СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип работы со слабоуспевающими учениками

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассматривается причины слабой успеваемости и методы их устранения

Просмотр содержимого документа
«Принцип работы со слабоуспевающими учениками»

Принципы работы со слабоуспевающими учениками

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ

ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

Выделяют 3 основные причины слабой успеваемости:

1.       Физиологические

2.       Психологические

3.       Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1.       Недостатки познавательной деятельности

-    несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.



  1. Недостатки познавательной деятельности.

▪ Несформированность приемов учебной деятельности.

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными знаниями, умениями, навыками: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

Главная задача учителя заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

НАПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

              - составление плана тезисов;

         - составление логической схемы прочитанного;

         - формулирование главной мысли.

Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

▪ Недостатки развития психических процессов

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для учителя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но  естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.

НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако, при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части слабоуспевающих детей.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников учителю необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

▪ Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

- следует осторожно оценивать неудачи ученика;

- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?

1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

4.        Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8.        Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

▪ организовать помощь по успешному обучению;

▪ создать комфортные условия на уроках, в системе дополнительного

образования, во внеклассной работе;

▪ обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

▪ привлечь к работе успешно обучающихся детей (работа консультантов);

▪ консультировать родителей по вопросам обучения и воспитания;

▪ осуществлять взаимодействие между семьей и гимназией с целью решения

проблемы успешного обучения детей.

План работы по преодолению неуспешности в обучении

Работа с обучающимися:

1. Обеспечение обучающихся поуровневым учебным материалом.

2. Использование различных видов работ на уроке:

- карточки для индивидуальной работы;

- задания с выбором ответа;

- перфокарты;

- памятки, алгоритмы;

- контрольно-измерительные материалы;

- учебные диски;

- тетради с печатной основой;

- дополнительные учебники.

3. Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках индивидуальных занятий в ГПД.

4. Дифференциация и объем домашних заданий.

5. Организация досуга обучающихся в рамках дополнительного образования.

6. Привлечение данной группы детей к участию в классных и общешкольных мероприятиях.

7. Работа по предупреждению утомляемости и потери внимания (регулярное проведение физминуток).

8. Привлечение к работе с детьми узких специалистов: логопеда, психолога.