Урок по теме «Применение встроенных функций
в табличном процессоре», 9 класс
Учитель информатики и ИКТ Русакова И.А., МБОУ «СОШ № 69»
Раздел программы: «Обработка числовой информации на компьютере».
Тема урока: «Применение встроенных функций в табличном процессоре».
Тип урока: урок – закрепление изученного
Вид урока: комбинированный
Технология: проблемно-исследовательская
Время проведения: 6-й урок по теме.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением.
Цель урока:
Формирование умений и навыков работы в среде табличного процессора.
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления.
Научить школьников применять современное программное обеспечение для решения задач.
Задачи урока:
Воспитательная – воспитание ответственного отношения к выполняемой работе.
Образовательная - познакомить учащихся со стандартными функциями в ЭТ, формировать умение составлять таблицу, имея текст задачи, и применять функции.
Развивающая – развитие логического мышления, развитие познавательного интереса, любознательности.
Приобретаемые умения и навыки:
Создание формул (в т.ч. с использованием абсолютной адресации);
Копирование содержимого ячеек;
Использование функции суммирования;
Нахождение максимального и минимального значений диапазона;
Вычисление среднего арифметического.
Ход и содержание урока
I Подготовка учащихся к началу урока
Организационный момент
Объявление темы и целей урока
Инструктаж по ТБ
II Актуализация знаний
Фронтальный опрос
Вопросы:
Каково назначение программы MS EXCEL?
Что такое адрес электронной ячейки, из чего он состоит?
Какие форматы данных вы знаете?
Как очистить ячейки таблицы от данных?
Как произвести копирование содержимого ячейки?
Что образуют две или более ячеек?
С какого знака начинается формула?
Как пишется дробное число?
Какие ссылки называют относительными, абсолютными?
Индивидуальный опрос по карточкам
III Организация процесса усвоения нового материала
Объяснение нового материала
Предлагаю следующую задачу: найти наибольшее число из нескольких заданных чисел. На доске записываю несколько чисел: 568, 742, 390.
Какое число называется максимальным, минимальным? Как найти среднее арифметическое?
В программе MS EXCEL есть встроенные стандартные функции:
СУММ( )
СРЗНАЧ( )
МАКС( )
МИН( )
IV Закрепление полученных знаний
Решение задачи самостоятельно на компьютерах.
Задача. Постройте таблицу размера оплаты за электроэнергию, потреблённую семьёй в течение 12 месяцев. Известен расход электроэнергии за каждый месяц в киловатт/часах (кВт/ч): январь – 134, февраль – 200, март – 120, апрель – 250, май – 100, июнь – 150, июль – 50, август – 56, сентябрь – 60, октябрь – 200, ноябрь – 140, декабрь – 126. Стоимость
1 кВт/ч – 2,70 руб. Подсчитайте сумму денег, потраченную на потребление электроэнергии за год. Определите, в каком месяце расход электроэнергии максимальный, в каком – минимальный. Найдите средний расход электроэнергии за год.
(Использование в расчетах абсолютной ссылки повысит вашу оценку).
Доп.задание. Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь для построения?
Для этого учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходящий.
Физкультминутка.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.
Решите кроссворд. На рабочий стол каждого компьютера записан ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/86f82ed0-0dce-49bf-8da0-edaef4fc5c4c/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&

V Подведение итогов. Рефлексия.
Высказывания учащихся о возможности использования полученных знаний в повседневной жизни.
VI Домашнее задание. Обсудите с родителями и сделайте сообщение о том, как можно сберечь потребление электроэнергии.
Самоанализ урока
Урок построен на деятельной основе, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся. Ценность урока заключается в том, что ученики пытаются решить стандартную математическую задачу нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель – побуждаем интерес к изучению предмета и показываем его нужность в реальной жизни. На уроке ученики показывают свое умение работать с программой MS EXCEL.