Просмотр содержимого документа
«Принципы создания воспитывающей духовно-нравственной среды»
Принципы создания воспитывающей духовно-нравственной среды
Создание воспитывающей духовно-нравственной среды включает в себя такие действия: развитие коллектива класса (группы), взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями обучающихся, создание предметной среды.
Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка будет эффективен при использовании следующих педагогических условий.
Первое: активном включении личности ребенка в деятельность в зависимости от возраста (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей.
Второе: формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы и культуры, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности обучающегося. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, изображений, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
Третье: использовании методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка, направленной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы обучающегося: когнитивного, предусматривающего формирование представлений о душе, духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения; эмоционально-ценностного, направленного на развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком; поведенческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой)