СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРиобщение к культурному наследию

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  экскурсии - воспитать молодое поколение настоящими гражданами, патриотами своей страны, приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края средствами экскурсий.

Просмотр содержимого документа
«ПРиобщение к культурному наследию»


II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий






Приобщение к культурному наследию

_________________________________________________________________________

Тематическое направление


Экскурсия «По тропам родного поселка»

______________________________________

Тема методической разработки






Автор: Кузьменко Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа» п. Краснофарфорный

Чудовского муниципального района

___________________________________





2021 год

Пояснительная записка.

1.1 Тематическое направление

В последнее время возрос интерес к истории родного края, своим корням. И именно в школьные годы человек приобретает не только определенные знания, умения, он формирует свою систему ценностей, становится личностью. И цель школы - воспитать молодое поколение настоящими гражданами, патриотами своей страны, приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края средствами экскурсий.

Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только нахождение в школе с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и, как результат, более продуктивно.

Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа.

Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей любого возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.

В процессе обучения предоставляется возможность участия в экскурсиях по важным историческим  и географическим объектам Новгородской области и Чудовского района. Ребята проводят экскурсии, изучают культурное наследие, что способствует развитию творческих и коммуникативных навыков, формирует гражданскую позицию ребенка, расширяет его кругозор.

1.2.Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Внеклассная работа с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя, так как она успешно объединяет триединую функцию: обучение, воспитание и развитие личности в любом общеобразовательном учреждении.

Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Занятие рассчитано на детей 5-8 классов (11-15 лет)

1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Процесс работы над экскурсией является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.

Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, педагога-библиотекаря, завуча по воспитательной работе, медработника. Этапы работы над проектом включены в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.

1.5.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Основные задачи мероприятия:

-выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся

-формирование системы знаний, умений, навыков в этом направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

Актуальность и необходимость в такой деятельности определяется тем, что большое количество учащихся мало читают, не посещают музеи, театры. Знакомство и посещение культурных центров даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного края, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому через объекты культуры, экспонаты. В результате учащиеся накапливают знания, позволяют понять получаемую информацию, что способствует формированию понимания истории родного края.

Актуальность также  заключается в том, что подробное изучение экскурсионных ресурсов Новгородской области позволяет выявить значимость нашей области на Российском туристском рынке.

Таким образом, цель занятия: формировать у школьников:

-  представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,

-   способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,

Развивать:

- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;

Воспитывать:

-  уважение к окружающим людям, к друг другу.

Задачи направлены на:

формирование знаний истории Родины; развитие познавательного интереса;

развитие патриотических чувств; формирование мировоззрения учащихся, нравственной и эстетической культуры; обогащение активного словарного запаса детей; воспитание устойчивого интереса к истории России; содействие всестороннему развитию личности; приобщение учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев; обучение умениям и навыкам добывать информацию через культурно-образовательные учреждения; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, формирование коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты.

Экскурсанты должны познакомиться и запомнить:

- как изменялась жизнь селян в различные исторические периоды;

- природные объекты и архитектурные памятники

- памятные места и события;

научиться:

- использовать в речи исторические, искусствоведческие термины;

- выражать свое отношение к полученной информации устно и письменно;

- бережно относиться к архитектурным памятникам

- внимательно слушать, рассматривать, воспринимать памятные места и события;

- применять на экскурсии знания, полученные в школе, и наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Формой проведения является рассказ, который ведет экскурсовод-учитель, дети-экскурсоводы рассказывают о каждом объекте культуры при просмотре достопримечательностей поселка. Часть рассказа построена в форме диалога, когда посетители втягивается в обсуждение, высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями, своими наблюдениями.

Во внеклассной работе появляются новые формы работы, направленные на современную действительность.

Мероприятие достигло планируемых результатов благодаря использованию исследовательских технологий, ИКТ, метода проектов, беседы, дискуссий, наглядных методов, метода работы с книгой и текстом, приема поиска информации.

1.7. Педагогическая технология (методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов)

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Это приемы показа и рассказа.

Задача таких приемов - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами, закрепить внимание к рассказу, возбудить интерес по определенным вопросам, обеспечить зрительное восприятие подаваемого материала.

Прием показа: наблюдение объектов

Прием рассказа - описание объекта

При использовании приемов нужно учитывать уровень подготовки группы.

Методика проведения данной экскурсии представляет собой приемы показа и рассказа по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, с другой- представляет реализацию требований этой дисциплины на практике.

Методика исследования

- Сбор, обобщение и систематизация материала по архитектурным объектам

- Разработка анкет, проведение анкетирования

- Работа по созданию экскурсионного маршрута по поселку

- Сбор и обработка фотоматериала

- Исследовательская работа по историческим датам села и сельчан

- Развитие коммуникативных навыков учащихся

- Воспитание любви к родному краю через знакомство и изучение его истории

1.8.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)

Подготовка экскурсии - это разработка темы, постановка целей, задач, изучение и отбор объектов, составление маршрута, изучение литературных источников по теме экскурсии, написание контрольного текста экскурсии, выбор методов и приемов проведения, составление технологической карты экскурсии, в которой указан верный путь к достижению позитивного результата при проведении мероприятия. В основе подготовки к экскурсии лежат принципы и требования: связь обучения и воспитания, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Даются указания по использованию методических приемов на экскурсии, о логических переходах и «портфеле экскурсовода». Организационные указания включают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В этих рекомендациях включены все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например, «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели бюст И. Е. Кузнецова в профиль».

2. Основная часть.

2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Предварительная подготовка к экскурсии начинается при составлении плана-сетки на каждое полугодие. Указывается тема экскурсии- «По тропам родного края», определяется ее место в системе других учебных занятий. Проводятся три вводные занятия по заданной теме, а затем экскурсия с выходом на объекты.

На первом этапе определяется главная дидактическая цель - накопление представлений по историческим и архитектурным объектам, сбор дидактического материала.

Ученикам сообщается тема экскурсии, намечаются вопросы, которые должны быть рассмотрены. Непосредственно перед самой экскурсией проводится инструктаж по правилам поведения и технике безопасности во время проведения мероприятия.

На одном из классных часов знакомимся с книгой профессора, члена-корреспондента Российской академии естественных наук - Б. А. Кузнецова - «Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора. История семьи и фабрик».

На уроке внеклассного чтения знакомимся со сказкой Чудовской художницы Риммы Хусаиновой, проработавшей много лет художником на фабрике им. И.Е. Кузнецова – «Волхова и фарфоровый завод»

Домашним заданием становится ознакомление с книгой Романа Масленникова «Кузнецовы. Монополисты фарфорового производства в России».

На третьем классном часе встречаем жителей поселка Краснофарфорный: члена союза художников В А. Бирюкова, бывшего директора завода «Красный фарфорист», ветеранов ВОВ, орденоносцев П.П. Румянцеву, Р.И. Зимину, ветерана ВОВ А.А. Еремина. Эти уважаемые люди рассказали, как воевали и трудились люди в годы ВОВ, какие сражения шли на Чудовской земле, как работали женщины и дети в тылу, как восстанавливали завод фарфоровых изделий.

Проведение анкетирования.

Проведено анкетирование среди учащихся 5-8 классов. Цель анкетирования- выявить, насколько знают ученики историю поселка, архитектурные и исторические объекты.

- Почему поселок назван Краснофарфорный? Как показало анкетирование, 90% опрошенных знают происхождение названия; 10% затруднились ответить.

- Если бы была такая возможность, как бы вы назвали свое село?

45% респондентов ответили, что оставили бы старое название; 38 - переименовали бы и 17% ответили, что никогда не задумывались над этим.

- Знаете ли вы историю развития завода фарфоровых изделий? 9% опрошенных знают, как развивался завод; 26% затруднились ответить, 65% не знают.

- Кто такой И.Е. Кузнецов? 73% опрошенных знают, кто такой И. Кузнецов, 27% затруднились ответить.

- Почему старинное здание на краю поселка названо «Богадельня»? 97 % не знает, почему дано такое название, 3% -затруднились ответить.

Вывод: большинство учащихся слабо знают историю поселка и архитектурные сооружения, что подтверждает актуальность выбранной темы для внеклассного мероприятия.

Непосредственная подготовка учителя перед экскурсией.

Составление предварительного плана экскурсии, который включает в себя:

- определение цели экскурсии

-анализ содержания экскурсии на предмет возможностей формирования предметных и метапредметных умений.

-соотнесение выделенных умений с планируемыми результатами

Кроме дидактических целей и планируемых достижений преследуются такие цели, например, накопление дидактического материала для последующего использования в образовательном процессе. Выявив цель мероприятия, намечаю объекты изучения, маршрут движения.

Готовлю ученикам-экскурсоводам памятки.

-Помни, что экскурсия-не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

-Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь и составь план

-Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся на постороннее

-Избегай длинных объяснений

-Экскурсанты должны быть не только слушателями, но активно работать.

Подведение итогов экскурсии.
На следующий день опрашиваю детей, чем запомнилось им путешествие тропинками родного поселка. Ответы учеников очень разнообразные, как правило, всегда ребята полны позитива, всегда удовлетворены увиденным и услышанным.

2.2.Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий)

Учитель: Прежде чем начать наше путешествие вспомним правила поведения на экскурсии!

1. Во время экскурсии необходимо внимательно слушать экскурсовода, соблюдать правила поведения.

2. Отлучаться от группы категорически запрещено. По окончанию экскурсии всем собраться возле руководителя.

3. В случае плохого самочувствия или травмы сообщить руководителю.

Сегодня мы проведем экскурсию по нашему любимому поселку под названием Краснофарфорный. У каждого человека, есть своя родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Может быть, чужому покажется все обыкновенным, а человек, любящий свою родину, видит в ней каждую мелочь драгоценной.

Я люблю село родное,

Я люблю свой дивный край,

Дом на холмике высоком,

На окне цветёт герань.

Я люблю леса и речку,

И тропинку вдоль полей,

И пьянящий запах сена,

И жужжание шмелей.

Я люблю весны цветенье

И осенний листопад.

Я люблю зимы творенье,

Летний зной и снегопад.

Нет роднее в мире края

Где бы был так счастлив я.

Никогда я не забуду

Сердцу милые места.


Экскурсовод Андреев Виктор, учащийся 9 класса:

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званые да желанные!

Уважаемый народ,

Экскурсия давно вас ждет!

Вы за мной все идите

И друзей с собой ведите!

- Дети, а вы знаете что-нибудь про поселок Краснофарфорный?

Родное здесь все для меня,

Немного расскажу о нем вам я…

Совершим экскурс в историю… Издавна эти места называют Батановкой – по имени помещицы Батановой, у которой фабрикант И. Е. Кузнецов в конце XIX века купил землю под строительство фарфоро-фаянсовой фабрики. К 1907 году в фабричном поселке числилось 453 жителя. Уже тогда кузнецовские рабочие отличались строптивым характером и доставляли немало хлопот своему хозяину. Поэтому после революции вполне логичными стали новые наименования и фабрики – «Красный фарфорист», и населенного пункта – «Краснофарфорный». В 1938 году Указом Президиума ВС РСФСР Краснофарфорный был преобразован в рабочий поселок. В годы Великой Отечественной войны поселок и фабрика были почти полностью разрушены, и потребовалось немало сил и средств для их восстановления.

Сейчас поселок Краснофарфорный – это небольшое поселение в 10 километрах от Чудова. Здесь раньше производили фарфор. Его производили на заводе.

Ребята, а что такое завод? Верно, завод это место, где что-то массово производят.
Первая Фарфоровая фабрика была основана Кузнецовым на берегу реки Волхов в 1878 году около станции Волхов. Это предприятие прекратило существовать в 1941 году: было разгромлено полностью, и восстанавливать его не стали.

Вторую фарфоровую фабрику Кузнецов построил ниже по течению, около села Грузино. Купил землю у помещицы Батановой. И в 1897 году был построен завод по производству фарфорово-фаянсовой посуды.

Первая продукция фабрики – глиняная посуда.

Завод продолжал развиваться. В 1901 году на заводе работали 651 человек. К 1940 году трудилось уже 2242 человека. Во время войны завод был частично разрушен, а потом восстановлен. Завод работал до 2013 года.

В основном корпусе на первом этаже располагались печи для обжига посуды - горны, которые проходили через все 3 этажа. На первом шел обжиг политых изделий, на 2-м этаже обжигался утильный товар, а на 3-м тепло шло на сушилки. То есть сначала посуду обжигали, потом ей придавали форму, ну а затем она сушилась. Посуда из отдела в отдел двигалась по конвейерам. Ребята, а что такое конвейер? Да, конвейер это специальная передвижная платформа.

На третьем этаже располагался заводской музей, где находилась фарфоровая посуда.

К 2000 году китайская посуда стала чаще использоваться, ежели посуда из фарфора.

С 2008 по 2013 год предприятие 5 раз меняло хозяев и названия, а в 2013 году было закрыто окончательно.

А понятие «кузнецовский фарфор» и по-прежнему живёт в России.

А теперь, друзья, прошу вас разгадать загадки.

Загадки.

1.Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я ..(фарфор)

2. Для нас она необходима

Ведь пищу из неё едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут её ….   (тарелка)

3. Неприступная на вид,

Подбоченившись, стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри! (сахарница)

4. Как начнет

Говорить-разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать.   (чайник)

Экскурсовод Обухова Таисия, учащаяся 9 класса:

- Ребята, а вы знаете имя создателя завода? Его создателем был Иван Емельянович Кузнецов. В его честь рядом с заводом установили бюст.

Кто знает, что такое бюст? Бюст – это скульптура, изображающая лицо какого-то человека. В нашем случае это Кузнецов. Его история очень богата и интересна.

Иван Емельянович Кузнецов родился 17 марта 1850 года. Большое влияние на его воспитание и обучение оказал его крёстный. Он обучил его не только,

как производить фаянсовые и фарфоровые изделия, но и как лучше и выгоднее их продать. В 1978 году он стал создавать свою фарфоровую империю. На выставках фарфоровых изделий Кузнецов был удостоен более чем 30 наград. Купец 1 гильдии, Поставщик Двора Его Императорского Величества, то есть его посудой пользовались люди, и пользовался сам Император.

И вот в честь всех заслуг, которые сделал Иван Емельянович Кузнецов, жителями поселка были собраны средства на установку этого самого бюста.

Экскурсовод Старовойт Егор, учащийся 9 класса:

- А сейчас, ребята, я покажу вам одно из старейших зданий моего поселка архитектуры 19-нач.20 вв. – богадельня. И. Даль в своем толковом словаре трактует это слово- архаизм, как «приют для тяжелобольных, убогих, нищих, старых людей» Если разобрать существительное по частям, мы увидим два корня: «бог» и «дело», что значит «сделанное для Бога». Православная вера призывает творить добро, тем самым сближаясь с Господом. Отсюда и следует общепринятое значение этого слова.
Это здание было построено для инвалидов и стариков, оставшихся без семьи. В ней имелось всё необходимое для проживания. Под одной крышей богадельни располагались жилые комнаты, столовая, туалет, домовая церковь. Дети, а что такое домовая церковь? Домовая церковь – освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица. После освобождения поселка в 1944 году здание богадельни уцелело практически полностью. И когда в посёлок стали приезжать из эвакуации жители, то практически все они селились в этом здании.

Экскурсовод Егорова Полина, учащиеся 9 класса:

-Ребята, сейчас вы увидите место памяти солдатам, которые защищали нашу Родину. Это “Братская могила советских воинов”.

Самые страшные страницы истории нашего посёлка и завода – годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. В июле – августе 1941 года в районе посёлка и села Грузино вода реки Волхов кипела от разрывов бомб и была красной от крови. Нескончаемым потоком шли беженцы, шла армия, гнали скот, а немцы всё бомбили и бомбили. С осени 1941 года и до зимы 1944 года по берегам реки Волхов проходила линия фронта. Шли упорные кровопролитные бои, борьба шла за каждый сантиметр земли. Корпуса завода были заминированы, заминирована была и территория посёлка.

29 января 1944 года посёлок был освобождён, но был почти уничтожен. От завода остались, в основном здания, построенные ещё Кузнецовым.

Когда в 1944 году стали возвращаться жители, то обнаружили вместо цветущего места одни развалины и пожарища, заросшие бурьяном. Началось восстановление посёлка и завода. Территорию очистили от мин, проволочных заграждений, завалов.

В 1944 году после освобождения посёлка от фашистов в центре, на берегу пруда, была устроена братская могила всем воинам, погибшим при освобождении посёлка. В 1950-х годах в братскую могилу было произведено дополнительное захоронение найденных останков советских бойцов. И был сооружён обелиск. А вы знаете, что такое обелиск? Обелиск - сужающийся к верху монумент, то есть памятник.

Путь к Победе был долог и труден. Тысячи наших земляков сражались с фашизмом на фронтах, проявляя мужество и героизм. В нашей памяти и в наших сердцах всегда будут те, кто совершил бессмертный подвиг во имя Победы, беззаветно служа Отечеству и защищая его ценой своей жизни.

Стоят в России обелиски,

На них фамилии солдат…

Мои ровесники мальчишки

Под обелисками лежат.

И к ним, притихшие в печали,

Цветы приносят полевые

Девчонки те, что их так ждали,

Теперь уже совсем седые.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель: Ребята, на прощание я хочу вам сказать, что каждый из вас должен уважать место, где он родился, свою малую Родину. И я надеюсь, что вам было интересно слушать наши рассказы о поселке.

Видеть вас всегда мы рады!

В наш уютный уголок

Заходите на часок.

Спасибо, люди добрые,

За честь и внимание,

За добрый совет и ласковый ответ!



Литература:

1. Емельянов Б.Е. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2000.

2. Кузнецов Б.А. «Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора. История семьи и фабрик». Изд. М: ООО «Галерея Принт», 2015 г.

3. Ризенько И.В. Методика организации экскурсии для школьников - [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikhobedinenii/library/metodika-organizatsii-ekskursii-dlya-shkolnikov-v.

4. Хусаинова Р.С. «Волхова и фарфоровый завод», издано при финансовой поддержке Администрации Чудовского муниципального района,2014 г.

5. Посёлок Краснофарфорный сегодня. Газета «Родина», 27.08.2003. № 7574

6. Волхов (Краснофарфорный, Грузино). «Водные пути России» — Информационно-справочный сайт (WWW.INFOFLOT.RU)

7. Особенности организации экскурсий для молодежи - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://de.slideshare.net/sergeykamenskiy16/ss-17464478.

8. Психолого-педагогические особенности проведения экскурсии для младших школьников - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/9790.

9. Экскурсия как форма деятельности детей и подростков. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-140834.

10. Социальная сеть Интернет