а что не понравилось? Хотели бы вы посетить ту или иную достопримечательность? Обоснуйте свой ответ, используя опорные фразы и текстовый материал ( уровень оценки).