ПринципЫ и правила общения с ребенком
Весы воспитания
1. Требовательность – завышенная.
Интерес к ребенку – недостаточный.
Этот стиль ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.
2. Требовательность – заниженная.
Интерес к ребенку – недостаточный.
Этот стиль воспитания содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
3. Требовательность – завышенная.
Интерес к ребенку – излишний.
У ребенка не формируются инициатива и чувство дома.
4. Требовательность – заниженная.
Интерес к ребенку – излишний.
Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
Правила общения с ребенком.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Иначе оно перестает восприниматься.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.
Д е т и у ч а т с я ж и т ь:
– Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.
– Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.
– Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
– Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
– Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
– Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
– Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
– Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
– Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
– Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
– Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
– Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
– Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
– Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
– Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.