СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип текстоцентризма на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта

Просмотр содержимого документа
«Принцип текстоцентризма на уроках русского языка»

Принцип текстоцентризма на уроках русского языка Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» Белинина Галина Сергеевна  Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности   Волгореченск 2017

Принцип текстоцентризма на уроках русского языка

Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3»

Белинина Галина Сергеевна

Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности

Волгореченск

2017

 Принцип текстоцентризма ,  или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.  (Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004. — С 56.)

Принцип текстоцентризма или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.

(Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004. — С 56.)

Этапы работы с текстом I. Дотекстовый (работа с заголовком): по заголовку определить тематику текста; перечень поднимаемых проблем; К какому жанру можно предположительно отнести этот текст? Кто будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)? Где и в какое время может происходить действие? 

Этапы работы с текстом

I. Дотекстовый (работа с заголовком):

  • по заголовку определить тематику текста;
  • перечень поднимаемых проблем;
  • К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
  • Кто будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)?
  • Где и в какое время может происходить действие? 
Этапы работы с текстом II.Текстовый (медленное чтение, подготовка к следующему этапу).  III. Послетекстовый: знакомство с биографией писателя; работа со стилем текста, типом речи; определение значений незнакомых слов; составить план текста, выделив его основные мысли; рассказать текст от лица главного героя.; на писать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.

Этапы работы с текстом

II.Текстовый (медленное чтение, подготовка к следующему этапу).

III. Послетекстовый:

  • знакомство с биографией писателя;
  • работа со стилем текста, типом речи;
  • определение значений незнакомых слов;
  • составить план текста, выделив его основные мысли;
  • рассказать текст от лица главного героя.;
  • на писать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.
Современный урок - это интересный урок Составляющие урока: личность учителя (кто?), материал, с которым он идет на урок (что?), методы и приемы работы с классом (как?).

Современный урок - это интересный урок

Составляющие урока:

  • личность учителя (кто?),
  • материал, с которым он идет на урок (что?),
  • методы и приемы работы с классом (как?).
Медиатекст  (от лат. media textus  «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») –   сообщение, текст любого медийного вида и жанра. Понятие медиатекст возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа). когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео,  Интернетом, мобильными телефонами.  (Н.А. Кузьмина. Современный медиатекст. Уч. пособие . Омск, 2011. – 414 с. )

Медиатекст 

(от лат. media textus  «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») –

  сообщение, текст любого медийного вида и жанра.

Понятие медиатекст возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа). когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео, 

Интернетом, мобильными телефонами. 

(Н.А. Кузьмина. Современный медиатекст. Уч. пособие . Омск, 2011. – 414 с. )

Виды медиатекстов, используемые на уроках русского языка отрывки из мультфильмов, кинофильмов; социальные ролики; рекламные ролики; аудиозаписи.

Виды медиатекстов, используемые на уроках русского языка

  • отрывки из мультфильмов, кинофильмов;
  • социальные ролики;
  • рекламные ролики;
  • аудиозаписи.
Виды работы с медиатекстами 1. Анализ фрагментов фильмов/мультфильмов , создание собственного текста . 5 класс. Тема «Письмо» - отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Виды работы с медиатекстами

1. Анализ фрагментов фильмов/мультфильмов , создание собственного текста .

5 класс. Тема «Письмо» - отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»

6 класс. Тема «Деловое общение» - отрывок из фильма «1+1» 6 класс. Тема «Числительные » - отрывок из мультфильма «Патамучка без Ашибок»

6 класс. Тема «Деловое общение» - отрывок из фильма «1+1»

6 класс. Тема «Числительные » - отрывок из мультфильма «Патамучка без Ашибок»

2. Анализ текстов рекламных роликов, создание собственных рекламных текстов. 3. Акция «Лови ошибку», во время которой создают «банк ошибок», «пойманных» в Интернете, в СМИ, в городских объявлениях.

2. Анализ текстов рекламных роликов, создание собственных рекламных текстов.

3. Акция «Лови ошибку», во время которой создают «банк ошибок», «пойманных» в Интернете, в СМИ, в городских объявлениях.

Результаты использования медиатекстов на уроках русского языка интересно, весело, современно; развивается критическое мышление; развиваются творческие способности; на уроке возникает атмосфера успеха.

Результаты использования медиатекстов на уроках русского языка

  • интересно, весело, современно;
  • развивается критическое мышление;
  • развиваются творческие способности;
  • на уроке возникает атмосфера успеха.
Результаты профессиональной деятельности Развитие речи учащихся; Положительная мотивация к изучению русского языка; Повышение качества успеваемости.

Результаты профессиональной деятельности

  • Развитие речи учащихся;
  • Положительная мотивация к изучению русского языка;
  • Повышение качества успеваемости.
Список литературы Е . А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.  Л.Г. Ларионова Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2010 . Н.А. Кузьмина. Современный медиатекст. Уч. пособие . Омск, 2011. – 414 с Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Сабаткоева Р. Б.), Дейкина А. Д., Воителева Т. М., Архипова Е. В. и др. — М., 2005. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. — М., 1973

Список литературы

  • Е . А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
  • Л.Г. Ларионова Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2010 .
  • Н.А. Кузьмина. Современный медиатекст. Уч. пособие . Омск, 2011. – 414 с
  • Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Сабаткоева Р. Б.), Дейкина А. Д., Воителева Т. М., Архипова Е. В. и др. — М., 2005.
  • Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. — М., 1973