Просмотр содержимого документа
«Принцип текстоцентризма на уроках русского языка»
Принцип текстоцентризма на уроках русского языка
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3»
Белинина Галина Сергеевна
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
Волгореченск
2017
Принцип текстоцентризма , или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.
(Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004. — С 56.)
Этапы работы с текстом
I. Дотекстовый (работа с заголовком):
- по заголовку определить тематику текста;
- перечень поднимаемых проблем;
- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
- Кто будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)?
- Где и в какое время может происходить действие?
Этапы работы с текстом
II.Текстовый (медленное чтение, подготовка к следующему этапу).
III. Послетекстовый:
- знакомство с биографией писателя;
- работа со стилем текста, типом речи;
- определение значений незнакомых слов;
- составить план текста, выделив его основные мысли;
- рассказать текст от лица главного героя.;
- на писать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.
Современный урок - это интересный урок
Составляющие урока:
- личность учителя (кто?),
- материал, с которым он идет на урок (что?),
- методы и приемы работы с классом (как?).
Медиатекст
(от лат. media textus «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») –
сообщение, текст любого медийного вида и жанра.
Понятие медиатекст возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа). когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео,
Интернетом, мобильными телефонами.
(Н.А. Кузьмина. Современный медиатекст. Уч. пособие . Омск, 2011. – 414 с. )
Виды медиатекстов, используемые на уроках русского языка
- отрывки из мультфильмов, кинофильмов;
- социальные ролики;
- рекламные ролики;
- аудиозаписи.
Виды работы с медиатекстами
1. Анализ фрагментов фильмов/мультфильмов , создание собственного текста .
5 класс. Тема «Письмо» - отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»
6 класс. Тема «Деловое общение» - отрывок из фильма «1+1»
6 класс. Тема «Числительные » - отрывок из мультфильма «Патамучка без Ашибок»
2. Анализ текстов рекламных роликов, создание собственных рекламных текстов.
3. Акция «Лови ошибку», во время которой создают «банк ошибок», «пойманных» в Интернете, в СМИ, в городских объявлениях.
Результаты использования медиатекстов на уроках русского языка
- интересно, весело, современно;
- развивается критическое мышление;
- развиваются творческие способности;
- на уроке возникает атмосфера успеха.
Результаты профессиональной деятельности
- Развитие речи учащихся;
- Положительная мотивация к изучению русского языка;
- Повышение качества успеваемости.
Список литературы
- Е . А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
- Л.Г. Ларионова Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2010 .
- Н.А. Кузьмина. Современный медиатекст. Уч. пособие . Омск, 2011. – 414 с
- Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Сабаткоева Р. Б.), Дейкина А. Д., Воителева Т. М., Архипова Е. В. и др. — М., 2005.
- Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. — М., 1973