Семинар по педагогике на тему
“Принципы педагогического процесса”
Принцип (от лат. principium — начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д. ; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принцип педагогического процесса - система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.
Принципы обучения (дидактические принципы) - это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принцип воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся :
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
Принцип демократизации образования.
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности обучающихся .
Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.
Принцип научности
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип воспитания и развития
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.
Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:
создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.
Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.
Принцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:
применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);
не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).
Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.
Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.
Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:
обучение для школьников
применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).
опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.
обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.
приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.
Принцип сознательности в педагогике
Принцип сознательности в педагогике означает, что обучение должно быть осознанным и осмысленным для учащихся. Этот принцип предполагает, что студенты должны понимать цели и задачи учебного процесса, а также активно участвовать в нем.
Сознательность в педагогике означает, что студенты должны быть включены в процесс обучения и осознавать свою роль в нем. Они должны понимать, почему изучают определенные предметы и как это связано с их личными и профессиональными целями.
Принцип сознательности также подразумевает, что студенты должны быть активными участниками учебного процесса. Они должны задавать вопросы, высказывать свои мысли и мнения, анализировать информацию и применять полученные знания на практике.
Сознательность в педагогике помогает студентам развивать критическое мышление, самостоятельность и ответственность за свое обучение. Они становятся активными и самостоятельными учениками, способными применять полученные знания и навыки в реальной жизни.
Принцип активности в педагогике Принцип активности в педагогике подразумевает, что студенты должны быть активными участниками учебного процесса. Они должны активно взаимодействовать с учебным материалом, задавать вопросы, высказывать свои мысли и мнения, анализировать информацию и применять полученные знания на практике.
Активность студентов может проявляться в различных формах, таких как обсуждение учебных тем, выполнение практических заданий, проведение исследований, участие в проектах и т.д. Важно, чтобы студенты не только пассивно принимали информацию от преподавателя, но и активно включались в учебный процесс, проявляли свою инициативу и самостоятельность.
Принцип активности способствует развитию у студентов таких навыков, как критическое мышление, самостоятельность, творческое мышление, коммуникативные навыки и др. Он также помогает студентам лучше усваивать учебный материал и применять его на практике.
Принцип научности
Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.
Требования принципа научности:
Наличие системы теоретических знаний у учащихся
Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
Аргументированность действий и практических выводов наукой
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
В учащихся должны формироваться инициативность и самостоятельность
В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.