СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы и задачи коррекционно-развивающей деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы и задачи коррекционно-развивающей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Принципы и задачи коррекционно-развивающей деятельности»

ПРИНЦИПЫ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

- введение в содержание обучения разделов, которые предус­матривают восполнение пробелов предшествующего развития,

- формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного про­цесса, обеспечивающего решение задач общего развития,

- вос­питания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

- определение оптимального содержания учебного материа­ла и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обес­печением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анали­за, сравнения, обобщения, навыки группировки и классифи­кации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, форми­ровать умение ориентироваться в задании, воспитывать навы­ки самоконтроля, самооценки;

развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представления­ми об окружающей действительности;

- осуществлять логопедическую коррекцию нарушений речи;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.


Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, форми­рование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций:

формирование навыков соотносительного анализа;

развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

формирование умения планировать свою деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явле­ниями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-лично­стной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем и обогаще­ние словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на основной ступени образования :

1. Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), разви­тие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необ­ходимости самоконтроля.

2. Развитие личностных компонентов познавательной дея­тельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

3. Формирование и закрепление умений и навыков плани­рования деятельности, самоконтроля, развитие умений вос­принимать и использовать информацию из разных источни­ков (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.

4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в раз­витии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).

5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологи­ческого здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психо­логического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; физичес­кое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и ле­чебно-профилактическая медикаментозная терапия.

6. Создание благоприятной социальной среды, которая обес­печивает соответствующее возрасту развитие подростка, сти­муляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование обще­интеллектуальных и общедеятельностных умений.

7. Системный разносторонний контроль за развитием под­ростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его се­мьи.

8. Обеспечение учебно-методического оснащения, необходимо­го для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательно­го стандарта к знаниям и умениям учащихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебни­ки, программы, методические рекомендации по изучению наи­более трудных разделов программ).

9. Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зри­тельно-моторной координации, темпа деятельности, формиро­вание общетрудовых, организационных и конструктивно-тех­нологических умений и др.).