ГКУСО Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Новошахтинский центр помощи детям»
«Принципы реабилитации ребёнка - жертвы насилия»
ДОКЛАД
Подготовила:
воспитатель Юшкова И.И.
Принципы реабилитации ребёнка - жертвы насилия.
«Прежде чем сказать – посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть – посчитай до ста.
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи».
(Народная мудрость)
Проблема взаимодействия детей и взрослых сложна и многогранна. Недаром она многие сотни, даже тысячи лет стоит перед людьми.
Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди. Но жестокость все-таки существует. Жестокость выражается в нанесении одним человеком другому человеку или иному животному существу вреда посредством действия или бездействия. Такого рода вред может принести пренебрежение родительскими обязанностями.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко угроза его жизни или даже смерти.
По свидетельству учёных – психологов, в основе наиболее жестоких случаев лежат болезненные, травмирующие переживания, связанные с бесчисленным унижением и неприятием человека в детстве. Дефицит внимания к ребёнку приводит к ухудшению его успеваемости, нередко провоцирует агрессивное или асоциальное поведение как способ компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.
Жестокость и насилие в современном обществе нарастают. До 40% тяжких преступлений совершаются в семье, около 2 миллионов детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксируемому насилию (а сколько ещё не фиксируемому?) со стороны родителей. Спасаясь от этого, 50 тысяч детей убегают из дома.
Есть данные, свидетельствующие, что 98% взрослых, проявляющих жестокость по отношению к детям, сами были свидетелями или объектами насилия в детстве. Жестокость может порождаться жестокостью.
Наиболее часто пребывающие в стрессовом состоянии взрослые проявляют агрессию, взрыв ненависти по отношению к более слабым – детям. Незащищённость ребёнка от различного рода социальных воздействий, в том числе от упрёков взрослых, запретов, отрицательной оценки, порождает у него ощущение ненужности, препятствует формированию адекватной самооценки, искажает представление о нравственных и безнравственных поступках.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции. Решение своих проблем дети – жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам.
Следует учитывать, что когда ребёнок долго находился в экстремальных условиях, а затем переходит в другие, казалось бы, более благоприятные условия (из семьи, где с ним жестоко обращались, - в приют, детский дом или с улицы – в реабилитационный центр и т. д.), то создаётся впечатление, что его адаптационные способности нарушены. На самом же деле нарушенная адаптация свидетельствует об очень хорошей приспособляемости к тем самым экстремальным ситуациям, в которых ему приходилось находиться.
Когда ребёнок попадает в соответствующее учреждение, резко меняется весь привычный уклад его жизни. Он оказывается оторванным от дома, школы, привычного круга общения с родными и сверстниками, теряет то, к чему был привязан. Взамен он приобретает непонятный для себя статус, например «приютского» ребёнка – одного из многих, попадает в новую для него систему отношений со своей шкалой ценностей и правил поведения, к которым бывает трудно быстро привыкнуть. Чем меньше возраст ребёнка, тем ему труднее понять происходящие изменения, представить дальнейшие перспективы своей жизни. Изменившийся статус вызывает растерянность и тревогу, так как дети обычно не представляют, как решится их дальнейшая судьба и от чего она зависит. По понятным причинам приют или детский дом не могут дать ребёнку необходимое количество тепла и внимания. Ребёнок в них не всегда защищён и от насилия со стороны старших ребят или сверстников. Случается, что ребёнок, сталкиваясь с новыми сложностями, начинает хотеть домой, испытывает чувство вины перед родителями, изменяет свой рассказ о случившемся. Конечно, это не значит, что ребёнку в той ситуации хорошо и не надо было ничего менять. Однако важно с уважением относиться к жизненному опыту этого ребёнка, не ужасаясь, но и не отрицая его. Надежда возможна лишь тогда, когда имеет право на существование то, что уже есть. Ведь даже находясь в самых ужасных условиях, человек ценит какую-то часть своего опыта, связанную с позитивными переживаниями (возможно, это взаимоотношения со значимыми людьми, собственные достижения или что-то ещё). Отрицание же этого опыта в той среде, к которой ему предстоит вновь адаптироваться, может вызвать нежелание принимать новый образ жизни, ради которого нужно отказаться от личностно значимых вещей. Это в какой – то степени объясняет побеги детей и возвращение в ту среду, из которой их изъяли. И, как бы ни ужасали и ни вызывали в нас чувство гнева родители, истязающие и насилующие своих детей, мы должны принимать и давать место той любви, которую продолжает испытывать к ним ребёнок. Важно, чтобы ребёнок мог хранить какие-то личные вещи, принесённые из «той жизни» (игрушки, фотографии …). И неважно, как игрушка выглядит и сколько ей лет, главное, что она дорога ребёнку и даёт ему чувство собственной непрерывности во времени и пространстве.
И конечно же, для адаптации к новым условиям любому человеку нужно чувствовать стабильность, последовательность, предсказуемость поступков окружающих его людей, необходимо ощущать понимание пекущихся о них людей и иметь время для реабилитации.
Считается, что при обеспечении ребёнку нормального ухода, при быстром выявлении проблемы и оказании адекватной психологической и психотерапевтической помощи его готовность к восстановлению будет достаточно быстрой, чтобы пойти на поправку. И любые взрослые, оказавшиеся рядом с такими детьми, могу помочь, если:
- признают их чувства и поведение;
- будут слушать, не осуждая;
- понятными словами заверят ребёнка в его безопасности;
- убедят ребёнка, что его никто не обвиняет в случившемся;
- выразят ребёнку свою любовь;
- будут вести себя так, чтобы завоевать доверие;
- будут отвечать на вопросы с предельной честностью;
- помогут осознать, что всё образуется, и они не всегда будут чувствовать себя так, как сейчас;
- при любых переменах постараются создать атмосферу стабильности.
Но для того, чтобы оказать ребёнку помощь, важно суметь увидеть и услышать то, что он пытается сказать своим поведением, которое нам зачастую кажется неадекватным.
Для того, чтобы ребёнок смог отработать свой травматический опыт и справиться с проблемами, необходимо тесное взаимодействие специалистов, обсуждение стратегий реабилитации для каждого ребёнка, создание безопасного терапевтического пространства с чёткими ясными границами и правилами и внимательным отношением к внутренним проблемам ребёнка. Такое взаимодействие возможно в коллективе, где осуществляется командный подход к работе, все сотрудники руководствуются едиными принципами, а также доверяют и поддерживают друг друга.
У детей - жертв насилия, как правило, нарушены границы личностного пространства и деформирован образ собственного тела. В результате личностные границы становятся иногда слишком жёсткими, но чаще всего они будут неясными, нечёткими. Реальный мир детей, переживших насилие, был непредсказуем и опасен, в нём не было правил, а роли были спутаны и неясны. Поэтому первое, что необходимо ребёнку для успешной психологической реабилитации – это создание безопасного пространства с чёткими и ясными границами.
Немаловажной задачей является предоставление ребёнку средств, дающих ему возможность исследовать свой внутренний мир, выражать свои чувства, завершать незавершённые ситуации и облегчать ношу своих невысказанных переживаний. Ребёнку о многом трудно сказать словами, иногда он просто не знает этих слов, но он может говорить через игру, рисунки, поделки и многое другое. Поэтому важно, чтобы было много различных средств для его самовыражения.
Включение ребёнка в творческий процесс – будь то рисование, пение, театральная постановка, открытие красоты и гармонии мира через экскурсии, походы, праздники – является одним из основных реабилитационных методов в работе с детьми. Необходимо создавать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребёнка, и он может почувствовать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Важно дать ребёнку возможность почувствовать в себе силы для преодоления этих трудностей, отказаться от ощущения неизбежности происходящего и собственного бессилия перед ним, чтобы он смог почувствовать себя не просто пешкой, но активным участником и строителем своего микроклимата. Реализация этих задач может идти с помощью:
- профилактики отклонений в психосоциальном развитии;
- психокоррекции и психотерапии детей;
- культурно-эстетического и физического развития детей (психогигиена).
То есть, можно говорить о некоей воспитательной системе, целью которой является передача жизненного и культурного опыта. При этом идёт формирование способов взаимодействия с внутренним «Я». Необходимо использовать синтез различных видов и форм деятельности (пение, танец, рисунок, актёрское мастерство, поделки из различных материалов, чтение книг, игра…), а также активное занятие спортом – для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Реабилитация – это творческий поиск, способ социальной адаптации, процесс осознания себя и мира, путь к установлению отношений. Переживание момента творения даёт силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, порождённых насилием.
Основой принципов продуктивной реабилитации личности ребёнка, испытавшего насилие, выступают индивидуальный и личностно ориентированный подходы. Именно эти подходы позволяют выявить и проанализировать актуальные проблемы ребёнка, обосновать его психологические трудности и подобрать наиболее эффективную форму их коррекции.