СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы социального воспитания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания , если в поле зрения находятся дети .

Просмотр содержимого документа
«Принципы социального воспитания»

Принципы социального воспитания.

План.

1.Принцип природосообразности

2.Принцип культоросообразности .

3.Принцип Гуманизма.

4.Принцип центрации воспитания на развитии личности .

5.Принцип дополнительности в социальном воспитании.

6.Принцип диалогичности.

Слово принцип происходит от латинского слова principium, которое происходит от слова «начало», «основа».

1.Природосообразность-принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Был впервые сформулирован Я.А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законом, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что «природа» желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению , но должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей , развития органов чувств.

Говоря о принципе прриродосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнит, о какой категории детей идет речь, обычный, нормальный ребенок или ребенок имеющий отклонения в психическом , физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

-учет возрастных особенностей детей;

-учет половых особенностей детей;

-учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

-опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

-развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

2.Принцип культоросообразности.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А.Дистервергом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры - это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал Дистерверг, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек –продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков .Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности семьи, как естественной среды существования , знания как основа деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта. Приобщение ребенка к различным культурам общества; бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной – весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждении и т.д.) в которых находится ребенок к разные периоды своей жизни .Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил:

-учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур

-развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

3.Принцип гуманизма.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим традициям гуманизма (Н.Бердяев, В.Соловьев, В Вернандский, Ж.Пиаже.) Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность.

С позиций современного гуманизма, благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле. Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях .Все произведения выдающихся классиков педагогики проникнуты любовью к детям.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятия гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность-деятельность; направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалидам он понимает как жалость. Гуманизм же – это сопутствие ему как человеку, попавшему, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

Гуманизм – это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие – либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек.

Гуманное отношение к этой категории людей требует прежде всего достойного, равноправного отношения к ним , в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у индивида. ТО же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и потому первое желание – проявить благотворительность.

Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

4. Принцип центрации воспитания на развитии личности.

Принцип центрации воспитания на развитии личности требует соблюдения следующих правил;

1.Достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом , материальном, социальном положении они находятся ;

2.признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения ; уважать –значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой , а не моей копией.

3.помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям , формировании позиций «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

4.понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие , а на желание помочь детям в интеграции их в общество , основываться на позиции; общество открыто для детей и дети открыта

5.стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми