УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №……..
_____________
Аналитический отчет о работе
педагога-психолога ГБОУ Школа №
за 20___/20___ учебный год
Работа в 20___/20___ учебном году велась в соответствии с планом, согласованным и утвержденным администрацией школы. Целью школьной психологической службы в этом учебном году было создание модели комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и профессиональной ориентации учащихся школы. Общая задача состояла в анализе затруднений, возникающих в процессе работы, и поиске их решения. Служебными задачами были: опрос педагогов на предмет наличия ожиданий от психологической службы, повышение психологической грамотности всех субъектов образовательного процесса, знакомство с результатами работы психологической службы (прозрачность работы), проведение открытых уроков.
Основная работа была направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Также проводилась работа по формированию учебно-познавательной компетентности.
Основными направлениями в работе были диагностическое, коррекционно-развивающее, профориентационное, консультативное, просветительское.
Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включало в себя диагностику познавательной сферы, диагностику эмоционально-личностной сферы и др. В работе использовались такие методики, как тесты, анкеты, проективные методики, свободное наблюдение, интервью, качественный анализ деятельности.
В начале учебного года проводился групповой скрининг учащихся первых классов с целью определения уровня готовности к школьному обучению. В конце года проводился повторный скрининг с целью выявления динамики. Также проводилось индивидуальное тестирование учеников первых классов для диагностики уровня развития познавательных процессов. В четвертых классах проводилась психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено и диагностика уровня тревожности. Во втором и третьем классе проводилась диагностика, направленная на определение уровня мотивации к школьному обучению. По запросу классного руководителя во 2А проводилась социометнрия.
Во всех классах начальной школы в течение года посещались уроки с целью анализа эффективности методических приемов учителя, определения стиля взаимодействия с учениками, а также особенностей деятельности и поведения учеников на том или ином уроке. Всего было посещено 26 уроков в начальной школе и 7 уроков в старшей и средней школе. После наблюдения на уроке учителям давалась обратная связь.
Совместно с ЦСТАиПО «Гагаринский» проводился тест, направленный на определение умственного развития и изучения причин неуспеваемости (ГИТ). Также проводилось тестирование с помощью программы «1С: Школьная психодиагностика» в соответствии с планом ОМЦ. С результатами диагностики были ознакомлены учителя, ученики и их родители. К сожалению, тестирование с помощью программы «1С: Школьная психодиагностика» было выполнено не в полном объеме в связи со сбоем в работе программы.
Для обследования 8 детей, вызывающих беспокойство у педагогов, была приглашена врач-невропатолог из ЦПМСС «Гагаринский». Рекомендации, полученные от нее, были доведены до сведения классных руководителей и родителей.
На основе полученных диагностических данных было составлено психологическое портфолио на каждого обследованного ученика. Данные, хранящиеся в этом портфолио, в дальнейшем служат базой для проведения групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с учащимися, для учителей являются дополнительным вспомогательным материалом в построении индивидуальной образовательной траектории, родителям помогают в понимании и создании объективной картины личности своего ребенка. Также диагностическая работа проводилась по запросу родителей и учителей в зависимости от возникшей проблемы. Основными причинами обращения были проблема в эмоционально-волевой сфере, плохая успеваемость и проблемы в поведении.
Таким образом, в течение учебного года были проведены следующие методики:
Методика | Класс |
Беседа о школе | 1А, 1Б |
РНЖ | 1А, 1Б |
Обобщение | 1А, 1Б |
Четвертый лишний | 1А, 1Б |
Корректурная проба | 1А, 1Б, 2А |
10 слов (Лурия) | 1А, 1Б |
Раздели на группы | 1А, 1Б |
Графический диктант | 1А, 1Б |
Дом-дерево-человек | 1А, 1Б |
Рисунок семьи | 1А, 1Б |
Звуковой анализ | 1А, 1Б |
Социометрия | 2А, 3А |
Мотивация к обучению Лускановой | 2А, 3А |
Методика сочинения Афанасьевой и Васильевой | 4А, 4Б |
ГИТ | 4А, 4Б |
Тест школьной тревожности Филлипса | 4А, 4Б |
Коррекционно-развивающее направление
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы в 2009-2010 учебном году были формирование произвольности, развитие внимание, памяти, мышления, снятие чрезмерной агрессии, работа со страхами. Коррекционно-развивающая работа проводилась как в индивидуальной форме, так и в групповой.
В первых классах проводились групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение уровня адаптации к школьным условиям. Цикл состоял из 24 занятий, каждое из которых проводилось один раз в неделю в течение 30 минут. Результатом занятий стала более быстрая адаптация детей к школе. В ходе работы, возникли трудности, связанные с тем, что детям трудно соблюдать правила работы в группе.
В группе продленного дня в первой четверти проводились групповые развивающие занятия «Развивающие игры», где дети знакомились друг с другом, открывали новые стороны своей личности, развивали навыки общения и др. Занятия проходили два раза в неделю по одному часу.
Групповые занятия в 2-4 классах проводились по коррекционной программе для младших школьников, имеющих трудности в обучении. Целью программы являлось преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребенка. Для проведения занятий было сформировано три группы, имеющих трудности в обучении (9 человек их 2А, 7 человек из 3А, 7 человек из 4Б), программа состояла из 18 занятий, каждое из которых проводилось один раз в неделю в течение 45-55 минут. Перед проведением цикла занятий и после его окончания была проведена диагностика внимания, памяти и мышления. Можно сказать, что у 57% учащихся, посещавших коррекционные занятия, наблюдается положительная динамика. Стоит отметить, что дети охотно ходили на занятия, активно включались в работу. В процессе у учащихся выявился ряд проблем: неумение работать в группе, плохо сформированная произвольная регуляция, плохая переключаемость внимания и слабая концентрация. В одной группе большие затруднения вызывали задания, направленные на пространственное представление. Данную проблему предполагается решить в следующем учебном году путем проведения ряда групповых занятий по данной тематике. Также трудность заключалась в том, что занятия в некоторых из групп проводились нерегулярно. Это повлияло на эффективность работы, так как любые коррекционные занятия необходимо проводить систематично. В течение года проводились групповые развивающие занятия с 4А классом, которые были направлены на развитие коммуникативных навыков, сплочение класса и др. Занятия проводились регулярно по одному часу в неделю.
В 5-х классах в конце года проводились занятия, направленные на сплочение группы, на изучение и формирование навыков эффективного общения. Было проведено 6 занятий в 5а и 4 занятия в 5б. В связи с тем, что занятия проводились в конце учебного года, посещаемость их детьми была достаточно низкая. В результате последнее занятие проводилось с двумя классами вместе. Стоит отметить, что в процессе занятий к группе присоединились ученики 8б и 9а. Из этого можно сделать вывод, что данные занятия являются интересными для ребят. Исходя из этого, планируется продолжить работу по данной программе в следующем учебном году.
Отдельно можно выделить профориентационную работу. В этом году в начальной школе она проводилась совместно с ЦСТАиПО «Ясенево». Учащиеся 4-х классов посещали интерактивные занятия, где их знакомили с некоторыми профессиями. Дети пробовали себя в роли парикмахера, повара и др. Всего было проведено 6 занятий. В следующем учебном году планируется больше времени уделить профориентационной деятельности в начальной школе, так как она является на сегодняшний день приоритетным направлением.
Консультативное направление
В течение года проводилась и консультативная работа с детьми, родителями и педагогами.
Всего было проведено 29 консультаций детей. Основными причинами обращения были плохие отношения с учителями и сверстниками, конфликтные ситуации с родителями и родственниками, у старшеклассников часто возникали вопросы, связанные с противоположным полом.
Родители чаще обращались с просьбой провести диагностику ребенка с целью выявления его личностных особенностей, причин неуспешности в школе. Полученные в результате диагностической работы данные становились основой для составления рекомендаций относительно дальнейшего стиля взаимодействия с ребенком. В течение года было проведено 26 консультаций.
Особенно часто за консультацией обращались учителя. Всего было 205 приемов. Основными причинами обращения за консультацией педагогов явились такие проблемы, как плохая успеваемость учащихся, конфликты между ребятами в классе, отношения с коллегами, конфликты с учениками, часто обращались и по личным вопросам. Результатом некоторых консультаций стало направление детей и их родителей к узкопрофильным специалистам (неврологи, логопеды и др.), в частности в ЦПМСС «Зюзино». Особо стоит отметить, что, по сравнению с прошлым учебным годом, в этом учебном году увеличилось число обращений как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Это может говорить о повышении уровня доверия к психологам школы.
Просветительское направление
Просветительская работа в этом учебном году включила в себя лекции для родителей по разнообразным тематикам. Для родителе первоклассников состоялась лекция на тему: «Мой ребенок – первоклассник» и презентация программы «Жизненные навыки». Для родителей учеников 1-4 классов была проведена лекция, темой которой стало знакомство с работой школьной психологической службы, планами на 20___-20___ учебный год. Запланированная встреча с родителями первоклассников для знакомства с результатами скрининга и лекция для родителей четвероклассников на тему «Проблемы, возникающие при переходе из начальной школы в среднюю» не состоялись в связи с переносом даты проведения, о чем психолога своевременно не поставили в известность. Стоит отметить, что учителя часто не сообщают о проведении родительских собраний, хотя от психологов данный запрос есть.
В третьей четверти для родителей учеников начальной школы был проведен открытый урок «Гнев - это нормально», где родители в процессе общего обсуждения вспомнили ситуации, вызывающие раздражение, злость, гнев и свои способы управления гневом, а также познакомились с детскими способами управления гневом. В дальнейшем мы планируем регулярно устраивать встречи с родителями для обсуждения интересующих их вопросов.
В этом году для педагогического коллектива также проводились различные лекции и занятия. В технике критического мышления 15 преподавателей работали с текстом Борхеса «Дом Астериона» и в процессе работы меняли свое отношение к другому, иному, не такому, как они сами; 10 человек пришли на занятие «Техники активного слушания», где они с удовольствием играли в «испорченный телефон», весело и ярко сочиняли детектив, перефразировали стихи своими словами, разбирались в жизненных ситуациях, применяя техники активного слушания и т.д. После занятия на развитие активного слушания учителя были в приподнятом настроении и сказали, что с удовольствием бы посещали подобные занятия, т.к. они узнали много нового не только о коллегах, но и о самих себе. Исходя из этого в следующем учебном году планируется чаще проводить лекции и занятия для педагогического коллектива.
Методическая работа
Методическая работа заключалась в подборке диагностических методик, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сферы личности, социального взаимодействия; подборке коррекционно-развивающих программ и методик. Особое внимание уделялось чтению методической литературы по различным направлениям деятельности. Также посещались различные семинары как районного, так и окружного масштаба. В течение учебного года прошла обучение на курсах повышения квалификации по следующим темам: «Организация психолого-педагогической помощи детям с СДВГ», «Теория и практика психологического консультирования в детском и подростковом возрасте», «Работа с детскими страхами» и «Управленческая компетентность учителя как ресурс качества школьного образования». В рамках методического направления велась работа над созданием модели школьной психологической службы, результатом которой стал проект. Данный проект был представлен на семинаре, проходившем в школе в марте 20___ года, и на окружной конференции «Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» и стратегии «Строим Школу будущего на Юго-Западе».
7. Анализ затруднений в деятельности педагога-психолога и предложения по их преодолению.
В процессе работы были выявлены некоторые затруднения, которые не позволяют полноценно осуществлять психологическую помощь и коррекцию. Основная проблема заключается в том, что родители с трудом идут на контакт с педагогом-психологом. Возможно, причина этого заключается в их психологической безграмотности. Сложившуюся ситуацию необходимо менять путем проведения групповых лекций, индивидуальных бесед с родителями, оказания грамотной консультативной помощи. Также существует проблема, связанная с нежеланием некоторых учителей сотрудничать с психологической службой школы. Данная ситуация снижает эффективность работы. У некоторых детей наблюдается отсутствие культуры работы в группе, что также является препятствием для достижения поставленной цели. Стоит отметить и сложности, связанные с недостатком опыта работы. За консультацией и помощью обращаются с различными проблемами, затрагивающими практически все сферы жизни. Данная проблема решается мною путем постоянного самообразования: чтение методической литературы, поиск новых коррекционно-развивающих программ и игр, посещение различных семинаров и т.д. Возникают проблемы связанные с кабинетом. Во-первых, стоит отметить, что кабинет недостаточно оснащен (мало дидактического материала, развивающих игр, пособий и т.п.) и плохо приспособлен для групповых занятий (мало места), поэтому часть занятий, включающих работу в больших группах, проводить проблематично. Во-вторых, иногда возникают проблемы, связанные с тем, что в кабинете работают одновременно два психолога, поэтому многие занятия совпадают по времени, а пространство не позволяет создать комфортную обстановку для параллельной работы.
Таким образом, можно выделить основные проблемы в работе педагога-психолога:
- психологическая безграмотность родителей;
- нежелание некоторых учителей сотрудничать;
- отсутствие у некоторых учеников культуры работы в группе;
- нехватка опыта работы;
- недостаточная оснащенность кабинета.
8. Выводы о перспективах дальнейшей работы психологической службы школы. Имеются в виду, как перспективы работы над выявленными проблемами, так и перспективы развития самой психологической службы школы. В этом разделе приводится примерный перечень работ на следующий год.
В 20___/20___ учебном году планируется продолжение работы в указанных направлениях, особо уделяя внимание тем сферам, в которых у детей выявились проблемы. Также планируется проводить работу, направленную на повышение психологической грамотности педагогов и родителей.
В рамках профориентационной деятельности планируется продолжить сотрудничество с центрами ЦСТАиПО «Гагаринский» и ЦСТАиПО «Ясенево», а также заключение договора с ЦСТАиПО «Академический».
Педагог-психолог ______________