СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены принципы образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Принципы образовательного процесса»

Принципы образовательного процесса Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского, магистр (Педагогическое образование) Е.В. Акчурина

Принципы образовательного процесса

Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина

Принципы учебного процесса Как бы ни были разнообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Такая целостность обеспечивается не только обшей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и  общими принципами учебного процесса.

Принципы учебного процесса

  • Как бы ни были разнообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон.
  • Такая целостность обеспечивается не только обшей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.
Принципы обучения Это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.

Принципы обучения

  • Это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.
Принципы обучения Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем. Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами.

Принципы обучения

  • Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.
  • Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами.
Дидактические принципы В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие  дидактические принципы: объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности, разнообразия методов; активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Дидактические принципы

В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов;
  • активности обучаемых;
  • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Принцип объективности, научности Требует чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных. Этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений.

Принцип объективности, научности

  • Требует чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных. Этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений.
Принцип связи теории с практикой Нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно.

Принцип связи теории с практикой

  • Нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно.
Принцип последовательности Требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.

Принцип последовательности

  • Требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.
Принцип доступности Предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Эффективный учитель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.

Принцип доступности

  • Предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Эффективный учитель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.
Принцип наглядности Один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – с помощью вкуса, доступное осязанию – путем осязания.

Принцип наглядности

  • Один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – с помощью вкуса, доступное осязанию – путем осязания.
Принцип активности обучаемых Вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: учителя и ученика. Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся. Поэтому именно учитель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые – в роли его объекта. Но и учащиеся в процессе обучения не остаются полностью пассивными.

Принцип активности обучаемых

  • Вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: учителя и ученика. Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся. Поэтому именно учитель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые – в роли его объекта. Но и учащиеся в процессе обучения не остаются полностью пассивными.
Принцип прочности усвоения знаний Требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

Принцип прочности усвоения знаний

  • Требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.
Связь принципов обучения Принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Например, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д.

Связь принципов обучения

  • Принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Например, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д.
Дидактические принципы Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать учителю надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса. Они в значительной мере характеризуют отечественную образовательную систему, что и придает ей те черты академизма, отличающие ее от западной, для которой в большей степени характерен прагматизм в понимании целей обучения.

Дидактические принципы

  • Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать учителю надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса. Они в значительной мере характеризуют отечественную образовательную систему, что и придает ей те черты академизма, отличающие ее от западной, для которой в большей степени характерен прагматизм в понимании целей обучения.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!