СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы здоровье сберегающих технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cохранение и укрепление здоровья  - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, 

Просмотр содержимого документа
«Принципы здоровье сберегающих технологий»

Принципы здоровье сберегающих технологий



«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью обучающихся. Поэтому сейчас актуальны здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

Здоровье сберегающие технологии основываются на следующих принципах:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния.



  1. Творческий характер образовательного процесса.


  1. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.


  1. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.



  1. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.



  1. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.





  1. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.



  1. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

Здоровье сберегающие технологии подразделяются на две группы.

1 группа – это средства, организующие процесс обучения совместно с физическими упражнениями.



2 группа – это средства, снимающие физическое напряжение, усталость, восстанавливающие психическое равновесие, но не связанные по содержанию с процессом обучения.

Физкультминутки являются одним из средств, снимающие физическое напряжение, усталость, восстанавливающие психическое равновесие, но не связанные по содержанию с процессом обучения. Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.   Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток включаются:

  • упражнения по формированию правильной осанки,

  • укреплению зрения,

  • укрепления мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • упражнения для ног,

  • релаксационные упражнения для мимики лица,

  • потягивание,

  • массаж области груди, лица, рук, ног,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.



Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Пальчиковая гимнастика также относится к средствам второй группы здоровье сберегающих технологий. Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки. Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:

  • подготовить руку к письму;

  • предотвратить появления писчего спазма;

  • развить внимание, терпение;

  • стимулировать фантазию;

  • научиться управлять своим телом;

  • активизировать работу мозга

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Гиппократ.

Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.


Использованная литература


  1. Коваленко В.И. Здоровье сберегающие технологии. – М., 2004 г.


2. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.