СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример итогового сочинения по литературе (11 класс, декабрь) по направлению "Человек и природа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример итогового сочинения по литературе (11 класс, декабрь) по направлению "Человек и природа"( по повествованию в рассказах В.П.Астафьева "Царь-рыба").

Просмотр содержимого документа
«Пример итогового сочинения по литературе (11 класс, декабрь) по направлению "Человек и природа"»

Человек и природа

Человек и природа, их противоборство и взаимопроникновение – одна из вечных тем в мировой литературе. В каждую историческую эпоху она осмысливается по-новому, каждый раз приобретая конкретно-социальное наполнение. Идея стремления к достижению гармонии в отношениях природы и человека, выдвинутая предшествующими эпохами, в наше время обретает особую актуальность.

Оскудение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды – все негативные стороны человеческой деятельности обозначились в ХХ веке с такой силой, что мир заговорил об экологическом кризисе. Сейчас нельзя сказать, что человек – царь природы, так как стремление покорить её обернулось для него нравственным саморазрушением.
     В семидесятые годы ХХ века Виктор Петрович Астафьев, представитель «сибирской прозы», написал повествование в рассказах “Царь-рыба”, посвященное проблеме браконьерства, хищнического отношения к природе, которая, безусловно, тесно связана с вопросами биологического и духовного выживания человечества. По мнению автора, люди настолько свыклись с пропастью, отделяющей их от природы, что просто перестали замечать её, точнее, принимать во внимание. Преодоление этой пропасти, по Астафьеву, - в духовном слиянии с природой, а значит, и в обеспечении мер, способствующих её сохранению.

Отношение Астафьева к природе не благоговейно-созерцательное. Он знает, что нужно стрелять дичь, ловить рыбу, валить лес, пользоваться энергией воды. Но писатель думает и о том, что делать всё это нужно так, чтобы «не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь огнём» мир, в котором живём.

Природа в «Царь-рыбе» является не только источником человеческого существования, она – воспитатель души. Самой светлой своей стороной раскрывается она перед тем, кто приходит к ней с распахнутым сердцем. В главе «Капля» повествователь, восхищённый красотой тайги, думает о том, как хорошо, что его не убили на войне и он дожил до этого утра. Природа наполняет сердца главных и эпизодических персонажей книги (таких, как, например, Аким или бакенщик Павел Егорович) чувством прекрасного, помогает им осознать своё существование как каплю всеобщего потока бытия, убедиться в значимости их жизни. Именно в состоянии мирного покоя, навеянного природой, открывается самое хорошее в душе – жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в человечности мира.

Часто природа в повествовании оборачивается к людям и грозной стороной, становится отчуждённой и враждебной. Но, что характерно, является она такой чаще всего людям жестоким, безнравственным, бездуховным. В центральной главе книги, «Царь-рыба», браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в воду, и долго царь реки и «всей природы царь» (человек) были на одной ловушке. Именно в момент возмездия, когда страх смерти и угрызения совести терзают героя, происходит вдруг слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика – человека и природы. Но слияние это не лёгкое и возвышенное, как в главе «Капля», когда душа природы присутствует в человеке. Наполнена злом душа браконьера, и многое приходится ему преодолевать: не прекрасной является перед ним природа, а уродливой, страшной, воплощенной в образе ужасной царь-рыбы, глядя на которую и представить-то трудно, что в таком существе может быть нечто близкое человеку.

Настоящий переворот происходит в Игнатьиче, когда он ощущает, что рыба-то живая, что она, как и он сам, полноправное живое существо. В угасающем сознании браконьера присутствуют и ужас, и раскаяние в содеянном, и осознание того, что прожил совсем не так, как надо бы жить. Он просит прощения у всех: у оскорблённой женщины, у мучающейся рядом рыбы, у природы…

Но неужели хищническая страсть в человеке излечима только с помощью таких вот исключительных средств, на грани жизни и смерти? Этим вопросом задаётся писатель и не стыдится сказать во всеуслышание: «Нет мне ответа». Такими словами заканчивается книга, книга о том, как «забылся в человеке человек» и о неминуемой каре за эту забывчивость.

Астафьев всем своим повествованием утверждает: природу можно уничтожить, но её нельзя победить. Уничтожение же природы есть самоуничтожение человека. А единственно правильный путь взаимодействия человека и природы – путь сотворчества. Человек должен продлить всякую жизнь на земле, чтобы продлился он сам.