СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

фывапролджэъ-0987н6екуцфывапролджз9876еапролдщ98765кепнрглщ87654кепро

Просмотр содержимого документа
«Принципы коррекционно-развивающего обучения»

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у учащихся высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления). Особенно это важно в отношении детей с ОВЗ. В данном случае учитель обращает больше внимания не столько на количество слов, примеров, заданий, сколько на качество работы каждого ученика, как была задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой ребёнок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих учащихся к активной мыслительной деятельности и т.п.

Таким образом, целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Методы обучения, используемые учителем в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут быть реализованы на основе принципов коррекционно-развивающего обучения, предложенных Е.Д. Худенко.

Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит дидактическим принципам: воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность учащихся;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- прочность знаний, умений и навыков.

Особое значение при организации обучения детей с ОВЗ имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психического развития.

Краткая характеристика принципов коррекционно-развивающего обучения



Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, а в данном случае — развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Принцип продуктивной обработки информации вытекает из принципа динамичности восприятия. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации, и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идет о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребенка способность самостоятельного адекватного реагирования.

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. И для этого учитель включает в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления и пр. При этом учитель должен отличать словесные, наглядные и практические методы от методов коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления и пр. существуют специальные приёмы, которые должны включаться в содержание каждого урока.

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо создать такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребёнку творческие, проблемные, но посильные задания. Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая этой деятельности оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п.



Принципы

Методы реализации в уроке

Динамичность восприятия

а) задания по степени нарастающей трудности;

  • Задание по степени нарастающей трудности.

  • Паузы перед заданиями.

  • Использование ярких примеров, образов, интересных познавательных сведений.

  • Наглядные средства обучения.

  • Нетрадиционные уроки.

б) включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (работа с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения.

в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся.

Продуктивная обработка информации

а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

б) дозированная поэтапная помощь педагога;

в) перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Выполнение задания по образцу.

Развитие и коррекция высших психических функций

а) включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

б) задания с опорой на несколько анализаторов.

Мотивация к обучению

а) мобилизующее начало урока

б) постановка законченных инструкций;

в) актуализация и обогащение жизненного опыта, включение в урок современных реалий;

г) создание условий для достижения, а не получения оценки;

д) проблемные задания, познавательные вопросы;

е) ситуация успеха, призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка;

ж) планирование учебной деятельности, ее результатов;

з) ликвидация пробелов в знаниях;

и) рефлексивная деятельность.

 









Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





Сообщение: «Специфика коррекционно-развивающего обучения.»













Выполнила студентка

Ш -41 группы

Склюева Татьяна



Ейск,2019